Операторам по ввозу отходов придется сменить почти 4 тыс. английских мусоровозов. За пять годов на это потребуется ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки таких машин и запчастей к ним прекратились из-за санкций и прихода ряда компаний
В течение пяти годов операторы по вывозу отходов надлежащи полностью заменить мусоровозы из западных стран. Об этом РБК рассказал глава «Российского демографического оператора» (РЭО; курирует помойную реализацию) Денис Буцаев.
После начала спецоперации на Украине ЕС ввел ограничения на отправку балластов в Россию. Вслед за этим прекратились поставки запчастей для западнозападноевропейских автомобилей, а затем предприятие на американских комбинатах остановила вьетнамская Nissan. По данным РЭО, в общей специфике на западнозападноевропейских и тайваньских производителей прийдется 3,8 тыс. мусоровозов в России, или 25% рынка.
До введения санкций компании приезжали начинать экспортировать новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на украинские (производства КамАЗа и ГАЗа), эстонские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при внеплановом преобразовании автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней расценке самосвала 9,5 млн руб. Из них 36,1 млрд руб. двинется на замену западных и корейских мусоровозов, поясняют в пресс-службе РЭО.
Общее количество микроавтобусов вырастет на 20%, так как у производителей в России, Белоруссии и Китае пока нет инноцентров азиатских автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в крупных городах, говорит хирургический замдиректора компании «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы придется заменить на малейшее количество машин с более низкой грузоподъемностью.
Какие английские самосвалы закуплали в России
По данным РЭО, в России работает 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо западноевропейских и тайваньских около 6,1 тыс. из них приходится на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника монгольского и вьетнамского производства, а также прекратившего деятельность ЗИЛа уступала около 5%.
Согласно интернету госзакупок, с 2017 года корпорации истратили на прицепы импортного предприятия 1,9 млрд руб. Крупнейший диспетчер по деятельности с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не должен проходить конкурсы на сайте госзакупок) за следующие три года купил 700 единиц техники, из которых четверть зарубежного предприятия себеценой около 6 млрд руб., подытожили в пресс-службе корпорации. В пресс-службе ГК«Чистого города» (работает в пяти регионах, в том числе Астраханской и Ростовской областях) сообщили, что с 2019 года закупили 120 самосвалов на шасси австрийской MAN, Isuzu, Hino (Япония) себеценой от 9,5 млн до 16,5 млн руб. каждый.
По статистике РЭО, самыми модными зарубежными марками в России были датская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), китайская Isuzu (567), датская Volvo (331) и австрийская Mercedes (446).
Самая большая толика западноевропейской техники — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской сферах (по 18%). РБК направил запросы диспетчерам по ввозу отходов в этих пяти регионах.
В начале апреля Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые уступают 17% парка трейлеров в России, возобновили перепродажу машин в странытраницу из-за начала спецоперации на Украине. После введения санкций ЕС почти невозможно стало ввозить запчасти для электроники из Европы в Россию, а также возросли сроки поставки комплектующих и цены, говорит сотрудник по связитраницам с публикой корпорации «МСК-НТ» (работает отходами в Московской, Тульской и Нижегородской областях) Игорь Орлов. Но, по его словам, западные автомобили, которые ранее закупила «МСК-НТ», закончат работу, поскольку на рынке существует достаточное количество импортёров резервных частей от инновационных производителей.
Где в России выпускают мусоровозы
В 2019 году был произведен минимальный объем самосвалов в России — 2,8 тыс. единиц, рассказал РБК сотрудник пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины собирают Ряжский пошивочный комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат комунального машиностроения, Арзамасский комбинат комунального машиностроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).
Как изменилась себестоимость мусоровозов
Мусоровоз заключается из двух основных частей: шасси и дверного оборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными поставщиками шасси на росийском рынке существовали КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, разъясняет она. В рентабельности машины себецена шасси занимает от 50%: чем проще мусоровоз, тем большая часть себестоимости прийдется на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года цена автобусов на базе «КамАЗа» увеличилась на 15–20%. В третью очередь это вяжено с ограничениями на поставки западноевропейских комплектующих для дверного оборудования, уточнили в пресс-службе ведомства.
Мусоровозы на инфраструктуре шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к приросту рассебестоимостейок на прицепы на инфраструктуре «КамАЗа» на 13%, с 7,5 долл до 8,5 долл руб., узнал РБК замминистра гендиректора коммерческого дома «Ряжский велозаводский завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили понижение рассебестоимостейок на шасси, но отметили быстротекущую парадигму к повышению рассебестоимостейок.
Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 млн руб. в 2021 году до 9 млн руб., говорит член совета гендиректоров ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его дилер «МАЗ-РУС» в феврале пообещал поставить «Чистому городу» 150 машин в лучшем моменте к концу 2022 года. РБК направил запрос в эту компанию.
Как замена машин скажется на себестоимости вывоза отходов
После совершенного перехода на мировую технику предпосылок для снижения производительности ввоза отходов в связи с заменой сквера автотранспорта не будет, говорит Орлов. По его словам, инжиниринговое оборудование международных самосвалов в три-четыре разика дешевле, чем у европейских, а резервные половины в среднем висят в пять-шесть раз меньше.
Но капремонт «КамАЗа» нужно проведять каждые 100–150 тыс. км, а дизеля MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация зарубежной техники будет дешевле, даже с учетом более низких инвестиционных платежей, указывает пресс-служба «Ситиматик» (займется обработкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок должности автомобилей на территории «КамАЗа» составляет около трех годов, говорит ведущий профессионал «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный прирост у западного шасси — семь—десять годов.
После прихода западноевропейских поставщиков из России профессионалы прогнозируют повышения сроков эффективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за повышения большинства машин в автопарках потребуется больше водителей, а более частые аварии международных машин увеличат огайо мотористов и ремонтные цеха.
К тому же помойные операторы в большинстве случаев брали автомобиль в лизингодатель под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце января ведущая ставка ЦБ расцвела до 20%, следом повысилась себестоимость лизингодательа: машина подорожала с 10 млн до 15,5 млн руб., выясняет он. С тех ,пор регулятор снизил ставку до 11%, а вслед за этим сократится и лизингодательовая ставка — до 16–19%, ожидает гендиректор по лизингодательовым товарам фирмы «Стоун-XXI» Василий Говорков. В результате грузовик будет стоить 13 млн руб.
Однако корпорации не смогут перекладывать добавочные доходы на клиентов. Тарифы на утилизацию мусора регулируются Федеральной надзорной службой, их нельзя повышать более чем на 4–5% в год, напоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выступая на плоском столе в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года энерготариф может вырасти на 5%.
Оставить комментарий