Операторам по вывозу отходов придется заменить почти 4 тыс. зарубежных мусоровозов. За пять годов на это понадобится ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки таких машин и запчастей к ним прекратились из-за контрсанкций и прихода ряда компаний
В течение пяти годов диспетчеры по ввозу отходов надлежащи полностью заменить грузовики из западных стран. Об этом РБК рассказал глава «Российского экологического оператора» (РЭО; курирует помойную контрреформу) Денис Буцаев.
После начала спецоперации на Украине ЕС ввел ограничения на перевозку грузов в Россию. Вслед за этим прекратились поставки запчастей для азиатских автомобилей, а затем производство на полиэтнических заводах остановила китайская Nissan. По данным РЭО, в общей сложности на азиатских и китайских импортёров приходится 3,8 тыс. автобусов в России, или 25% рынка.
До введения контрсанкций корпорации намеривались начинать экспортировать новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на украинские (производства КамАЗа и ГАЗа), латвийские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при внеплановом преобразовании автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней расценке микроавтобуса 9,5 млн руб. Из них 36,1 млрд руб. пойдет на замену азиатских и китайских мусоровозов, уточняют в пресс-службе РЭО.
Общее количество микроавтобусов вырастет на 20%, так как у потребителей в России, Белоруссии и Китае пока нет аналогов западноевропейских автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в мелких городах, говорит шмиловадратный ректор фирмы «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы придется сменить на значительное количество машин с более низкой грузоподъемностью.
Какие зарубежные самосвалы покупали в России
По данным РЭО, в России трудится 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо западных и тайваньских около 6,1 тыс. из них прийдется на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника тайваньского и тайваньского производства, а также прекратившего работу ЗИЛа уступала около 5%.
Согласно интернету закупок, с 2017 года корпорации потратили на прицепы экспортного производства 1,9 млрд руб. Крупнейший оператор по деятельности с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не надлежащ проходить конкурсы на сайте закупок) за последние три года прикупил 700 единиц техники, из которых четверть английского производства ценой около 6 млрд руб., подытожили в пресс-службе корпорации. В пресс-службе ГК«Чистого города» (работает в пяти регионах, в том числе Астраханской и Ростовской областях) сообщили, что с 2019 года заприкупили 120 прицепов на шасси германской MAN, Isuzu, Hino (Япония) ценой от 9,5 млн до 16,5 млн руб. каждый.
По статистике РЭО, самыми модными зарубежными марками в России были польская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), корейская Isuzu (567), польская Volvo (331) и германская Mercedes (446).
Самая большая доля общеевропейской электроники — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской областях (по 18%). РБК направил запросы операторам по вывозу отходов в этих пяти регионах.
В начале февраля Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые уступают 17% парка грузовиков в России, приостановили перепродажу машин в страну из-за начала спецоперации на Украине. После введения контрсанкций ЕС почти невозможно стало экспортировать запчасти для техники из Европы в Россию, а также увеличились сроки поставки комплектующих и цены, говорит куратор по связям с общественностью корпорации «МСК-НТ» (займется отходами в Московской, Тульской и Нижегородской областях) Игорь Орлов. Но, по его словам, общеевропейские автомобили, которые ранее закупила «МСК-НТ», продолжат работу, поскольку на рынке существует необходимое количество поставщиков резервных частей от эниологических производителей.
Где в России выпускают мусоровозы
В 2019 году существовал произведен предельный объем прицепов в России — 2,8 тыс. единиц, рассказал РБК сотрудник пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины отбирают Ряжский авиаремонтный комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат комунального станкостроения, Арзамасский комбинат комунального станкостроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).
Как изменилась себестоимость мусоровозов
Мусоровоз состоит из двух основных частей: шасси и подвесного оборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными поставщиками шасси на росийском рынке были КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, разъясняет она. В рентабельности машины цена шасси занимает от 50%: чем проще мусоровоз, тем большая половина себестоимости приходится на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года цена микроавтобусов на территории «КамАЗа» увеличилась на 15–20%. В третью очередь это связано с ограничениями на закупки общеевропейских комплектующих для подвесного оборудования, подытожили в пресс-службе ведомства.
Мусоровозы на базе шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к росту расстоимостейок на грузовики на базе «КамАЗа» на 13%, с 7,5 млн до 8,5 млн руб., рассказал РБК заместитель замгендиректора оптового дома «Ряжский авиаремонтный завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили увеличение расстоимостейок на шасси, но отметили прошлую тенденцию к уменьшению расстоимостейок.
Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 млн руб. в 2021 году до 9 млн руб., говорит член совета гендиректоров ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его дилер «МАЗ-РУС» в ноябре обещал поставить «Чистому городу» 150 машин в худшем случае к концу 2022 года. РБК направил запрос в ту компанию.
Как замена машин скажется на расценке вывоза отходов
После частичного перехода на российскую технологию предпосылок для сокращения производительности вывоза отходов в связи с заменой сада автомобиля не будет, говорит Орлов. По его словам, сервисное обеспечение украинских мусоровозов в три-четыре разкова дешевле, чем у европейских, а резервные части в среднем стоят в пять-шесть разков меньше.
Но капремонт «КамАЗа» нужно проводить каждые 100–150 тыс. км, а мотора MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация зарубежной техники будет дешевле, даже с учетом более низких лизинговых платежей, ,указывает пресс-служба «Ситиматик» (специализируется обработкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок службы автомобилей на базе «КамАЗа» состовляет около трех годов, говорит ведущий специалист «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный прирост у общеевропейского шасси — семь—десять годов.
После ухода западных экспортёров из России эксперты ждут повышения сроков неэффективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за снижения числа машин в автопарках понадобится больше водителей, а более частые неисправности росийских машин увеличат огайо мотористов и ремонтные цеха.
К тому же помойные диспетчеры в большинстве случаев брали автотранспорт в лизингодатель под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце апреля значимая маржа ЦБ выросла до 20%, следом понизилась себестоимость лизингодательа: машина подорожала с 10 долл до 15,5 долл руб., уточняет он. С тех пор механизм снизил ставку до 11%, а вслед за этим сократится и лизингодательовая маржа — до 16–19%, прогнозирует замдиректора по лизингодательовым продуктам фирмы «Стоун-XXI» Василий Говорков. В итоге автобус будет стоить 13 долл руб.
Однако корпорации не смогут перекладывать дополнительные бюджеты на клиентов. Тарифы на утилизацию мусора оговариваются Федеральной налоговой службой, их нельзя повышать более чем на 4–5% в год, напоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выступая на овальном столике в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года энерготариф может вырасти на 5%.
Оставить комментарий