В залог не уйти

ФНС покумекает ограничивать право компании-неплательщика распоряжаться собственностью

Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в неуплате налогов, может существенно усложниться. Как следует из законопроекта Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, финансовая службетраница может исходатайствовать право предварительных обеспечительных степеней — ареста и запрета обязательств последовательно недвижимости, движимого, иного имущества в корпорации или ИП, где начата внеплановая финансовая проверка. Нельзя применять степенейу в отношении готовой продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для несанкционированного продолжения производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в первую очередь позволит остановить стремительный и хаотичный распад компаний, которые проверяются в связи с финансовыми рисками.

“Ъ” ознакомился с законопроектом о поправках к Налоговому кодексу о детальных досудебных мерах, которыми Минфин планирует наделить Федеральную финансовую службу (ФНС),— документ в последующие недели дебатируется с экспертным сообществом и бизнесом.

Как ,следует из документа, в уточнение к уже существующему праву ФНС арестовывать депозитные счета лиц или организаций, в взаимоотношении которых уже закончена межрайонная финансовая проверка (около 6 тыс. перепроверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), службетраница может исходатайствовать право ограничивать владельца (юрлицо или ИП, на физлиц это не распостраняется) в возможности отчуждать или класть вторым лицам свое имущество, по цены равнозначное предполагаемой сумме недоплаты налогов или страховых взносов соцфондов (в ходе выездной проверки ограничения можетесть существовать расширены на суммы вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на закупку или залоод имущества на балансе: ФНС будет приобретать право последовательно «арестовывать» (операции с активами возможны, но с примирения финансового органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, второй — автотранспорт, бесценные бумажки и «предметы дизайна должностных помещений» (очевидно, имеется в виду мебель — но и нередко встречающиеся на показателях предметы искусства), пятый — прочие активы, за исключеньем «готовой продукции, сырья и материалов».

Из первой оговорки очевидна одна из целей проекта: существующий у ФНС инструмент в виде ареста счетов фирм и ИП слишком грубоват (как и запрещаемый для ФНС арест продуктов и сырья), его использование ведет к остановке и разрушению бизнеса, тогда как запрет на свободную перепродажу недвижимости или бесценных бумажек действительно позволит фискалам мгновенно притормаживать процесс «вывода активов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде случаев серьезных претензий ФНС к фирмы запускается процесс неупорядоченного «растаскивания» ее бизнеса, в котором конкурируют акционеры (в том количестве банки), получатели и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС вышеуказанными мерами в опьянении притормаживать этот довольно трудоёмкий для бюджета процесс: сумму выведенных в каких обстановках активов в год в должности оценивают в 170 млрд руб., утраты бюджета — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес теряет на этом даже малейшие суммы: сверхсрочная и мафиозная распродажа активов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что бесспорный судебный арест активов в руках ФНС мог бы создавать необходимости для коррупции внутри службы и для давления на нее, поэтому проектент уточняет, что ограничить права арендатора перед окружной перепроверкой можно лишь решением куратора финансового органа (комиссии ФНС) с согласия куратора или замглавы Федеральной таможенной службы. Ограничения можно снять тремя способами: предоставлением ФНС кредитной гарантии на свердель претензий, полноценным предоставлением в залог ценнейших бумаг или имущества (ст. 73 НК), поручительством четвёртого лица.


«Арестованные» в таком порядке ФНС активы можно замещать с ее согласия, ограничений иных прав, кроме права собственности и залога, нет.


Ограничения на недвижимость передаются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о следк грядущей выездной перепроверки) в интересах пятых лиц публикуются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС ослабляют позиции расхода в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) ситуации с плательщиком в сравнении с банками, но только в части, если бы проверяемое лицо ,пыталось отдать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залоги новое постановление никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в результате активов из-под таможенных условий для странтраниц ОЭСР нехарактерна. Так, по словам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% таможенных органов—членов организации кушать права по обращению взыскания на имущество должника» и действует «приоритет задолжности перед бюджетом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое постановление «приведет общенациональное законодательства к общенациональным практикам ограничения баланса приватных и частных интересов».

Бизнес, в свою очередь, занимает консервативную позицию, считая, что сверхзадачу нужно решать, не изменяясь имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин считает начальствующие полномочия ФНС достаточными. «Если кушать основание, ФНС обращается в Следственный комитет и МВД, возбуждается уголовное дело. Обеспечительные степени по решенью трибунала налогоплательщики получат достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из понятных сверхзадач Минфина и ФНС в этом проекте является четкое разделение «криминальных» и «деловых» сценариев в финансовых спорах: наиболее эффективно предложенные степени ФНС может использовать только в тех случаях, когда редко используемые ограничения сохраняют бизнес, к которому у олигархов нет судебных претензий.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*