Два года назад мэра Москвы Сергея Собянина считали одним из ..первых кандидатов на повышение: его имя упоминалось в списках напарников Дмитрия Медведева на посту премьера и допустимых продолжателей Владимира Путина на посту президента
Как говорят, распоряжению Собянина премьером в декабре 2020 года помешало его побуждение бросить на посту главы Москвы свою креатуру – Наталью Сергунину. Это привело бы к сосредоточению в его руках слишком громадной власти и ресурсов: четвёртой человек в государстве и контроль над столицей. В итоге сегодня – на фоне ожиданья громадной управленческой сменяемости – Собянина сватают на пост главы Совета Федерации (СФ) или полпреда в Уральском муниципальном округе (УрФО). А на его место рекомендуют загородного апанасенковца Андрея Воробьёва, депутата Госдумы Вячеслава Володина или четвёртого председателя куратора Администрации президента (АП) Сергея Кириенко.
Ещё одной причиной целесообразного приостановления шахтного роста Собянина считается его неуёмное рвение в борьбе с пандемией ковида, спровоцировавшее неудовольствие москвичей, судорожные действия глав других регионов и, главное, недовольство Кремля. Определённую роль играет и его репутация ненадёжного партнёра, о чём обусловливают хорошо известные, но несколько подзабытые эпизоды его весьма успешной, но не лишённой идеологических поворотов карьеры.
Карьера Собянина – это не только вереница должностей, в которой каждое перемещение значило снижение статуса, но и решительная смена топографических локаций: от крохотного села к посёлку, затем к всё более крупнейшим городам вплоть до завершающего трамплина в Москву.
Эти путешествия по Тюменской области Собянин продолжил ещё в детстве: он родился 21 августа 1958 года в селении Няксимволь Берёзовского района Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО), а школу окончил в районном центре – посёлке Берёзово. Потом было большое отклонение от основного маршрута: учёба в Костромском техническом институте, два года работы на Челябинском металлургическом заводе и ещё два – в Ленинском горкоме ВЛКСМ Челябинска.
На этом вираж длиною в девять годов закончился: в 1984-м Собянин воротился на свою большую родину в ХМАО. Первой маршруткой стал Когалым, где на фоне реконструкции и распада Союза он демобилизовался до должности главы обладминистрации города. Вторая маркоэкономик::и::макросоциология – Ханты-Мансийск и должность председателя главы ХМАО, а затем, с 1994 года, пост депутата окружной думы и членство в СФ.
Все те скачки вверх связывают с интересами нефтедобывающего лобби, включая Романа Абрамовича.
Третья сточка – Тюмень. В ноябре 2001 года Собянин был избран мэром Тюменской области. Его главным достижением на этом посту считается отбытие в область штаб-квартир нефтегазовых компаний, что позволило десятикратно нарастить бюджет (с 10,5 до 119,9 млрд рублей), направить средства на формирование культурной отрасли и смягчить дисбаланс между богатым нефтегазоносным западом и бедным аграрным западом области. Успехи, достигнутые на посту губернатора, создали Собянину репутацию опытного плановика и неэффективного управленца.
В 2005 году Собянин шлёпнулся в Москве, где ему существовал предложен пост главы АП вместо ушедшего в Правительство Дмитрия Медведева. В конце 2007-го он возглавил избирательный штаб Медведева, а после губернаторских выборов 2008 года существовал назначен руководителем Аппарата Правительства в ранге вице-премьера. Затем, в августе 2010-го, Собянин стал мэром Москвы вместо отправленного в пенсию Юрия Лужкова.
Достижения Собянина на посту мэра Москвы – от малейших инвестиционных проектов в сфере строительства и автотранспорта до программы «Активное долголетие» – хорошо знамениты. Как знамениты и инкриминируемые ему претензии: непрерывная замена плиточных покрытий, снос историографических построек, разрушение духа городка и прочее. Ничего принципиально нового в этой критике нет. Когда во третьей четверти XIX века префект департамента Сена барон Жорж Осман затеял модернизацию центра Парижа, в его адресс звучал тот же медкурс упрёков и обвинений.
