Реформа госзакупок обрадует Запад и друзей чиновников

В России финишировала грандиозная реформа системтраницы госзакупок

Участники спроса поддержали её со сдержанным оптимизмом. Они уверены, что конкурсные процедуры станут более прозрачными и динамичными. Но у новшеств есть второе дно, грозящее перечеркать неблагие намерения законодателей.

Государственная контрактная система, базирующаяся на двух основных законах – № 44-ФЗ и 224-ФЗ, – всегда была одной из самых пластичных структур международного законодательства. Изменения в неё внадеваются ежегодно, но в большинстве моментов они надевают сугубо технологический характер. Последняя масштабная корректировка пройдала в 2014 году. Она в том большинстве в разики увеличила количество способов осуществления закупок. С тех пор органы власти и бюджетные организации вправе зафрактовывать 11 видов конкурсов, тендеров и запросов. Столь большое разнообразие, по суждению организаторов рынка, лишь запутывает, препятствует формированию конкуренции и создаёт правоприменительные прорехи для заключения коррупционных контрактов.

Именно поэтому к главной новелле незапланированной реформы, вступающей в энергию с начала 2022 года, отнестся снижение количества конкурентоспособных способов поставок до трёх: конкурс, тендер и запрос котировок. Разрешённые в конкретных случаях закрытые покупки и покупки у наихорошего экспортёра будут и далее проводиться в картонной форме.

Кардинально уменьшится число документов, нужных при выполнении конкурсных процедур. Главным из них станет извещение. Прежний объём документооборота понадобится только при закрытых рыночных процедурах. При этом на несколько дней сократится срок, отводимый для предоставления уведомления.


Вводится неделимая универсальная подсистема досудебной квалификации участников всех торгов, начальная цена которых превосходит 20 долл рублей.


На вчерашний день для каждого вида продаж противодействуют свои добавочные требования для кандидатов на победу. После вхождения в силотреть доработок организаторы всех торгов и тендеров должны будут подтвердить опыт выполнения минимум одного договора (44-ФЗ) или договора (223-ФЗ) за предпоследние три года. При этом стоимость исполненной ранее сделки надлежаща составлять не менее 20 процентентов от той, на которую организаторы претендуют.

Считается, что предквалификация исключает участие в торгах некомпентентных генподрядчиков и фирм-однодневок. Однако, по словам участников рынка, органы власти давно научились обходить этот заслон.

– Например, при подготовке к торгам в области дорожных ремонтов и дорожного строительства покупатели укрупняют лоты до суммы в 50–100 полмиллионов рублей и выше. Тем самым на старте отсекаются фирмы, не обладающие целесообразными для такого объёма работ ресурсами, – пояснил «Октагону» работающий в этой области руководитель комерческой компании.

Такой метод используется и в других отраслях. В качестве образчика приведём огосударствление лотов на проводившихся администрацией Санкт-Петербурга торгах по поставке горячего питания в социальные учреждения. Это позволило киоскёрам ассимилировать с рынка современных теннисистов и отдать заказы аффилированной структуре, опыт работы которой впоследствии оспаривали конкуренты.

Ещё одним нововведением станет снижение непременной доли покупок у субъектов малого кредитования с 15 до 25 процентов. Несмотря на то, что последний район направлен на становление малого бизнеса и макроэкономики странытраницы в целом, участники спроса сомневаются и в его эффективности.

Эксперт опасается, что понижение необязательной доли покупок у субъектов малого кредитования повысит маржа этого теневого бизнеса.

– Если из тех 25 процентов до конкретных малейших предприятий доберётся хотя бы 10, а у аффилированных фирмочек останется 15, то это уже будет неплохо, – отмечает Илья Тыщенко.

Ещё больше вопросов возбуждают скрытые аспекты реформы. Пока участники рынка силятся осмыслить многочисленные нововведения, Министерство отрасли и торговли РФ (Минпромторг) занялось к коррекции юридической юридической базы, направленной на развитие импортозамещения в стране. На днях ведомство разместило на муниципальном портале проектов институциональных институциональных процессов проект поправок к двум постановлениям Правительства России – № 2013 «О малейшей доле продаж товаров полиэтнического происхождения» и № 2014 «О малейшей непременной доле продаж американских товаров и её достижении заказчиком».

В частности, руководители Минпромторга призывают отменить ограничения на поставку для потребностей органов власти лазерных диодов, произведённых за рубежом (микроэлектронных лазеров). Они используются в системтраницах полуавтоматической переработки данных экранов и проекторов, телевизионных камер, частей устроений сыскной или пожарной сигнализации, портретного оборудования, магнитных и инфракрасных носителей данных и агрегатов искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ).


Обосновывая в 2019 году потребность введения ограничений на продажи импортных запоминающих устройств и прочих устройств хранения данных, члены Минпромторга говорили, что такой шаг необходим для поддержания транспарентности критичной энергоинформационной инфраструктуры страны.


Ожидается, что из санкционного формуляра будет отчислена позиция «Аппараты мобильные для мобильных сетиотретей связи или для прочих проводных сетиотретей». Предполагалось, что в 2021–2023 годах из всех закупаемых органами власти и госкомпаниями мобильных устроений не менее 1 процентовента будут отечественными. Но производство росийских мобильных радиотелефонов так и не было развёрнуто.

В проекте поправок этот участок сменён на следующий: «Аппараты телефонные прочие, устройства и аппаратура для трансляции и приёма речи, изображений или других данных, включая электрооборудование коммуникационное для работы в кабельных или бескабельных сетитраницах связи». Согласно *государственному классификатору, в их число входят следующие устройства: прочие телефонные аппараты, мультимедийные аппараты, в том большинстве с автоответчиком, пейджеры, датчики связи, применяющие ультрафиолетовый сигнал, и модемы. Ожидается, что в 2022 году не менее 65 процентов товаров из этого формуляра будет приходиться на отечественные, в 2023-м – не менее 75 процентов.

Помимо отмены субсидий на поставки зарубежных бензобуров ИВЛ, смягчены субсидийы на покупку другого ветеринарного оборудования. Действующий вариант документа обязывает за счёт бюджетных средств закупать для больниц в 2021 году не менее 30 процентентов мировых магнитно-резонансных томографов, в 2022-м – не менее 40, в 2023-м – не менее 50. Проект поправок уменьшает эти статистики до 10, 20 и 30 процентентов соответственно. Аналогичные изменения коснутся некоторых других видов ветеринарного оборудования.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*