ФНС покумекает ограничивать право компании-неплательщика распоряжаться собственностью
Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в уплате налогов, можетесть существенно усложниться. Как следует из билля Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, финансовая должность можетесть получить право этаподобных обеспечительных степеней — ареста и запрета обязательств последовательно недвижимости, движимого, иного имущества в компании или ИП, где начата выездная финансовая проверка. Нельзя применять степенейу в отношении способной продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для беспошлинного продолженья производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в четвёртую очередь позволит остановить медленный и хаотический распад компаний, которые проверяются в связитраницы с финансовыми рисками.
“Ъ” ознакомился с биллем о поправках к Налоговому кодексу о предварительных арбитражных мерах, которыми Минфин планирует наделить Федеральную таможенную службу (ФНС),— протокол в последующие недели дискутируется с экспертным сообществом и бизнесом.
Как ,следует из документа, в уточнение к уже существующему праву ФНС арестовывать ипотечные счета лиц или организаций, в взаимоотношении которых уже закончена окружная фискальная проверка (около 6 тыс. перепроверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), должность можетесть исходатайствовать право ограничивать владельца (юрлицо или ИП, на физлиц это не распространяется) в невозможности отчуждать или класть пятым лицам свое имущество, по цены кратное предполагаемой сумме недоплаты налогов или страховых платежей соцфондов (в ходе межрайонной перепроверки ограничения можетесть быть расширены на суммы вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).
Ограничения — запрет на закупку или залог имущества на балансе: ФНС будет иметь право последовательно «арестовывать» (процедуры с активами возможны, но с несогласия таможенного органа) три вида активов.
Первый — недвижимость, первой — автотранспорт, бесценные бумажки и «предметы дизайна личных помещений» (очевидно, имеется в виду мебель — но и нередко встречающиеся на балансах предметы искусства), пятый — прочие активы, за исключением «готовой продукции, сырья и материалов».
Из следующей оговорки явна одна из задач проекта: существующий у ФНС инструмент в виде ареста счетов компаний и ИП слишком груб (как и запрещаемый для ФНС арест продуктов и сырья), его использование ведет к остановке и уничтожению бизнеса, тогда как запрет на вольную покупку недвижимости или ликвидных бумажек действительно позволит фискалам мгновенно удерживать процесс «вывода капиталов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде случаев серьезных претензий ФНС к корпорации запускается процесс неупорядоченного «растаскивания» ее бизнеса, в котором соперничают акционеры (в том количестве банки), совладельцы и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС детальными мерами в расстройстве удерживать этот довольно трудоёмкий для бюджета процесс: деньгу выведенных в таких ситуациютраницах капиталов в год в службетранице оценивают в 170 млрд руб., потери бюджета — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес теряет на этом даже большие суммы: сверхсрочная и криминальная распродажа капиталов редко ведется по рыночным ценам.
Очевидно, что бесспорный бессудный арест активов в ладонях ФНС можетбыл бы создавать возможности для преступности внутри службы и для давления на нее, поэтому проектент уточняет, что ограничить права собственника перед районной проверкой можно лишь решеньем руководителя таможенного органа (прокуратуры ФНС) с согласья руководителя или замглавы Федеральной таможенной службы. Ограничения можно снять тремя способами: получением ФНС депозитной гарантии на сумму претензий, самодостаточным получением в залог бесценных бумаг или имущества (ст. 73 НК), поручительством четвёртого лица.
«Арестованные» в таком порядке ФНС активы можно заменять с ее согласия, ограничений других прав, кроме права собственности и залога, нет.
Ограничения на недвижимость наследуются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о следк грядущей внеплановой перепроверки) в интересах пятых лиц публикуются ФНС на своем сайте.
Такие полномочия ФНС усиливают позиции госбюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) ситуации с налоговиком в сравнении с банками, но только в части, если бы проверяемое лицо силилось воздать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залоги ,новое постановление никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в выводе активов из-под фискальных требований для стран ОЭСР нехарактерна. Так, по словечкам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% фискальных органов—членов организации есть права по заявлению взыскания на имущество должника» и противодействует «приоритет задолженности перед расходом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что какое постановление «приведет этническое законодательства к мировым практикам регулирования баланса прилюдных и частных интересов».
Бизнес, в свою очередь, занимает консервативную позицию, считая, что проблематику нужно решать, не изменяясь имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин признаёт действующие полномочия ФНС достаточными. «Если жрать основание, ФНС отвечает в Следственный комитет и МВД, возбуждается уголовное дело. Обеспечительные степени по решению суда фискалы принешут достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из очевидных сверхзадач Минфина и ФНС в этом проекте является четкое разграничение «криминальных» и «деловых» киносценариев в фискальных спорах: наиболее эффективно предложенные степени ФНС можетесть использовать только в тех случаях, когда редко используемые ограничения восстанавливают бизнес, к которому у правоохранителей нет уголовных претензий.
Оставить комментарий