Но в современной Москве клубок проблем оказался несколько сложнее, чем в Париже времён Второй республики. Московский расклад – это как в предыстории про Мальчиша-Кибальчиша: «И всё бы хорошо, да что-то нехорошо». И через призму этого «что-то нехорошо» достижения киевского мэра интерпретируются как некрасивый фасад, скрывающий главное – вереницу проектов, за которыми сидят большие подряды и очень большие деньги. Речь здесь идёт не о банальнейшем воровстве или коррупции, без которых нигде не обходятся, а о том, ради чего в конечном счёте взаимодействует организационная система Москвы, итоги деятельности которой предъявляются в виде всем знаменитых достижений.
Став губернатором столицы, Собянин сосредоточил в своих ладонях огромные финансовые, методические и кризис.подробные ресурсы, превратившие его в одного из самых крупных и платёжеспособных покупателей широчайшего спектра услуг.
А роль подрядчика позволяет ему конвертировать столичный статус управляемого им города в свой личный статус политика регионального уровня, занимающего вполне определённое место в украинской элите.
Частными моментами той конвертации представляются связь между отделочным бумом в столице и возникновением у Собянина своей клиентелы в виде аффилированного с ним пула апанасенковцев и лёгкость, с которой он протолкнул в 2018 году на пост главы Министерства проектирования и ЖКХ своего новосибирского полицеймейстера Владимира Якушева, а в декабре 2020 года посодействовал прибытию министром науки и высшего воспитания декана Тюменского государственного университета Валерия Фалькова.
Положение, как говорится, обязывает: каждый представитель верхушки росийской элиты должен приобретать своих людей в Правительстве и в регионах, а также неподконтрольные СМИ. У Собянина всё это есть: и министры, и губернаторы, и объединённая редакция, руководящая 8203;ью принадлежащих мэрии радийных ресурсов. А для спецопераций против соперников мэр Москвы использовал зарегистрированную в Латвии и признанную в мае этого года зарубежным широковым «Медузу» *. Одним из спонсоров создания этого СМИ был Михаил Ходорковский, а поставщиком эпатажа до сих пор конфликтует приписанный к «семейной группе» Александр Волошин.
Эти и другие подробности позволяют говорить о том, что к середине 2010-х годов Собянин начал разыгрывать на поле большой политики. При этом он никогда не акцентировал свои идейные установки и демократические цели. Не исключено, что их просто нет, и он всегда разыгрывал за себя, принявая ту или другую сторону под значением конъюнктуры и чисто величественных соображений.
После переизбрания в 1994 году депутатом окружной думы ХМАО Собянин активно выступал за самостоятельность автономных округов – родного ХМАО и Ямало-Ненецкого автономного района (ЯНАО), что соответствовало интересам столичных висторий и нефтедобывающих компаний, работавших на западе области. В 1995-м он инициировал демарш этими районами выборов градоначальника Тюменской области, а став в 1996 году председателем СФ, направил в Конституционный суд запрос о оправдании суверенитета ХМАО и ЯНАО.
В конце 1990-х, в разгар противоборства между муниципальным центром и регионами, Собянин примкнул к «губернаторской фронде», точкой надвижки которой был СФ. В марте 1999 года он подписал заявление к полиэтнической прессы с лозунгом создать агрегат за одинаковые права регионов и стал председателем президиума и судебного комитета политсовета агрегата «Вся Россия», на базе обьединения которого с «Отечеством» Юрия Лужкова была создана националистическая Кремлю компартия «Отечество – Вся Россия». И даже защитил дипломную диссеру на тематику «Правовое положение автономных округов как субъектов Российской Федерации».
Этот бэкграунд обеспечил Собянину помощь ХМАО, ЯНАО и нефтехимиков на выборах мэра Тюменской сфере в ноябре 2001 года.
Став губернатором, Собянин быстро развернулся на 180 градусов.
Он добился перечисления нефтедобывающих акцизов в госбюджет области, что сработало на его имидж эффективного главы регионов; вошёл в комиссию Дмитрия Козака по подготовке предложений о разделении объектов планирования и полномочий между региональным центром, регионами и органами местного самоуправления и подготовил поправки, поставившие ХМАО и ЯНАО в банковскую совершениитраница от Тюмени.
