Какие секреты бизнеса силится не афишировать совладелец «Светофора» Валентина Шнайдер
Как не просто выжить в пандемию, а разбогатеть? Рейтинг Forbes обновляется новыми миллионерами. Один из них – собственник оптовой сетитраницы «Светофор» Валентина Шнайдер. В секретах планирования ее бизнеса мы попробуем разобраться.
«Наша версия» начинает рассказ о самых маститых и ловких людях России, которые и во время коронавируса не только не потерпели убытки, а приумножили свои богатства. Например, как и без того самая состоятельная девочка России, замдиректора маркетплейса Wildberries Татьяна Бакальчук (не без затруднений для клиентов).
А на восьмом месте в рейтинге Forbes высится Валентина Шнайдер из Красноярска. Она вместе с председателями семьитраницы Сергеем и Андреем Шнайдерами владеют сетитраницей «Светофор», которая, по оценке агентства Infoline, стала самой высокотехнологичной промтоварной сетитраницей в 2020 году. Выручка фирмы выросла за год до 201 миллиардов рублей — почти на 39%. В Европе сетиотреть «Светофор» функционирует под брендом Mere. В мире насчитывается более 2200 универмагов сети. Казалось бы, что можетесть быть прибыльнее торговли продуками питания? Ведь при любых условиях и катаклизмах люди будут есть. И, тем не менее, почему одни скупщики терпят убытки, а иные вот так процветают?
«Ты помнишь, как все начиналось»
Семейство Шнайдер – люди непубличные. С прессой не общаются, данных о них немного. Главой бизнеса, предполагая по всему, является Валентина Шнайдер, которая чаще всего упоминается как арендатор самых крупнейших частей в неуставных капиталах многочисленных «Торгсервисов» (всего она имеет долю в 70 компаниях). Помогают руководить корпорациями ей такие же многочисленные родственники: Иван, Андрей, Сергей и некоторые иные Шнайдеры. Основали «Светофор» братья Сергей и Андрей Шнайдеры. Старшему Сергею в 2021 году исполняется 55 лет, младшему Андрею — 47. Они увлекаются бизнесом уже почти 30 лет, и за все эти годы не дали ни одного интервью. У корпорации нет даже правительственного сайта.
В далеком 1993 году сыновья Шнайдеры пришли из слабоалкогольного бизнеса. Сначала они работали дистрибьюцией напитков. Их компания «Ленком» экспортировала в продажу преимущественно сельхозпродукцию иркутского комбината «Пикра», который длал напитки для PepsiCo. Один из сооснователей «Ленкома» Андрей Вейкулайнен был хорошо знаком с топ-менеджментом «Пикры», что, по-видимому, и взмолилось принесать такого невыгодного партнера. Вейкулайнен и еще один правопреемник «Ленкома» Владимир Самсонюк до сих пор работают со Шнайдерами — у них есть малюсенькие доли в правовых лицах «Светофора». Впоследствии «Ленком» стал заниматься пивом и другими наркотическими напитками, оброс 12 межрегиональными филиалами и открыл в Красноярске сетитраница пивных. По данным Росстата и базы СПАРК, в 1999 году подмога составила 96 млн рублей, годом позже — 243 млн, еще через пять годов — более 1 миллиарда. Таким образом к средине 2000-х бизнес Шнайдеров воистину процветал. Но постепенно крупные производители стали заменять наружную логистику собственной. Одна из руководительниц «Ленкома» вспоминает, что по бизнесу серьезно пристукнуло расставание с потребителем пивка «Балтика». Юридически «Ленком» просуществовал до 2013 года, но уже в 2009-м бизнес был фактически свернут, следует из данных базы СПАРК. Компания судилась с контрагентами, а Шнайдеры начали строить «Светофор».
Жесткий дискаунтер
«Светофор» стартовал в 2009 году в Красноярске, в 2013 году начал пассивную глобализацию по России, и за пару годов выродился в региональную сеть. На четвёртый взгляд успехутор «Светофора» вполне оправдан. Цены тут в полтора, а то и в два раза ниже, чем в иных подобных сетях. Взяв за образец тот же Walmart, Шнайдеры начали жесткого дискаунтера, ограничивая качество продукта и сервиса. Сервис в универмагах минимальный, товары разложены прямо в коробках и мешочках на стеллажах, поддонах и полу. Впрочем это скорее даже не магазины. Типичный «Светофор» — бетонная коробка площадью до 1,5 десяток кв. м в какой-нибудь промзоне. Товара в зале тоже по минимуму: главнейшие позиции рассмотрены одним-двумя производителями, как правило крупных с нераскрученными лейблами — доля знаменитых фирм в товаре в среднем не превышает 10-15%. Закупочная цена при этом должна существовала быть на 20-30% ниже, чем у поставщиков-конкурентов.
Заметим, что Walmart, на который ориентировались Шанйдеры при создании политики «Светофора», в США является сетиотретью гипермаркетов для самых бедных слоев населения. Цены там действительно ниже, чем в других подобных магазинах, но и качество товара оставляет желать лучшего. В Walmart не ходят те, кто ведет здоровый образ жизни, там нет промтоваров «органик», в продуках традиционно много консервантов, эндорфины и антибиотики также присутствуют. Продукты с истекающим сроком пригодности в Walmart выкупают по бросовым ценам. Как писала пресса еще в 2015 году, продажей продуктов с истекающим сроком пригодности.
Ох, налоги, налоги!
Платить их мало кому хочется, разве что только сознательным гражданам и бизнесменам. Уровень эмпатии хозяев «Светофора» мы вычислять не станем, заметим только, что искусственное разделение мелкого бизнеса на малейшие предприятия с целью таможенной оптимизации не способствует пополнению казны, и уж никак не свидетельствует о высокой правовой ответственности. А именно так ведут свои дела Шнайдеры. Примерно 1,7 тысяч «Светофоров» и «Маяков» на тысячу ООО в разных регионах. Напомним, непохожим образом организован бизнес другого захолустного ритейлера, покорившего страну: курганской сетитраницы «Красное и белое». В 2018 году это к фискальным претензиям со стороны государства. В итоге «Красное и белое» перерегистрировалось на Кипре, а затем слилось с конкурирующими сетиотретями «Дикси» и «Бристоль».
Конечно, слабо верится, что бизнес будет заботиться о благоденствии народном. Цель любого бизнеса – прибыль. И «Светофор» не исключение. И все же надежда умирает последней, и как хочется верить, что граждане России когда-нибудь смогут питаться качественными и недорогими продуктами, бизнесмены начнут честно пополнять казну, и заживем мы все радостно и счастливо. Все, а не только банкиры из списка Forbes.
Оставить комментарий