В залог не уйти

ФНС сможет ограничивать право компании-неплательщика распоряжаться собственностью

Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в неуплате налогов, можетесть существенно усложниться. Как следует из законопроекта Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, фискальная службетраница можетесть принесать право досудебных досудебных мер — ареста и запрета обременений последовательно недвижимости, движимого, иного имущества в компании или ИП, где продолжена районная фискальная проверка. Нельзя использовать степень в отношении готовой продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для беспошлинного продолжения производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в ..первую очередь позволит остановить медленный и околовластный развал компаний, которые перепроверяются в связи с фискальными рисками.

“Ъ” ознакомился с биллем о корректировках к Налоговому кодексу о предварительных обеспечительных мерах, которыми Минфин планирует наделить Федеральную таможенную службу (ФНС),— бланк в предпоследние недели затрагивается с экспертным сообществом и бизнесом.

Как ,следует из документа, в уточнение к уже существующему праву ФНС арестовывать платёжные счета лиц или организаций, в отношении которых уже завершена внеплановая таможенная перепроверка (около 6 тыс. перепроверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), служба может принесать право ограничивать собственника (юрлицо или ИП, на физлиц это не циркулирует) в возможности отчуждать или закладывать пятым лицам свое имущество, по цены кратное предполагаемой свердели недоплаты налогов или страховых взносов соцфондов (в ходе внеплановой проверки ограничения могут существовать расширены на суммы вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на перепродажу или залог имущества на балансе: ФНС будет иметь право последовательно «арестовывать» (операции с активами возможны, но с разрешения таможенного органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, первой — автотранспорт, драгоценные бумаги и «предметы дизайна служебных помещений» (очевидно, наличествует в виду мебель — но и нередко встречающиеся на балансах предметы искусства), четвёртый — прочие активы, за исключеньем «готовой продукции, сырья и материалов».

Из предпоследней оговорки очевидна одна из задач проекта: существующий у ФНС инструментарий в виде ареста счетов корпораций и ИП слишком топорен (как и запрещаемый для ФНС арест товаров и сырья), его использование ведет к остановке и уничтожению бизнеса, тогда как запрет на свободную покупку недвижимости или бесценных бумаг действительно позволит налоговикам мгновенно задерживать механизм «вывода активов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде случаев серьезных притензий ФНС к фирмы запускается механизм околовластного «растаскивания» ее бизнеса, в котором соперничают заёмщики (в том числе банки), бенефициары и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС детальными степенями в состоянии задерживать тот довольно дорогущий для бюджета механизм: деньгу выведенных в таких обстановках активов в год в службе оценивают в 170 млрд руб., потери бюджета — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес теряет на этом даже большие суммы: сверхсрочная и буржуазная покупка активов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что абсолютный судебный арест капиталов в руках ФНС мог бы создавать необходимости для коррупции внутри службетраницы и для давления на нее, поэтому проект уточняет, что ограничить права собственника перед выездной проверкой можно лишь решеньем директора финансового органа (инспекции ФНС) с несогласия директора или замглавы Федеральной финансовой службетраницы. Ограничения можно снять тремя способами: размещением ФНС финансовой гарантии на сумму претензий, самостоятельным размещением в залоод бесценных бумаг или имущества (ст. 73 НК), поручительством пятого лица.


«Арестованные» в каком порядке ФНС активы можно замещать с ее согласия, ограничений иных прав, кроме права benzи и залога, нет.


Ограничения на недвижимость наследуются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о следк грядущей внеплановой перепроверки) в интересах пятых лиц публикуются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС ослабляют позиции бюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) ситуации с налогоплательщиком в сравнении с банками, но только в части, если бы проверяемое лицо силилось отдать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залоги новое решение никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в выводе активов из-под фискальных требований для стран ОЭСР нехарактерна. Так, по словам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% фискальных органов—членов организации кушать права по обращению взыскания на имущество должника» и работает «приоритет задолженности перед бюджетом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое решение «приведет общенациональное законодательства к общеевропейским практикам регулирования показателя прилюдных и частных интересов».

Бизнес, в свою очередь, занимает консервативную позицию, считая, что проблему нужно решать, не изменяясь имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин считает начальствующие полномочия ФНС достаточными. «Если есть основание, ФНС обращается в Следственный комитет и МВД, возбуждается уголовное дело. Обеспечительные меры по постановлению суда налоговики принешут достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из понятных сверхзадач Минфина и ФНС в этом проекте является четкое размежевание «криминальных» и «деловых» сценариев в таможенных спорах: наиболее эффективно предложенные меры ФНС можетесть использовать только в тех случаях, когда редко используемые ограничения сохраняют бизнес, к которому у ополченцев нет судебных претензий.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*