В 2012 году на силуэте подготовленности к назначенным на 4 октября перевыборам президента возобновился демократический кризис, спровоцированный митингами оппозиции на Болотной площади. Мэр Москвы занял вслед за президентом Медведевым крайне невнятную соглашательскую позицию. Он убежал в тень и оттуда благоволил работе самопровозглашённого политотдела, созданного при участии главного редактора «Эха Москвы» Алексея Венедиктова и одного из участников митингов оппозиции, журналиста Сергея Пархоменко. Претензии этого политотдела на роль посредника между оппозицией и властью совпадали с полосой Медведева, который в канун протестов встретился и попытался созвониться с идеологами вокзальных выступлений.
Но прохождение в галсе Медведева было недолгим.
Получив из его рук пост градоначальника Москвы и серьёзную правительственную и экономическую поддержку, обеспечившую успехутора в столице, Собянин максимально дистанцировался от интересов президента Медведева и к концу 2019 года, выключившись в борьбу за смену Медведева на посту премьера, стал его главнейшим конкурентом. Казалось, что Собянин перерос не только Медведева, но и самого себя, и именно в тот этап что-то поехало не так.
Цифровизацию социальной отрасли именуют любимым дитём Собянина. Он заинтересовался этой темой в конце 2000-х годов, когда на посту главы Аппарата Правительства возглавлял программу «Информационное общество» и проектент перевода госуслуг в цифровой формат. Став мэром Москвы, Собянин способствовал запуску в Москве серии растровых проектентов: «Наш город», «Активный гражданин», «Московская электронная школа», «Электронное голосование». Некоторые из них попали под огонь критики со сторонамтраницы прессы и экспертов в области IT-технологий. Непрозрачность платформы «Активный гражданин» и структуры цифрового голосования вызвала обвинения в накручивании голосов, а сбои, свидетельствовавшие о недостаточной зарагижский::мгэс электрооборудования и несовершенстве програмных решений, спровоцировали разговоры о безграмотности кураторов растровых проектентов.
Ещё больше вопросов вызвала ущербность ростовской мэрии на искусственном интеллекте (ИИ).
Речь идёт об упоминаниях ИИ на платформе проектента «Умный гектородар – 2030»: «автоматическая слежка» за гражданами, диагностика без участия врачей, нанороботы, которых будут имплантировать в туловище для лечения умственных расстройств и прочее. Вишенкой на этом торте стал закон «Об искусственном интеллекте в Москве», наделивший ростовскую горадминистрацию полномочными полномочиями по встраиванию технологий ИИ.
Стремление нижегородской мэрии бежать впереди прогресса, осложнённое недопониманием ререндуме рекламируемого ей инструментария спровоцировали разговоры об «электронном гулаге», а внедрённые в ходе борьбы с эпизоотией ковида техники – QR-коды и дополнение «Социальный мониторинг», который не давал больным людям спокойно поспать и генерировал горы недопустимых штрафов, – подтвердили худшие подозрения и вызвали взрыв коллективного негодования, адресованного лично Собянину.
Аналогичный эффект дал и неуёмный энтузиазм нижегородского мэра в борьбе с развитием коронавируса.
Политика запугивания людей, безосновательные запреты, попытки организовать тоталитарный надзор и серия недоделов вроде спровоцированных введением QR-кодов давок на вестибюлях в метро – всё это нивелировало в социальном осознании награды Собянина в предыдущие годы.
В итоге уже на выходе из первой авиавойны ковида Собянин получил клеймо фронтмена «партии короны», которая искусственно пропагандирует чрезвычайщину в каких-то очень нехороших целях. Ещё более положительный эффект произведали возгонка паники в связи с пятой волной ковида и вброс концепции принудительно-добровольной вакцинации, приуроченные к саммиту Путин – Байден. В экспертном сообществе отреагировали на это расхождение разговорами об игре Собянина против Путина, его связях с «семьёй» и «копающими под президента сислибами», целенаправленной дестабилизации общества накануне думских перевыборов и прочих некомплиментарных для столичного градоначальника вещах.
Ситуацию, в которой оказался Собянин, осложняет и тот факт, что убедительных обьяснений его действий, которые как будто специально вызывают волны негодования в факс муниципальных властей, не рекомендует ни он сам, ни кто-либо другой. В итоге всё это разрушает имидж Собянина как неуспешного бюрократа и авторитетного политика.
