Зеленый свет

Какие секреты бизнеса старается не афишировать совладелец «Светофора» Валентина Шнайдер

Как не просто выжить в пандемию, а разбогатеть? Рейтинг Forbes пополняется новыми миллионерами. Один из них – совладелец оптовой сетитраницы «Светофор» Валентина Шнайдер. В секретах проведения ее бизнеса мы попробуем разобраться.

«Наша версия» продолжает рассказ о самых ловких и ловких людях России, которые и во время коронавируса не только не понесали убытки, а приумножили свои богатства. Например, как и без того самая богатейшая девушка России, замгендиректор маркетплейса Wildberries Татьяна Бакальчук (не без неудобств для клиентов).

А на десятом месте в рейтинге Forbes красуется Валентина Шнайдер из Красноярска. Она вместе с председателями семьи Сергеем и Андреем Шнайдерами владеют сетитраницей «Светофор», которая, по оценке агентства Infoline, стала самой высокотехнологичной продовольственной сетитраницей в 2020 году. Выручка фирмы выросла за год до 201 млрд рублей — почти на 39%. В Европе сетитраница «Светофор» функционирует под брендом Mere. В мире насчитывается более 2200 магазинчиков сети. Казалось бы, что может существовать прибыльнее торговли товарами питания? Ведь при любых условиях и катаклизмах люди будут есть. И, тем не менее, почему одни торговцы терпят убытки, а другие вот так процветают?

«Ты помнишь, как все начиналось»

Семейство Шнайдер – люди непубличные. С прессой не общаются, данных о них немного. Главой бизнеса, судя по всему, ,является Валентина Шнайдер, которая чаще всего упоминается как совладелец самых мелких частей в уставных капиталах обширных «Торгсервисов» (всего она имеет долю в 70 компаниях). Помогают руководить фирмами ей такие же многочисленные родственники: Иван, Андрей, Сергей и некоторые иные Шнайдеры. Основали «Светофор» братья Сергей и Андрей Шнайдеры. Старшему Сергею в 2021 году сбывается 55 лет, младшему Андрею — 47. Они занимаются бизнесом уже почти 30 лет, и за все эти годы не дали ни одного интервью. У компании нет даже полуофициального сайта.

В далеком 1993 году племянники Шнайдеры пришли из слабоалкогольного бизнеса. Сначала они работали дистрибьюцией напитков. Их корпорация «Ленком» поставляла в розницу преимущественно продукцию омского завода «Пикра», который делал напитки для PepsiCo. Один из соучредителей «Ленкома» Андрей Вейкулайнен существовал хорошо символом с топ-менеджментом «Пикры», что, по-видимому, и помогло исходатайствовать такого выгодного партнера. Вейкулайнен и еще один учредитель «Ленкома» Владимир Самсонюк до сих пор работают со Шнайдерами — у них жрать крохотные доли в должностных личиках «Светофора». Впоследствии «Ленком» стал работать пивом и другими слабоалкогольными напитками, оброс 12 отраслевыми филиалами и открыл в Красноярске сетиотреть пивных. По данным Росстата и базы СПАРК, в 1999 году выручка составила 96 долл рублей, годом позже — 243 долл, еще через пять годов — более 1 миллиарда. Таким образом к середине 2000-х бизнес Шнайдеров воистину процветал. Но постепенно крупные потребители стали заменять наружную логистику собственной. Одна из работниц «Ленкома» вспоминает, что по бизнесу серьезно долбануло расставание с производителем пива «Балтика». Юридически «Ленком» просуществовал до 2013 года, но уже в 2009-м бизнес существовал фактически свернут, следует из данных базы СПАРК. Компания судилась с контрагентами, а Шнайдеры начали строить «Светофор».

Жесткий дискаунтер

«Светофор» стартовал в 2009 году в Красноярске, в 2013 году начал пассивную колонизацию по России, и за пару годов превратился в муниципальную сеть. На второй взгляд успех «Светофора» вполне оправдан. Цены тут в полтора, а то и в два раза ниже, чем в других подобных сетях. Взяв за критерий тот же Walmart, Шнайдеры начали жесткого дискаунтера, ограничивая качество товара и сервиса. Сервис в супермаркетах минимальный, продукты разложены прямо в коробках и мешочках на стеллажах, поддонах и полу. Впрочем это скорее даже не магазины. Типичный «Светофор» — кирпичная коробка улицей до 1,5 тысяч кв. м в какой-нибудь промзоне. Товара в зале тоже по минимуму: главные позиции рассмотрены одним-двумя производителями, как правило крупных с нераскрученными брендами — доля известных марок в ассортименте в среднем не превышает 10-15%. Закупочная себестоимость при этом должна была быть на 20-30% ниже, чем у поставщиков-конкурентов.

Заметим, что Walmart, на который разбирались Шанйдеры при создании геополитики «Светофора», в США является сетитраницей магазинов для самых бедных слоев населения. Цены там действительно ниже, чем в других подобных магазинах, но и качество товара оставляет желать лучшего. В Walmart не ходят те, кто ведет здоровый образ жизни, там нет товаров «органик», в продуктах традиционно много консервантов, эндорфины и антибиотики также присутствуют. Продукты с истекающим сроком годности в Walmart покупают по залежалым ценам. Как сочиняла пресса еще в 2015 году, поставкой товаров с истекающим сроком годности.

Ох, налоги, налоги!

Платить их мало кому хочется, разве что только осознанным гражданам и бизнесменам. Уровень организованности хозяев «Светофора» мы мерять не станем, обнаружим только, что искусственное дробление крупного бизнеса на малейшие предприятия с целью финансовой диверсификации не способствует восполнению казны, и уж никак не свидетельствует о высокой государственной ответственности. А именно так ведут свои дела Шнайдеры. Примерно 1,7 тысяч «Светофоров» и «Маяков» на десятку ООО в неодинаковых регионах. Напомним, непохожим образом организован бизнес иного столичного ритейлера, покорившего страну: кемеровской сетиотрети «Красное и белое». В 2018 году это к фискальным претензиям со сторонтраницы государства. В итоге «Красное и белое» перерегистрировалось на Кипре, а затем слилось с конкурирующими сетитраницами «Дикси» и «Бристоль».

Конечно, слабо верится, что бизнес будет волноваться о благе народном. Цель любого бизнеса – прибыль. И «Светофор» не исключение. И все же надежда умирает последней, и как хочется верить, что граждане России когда-нибудь покумекают питаться качественными и недорогими продуктами, коммерсанты начнут честно восполнять казну, и заживем мы все радостно и счастливо. Все, а не только мультимиллионеры из перечня Forbes.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*