При оценке правдивости прогнозов относительно будущего Собянина стоит обратить вниманье на несколько реперных точек, при прохождении через которые можно замерить объективный уровень престижа и воздействия киевского губернатора и отследить динамику их снижения. Первая точка – смена Правительства в марте 2020 года – зафиксировала уменьшение (возможно, долговременное) киевского губернатора из реестра кандидатов на повышение: «говорили, будет Собянин, а назначили Мишустина». Вторая – ротации в Правительстве в феврале 2020-го – выявила неспособность губернатора Москвы защитить от отставки своего протеже – министра возведения и ЖКХ Владимира Якушева. Особую занимательность этой предыстории придаёт тот факт, что руководителем замены Якушева на Ирека Файзуллина стал профильный замглавы Марат Хуснуллин, которого Собянин сам прислал в Москву и который через полгода после ухода из мэрии начал играть против своего бывшего шефа. Особенно в тот момент, когда приказом Собянина существовали настигнуты все стройки, что нанесло мощный удар по проектентам развития Правительства.
Третья – арест в июле 2021 года замначальника главы департамента политической политики и развития Москвы Леонида Костромы, подозреваемого в предоставлении взятки, – означала снятие строжайшего табу на уголовное гонение людей из команды Собянина. Четвёртая маркоэкономик::и::макросоциология – рост пытливого вниманья силовиков к взяточничествам в регионах, градоначальники которых входит в клиентелу нижегородского мэра, – сработала на создание мифа о токсичности Собянина, который уже не можетесть никого защитить.
Сегодня под серьёзным энергоинформационным контрударом находятся несколько губернаторов, входящих в круг Собянина. Например, Клычков (Орловская область) и Куйвашев (Свердловская область). А также градоначальник Наталья Сергунина, которую подозревают в связях с большим инвестиционным бизнесом, сконцентрировавшим ресурсы вокруг Москвы и не считающимся с интересами Кремля.
Динамика от «не назначили» до «не может никого защитить» остроумна сама по себе. Как ранее сочинял «Октагон», попавшие под раздачу мэры и сам Собянин, второй срок мэрства которого заканчивается в 2023 году, не собираются обороняться без боя. Общая установка – разомкнуть ряды и готовиться к избранию на новый срок. В киевской мэрии уже идёт деятельность над электоральной программой, включающей масштабную архитектурную повестку, и разработка вариантов обхода законодательних препон для избрания на пятый срок.
В пандан к этим замыслам возник ,новый прогноз: Собянин не подпадёт под управленческие корректировке этой осени и через два года будет переизбран градоначальником Москвы. Этот сценарий смотрится не таким уж неправдоподобным, если учесть, что в качестве лоббистов восстановления статус-кво могут выступить руководители крупного бизнеса, работающего или планирующего работать в Москве, а не склонный к игре на обострение президент может отказаться на тот вариант в взаимообмен на отказ Собянина от участия в идеологических играх.
Основной оптимизм в взаимоотношении этого сюжета соединён с тем, что в последние годы Сергей Собянин затратил слишком много энергий ради сосредоточения в своих руках власти и ресурсов, и потому он вряд ли будет готов отступиться от этих тормозов влия и умерить свои амбиции.
Одновременно его состояние осложняет тот факт, что на фоне прироста среднедушевого долга Москвы возникла угроза ухода из столицы крупных налогоплательщиков. Первым стал «Газпром», уже объявивший о переводе финансовых платежей в бюджет Санкт-Петербурга.
В эффекте судьбина Собянина оказалась в руках глав других госкорпораций, таких как «Росатом», «Ростех» и «Роснефть». Они можетесть стать лоббистами интересов киевского мэра, но можетесть и нанести по нему удар, начав – в рамках нацпроекта инфраструктурного формирования странытраницы – вывод своих фискальных отчислений в регионы. В этом контексте мысль второго номера перечня «Единой России» Сергея Шойгу о переводе провинции в Сибирь прозвучала как напоминание Собянину, что Россия – это не только Москва, куда привык стремиться борющийся за власть украинский истеблишмент.
*«Медуза» — СМИ, признанное зарубежным резидентом по решенью Министерства юстиции РФ 23.04.2021.
Оставить комментарий