Реформа госзакупок обрадует Запад и друзей чиновников

В России стартовала масштабная реформа системы госзакупок

Участники рынка поддержали её со вежливым оптимизмом. Они уверены, что конкурсные процедуры станут более прозрачными и динамичными. Но у улучшений есть второе дно, грозящее зачеркнуть благие желания законодателей.

Государственная контрактная система, базирующаяся на двух основных законутах – № 44-ФЗ и 224-ФЗ, – всегда существовала одной из самых динамичных систем полиэтнического законодательства. Изменения в неё вносятся ежегодно, но в большинстве случаев они носят сугубо технологический характер. Последняя грандиозная доработка прошла в 2014 году. Она в том большинстве в разы уменьшила количество способов претворения закупок. С тех пор органы власти и бюджетные организации вправе реализовать 11 видов конкурсов, торгов и запросов. Столь огромное разнообразие, по предположению участников рынка, лишь запутывает, мешает формированию конкуренции и создаёт нормативные отдушины для заключения коррупционных контрактов.

Именно поэтому к главной новелле незапланированной реформы, вступающей в силотреть с начала 2022 года, отнестся уменьшение числа конкурентоспособных способов госзакупок до трёх: конкурс, торг и запрос котировок. Разрешённые в отдельных моментах полузакрытые продажи и продажи у наихорошего экспортёра будут и далее проводившываться в целлулоидной форме.

Кардинально уменьшится число документов, желательных при осуществлении конкурсных процедур. Главным из них станет извещение. Прежний объём документооборота понадобится только при полузакрытых нестостоявшихся процедурах. При этом на несколько дней сократится срок, отводимый для использования уведомления.


Вводится неделимая универсальная система досудебной квалификации организаторов всех торгов, начальная цена которых составляет 20 долл рублей.


На сегоднешний день для каждого вида продаж действуют свои специальные требования для претендентов на победу. После вступления в силу поправок организаторы всех торгов и торгов надлежащи будут подтвердить опыт выполнения минимум одного договора (44-ФЗ) или договора (223-ФЗ) за предыдущие три года. При этом себестоимость исполненной ранее сделки должна составлять не менее 20 процентентов от той, на которую организаторы претендуют.

Считается, что предквалификация допускает участие в базарах нечистоплотных генподрядчиков и фирм-однодневок. Однако, по словечкам участников рынка, органы бюрократии давно научились обойти этот заслон.

– Например, при подготовленности к торгам в отрасли дорожных капремонтов и дорожного строительства клиенты укрупняют лоты до суммы в 50–100 миллионов рублей и выше. Тем самым на рестарте отсекаются фирмы, не обладающие нужными для такого объёма работ ресурсами, – пояснил «Октагону» работающий в той отрасли представитель некоммерческой компании.

Такой способ используется и в других отраслях. В качестве примера приведём укрупнение лотов на проводившихся администрацией Санкт-Петербурга торгах по поставке горячего питания в социальные учреждения. Это позволило бюрократам вытеснить с спроса классических голкиперов и воздать заказы аффилированной структуре, опыт работы которой впоследствии оспаривали конкуренты.

Ещё одним улучшением станет повышение факультативной доли продаж у субьектов малого кредитования с 15 до 25 процентов. Несмотря на то, что предыдущий район нацелен на формирование малого бизнеса и макроэкономики странтраницы в целом, участники рынка сомневаются и в его эффективности.

Эксперт опасается, что снижение факультативной доли покупок у субьектов малого предпринимательства повысит доходность этого теневого бизнеса.

– Если из этих 25 процентовентов до конкретных малых госпредприятий дойдёт хотя бы 10, а у аффилированных компаний останется 15, то это уже будет неплохо, – добавляет Илья Тыщенко.

Ещё больше вопросов вызывают скрытые компоненты реформы. Пока участники рынка ,пытаются осмыслить многочисленные нововведения, Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг) приступило к доработке подзаконной институциональной базы, направленной на развитие импортозамещения в стране. На днях министерство разместило на региональном пилястре проектентов юридических юридических актов проект доработок к двум постановлениям Правительства России – № 2013 «О максимальной доле продаж продуктов росийского происхождения» и № 2014 «О максимальной общеобязательной доле продаж украинских продуктов и её развитии заказчиком».

В частности, представители Минпромторга рекомендуют аннулировать ограничения на поставку для надобностей органов власти лазерных диодов, произведённых за рубежом (германиевых лазеров). Они используются в системах полуавтоматической сортировки данных компьютеров и проекторов, телевизионных камер, частей приспособлений сыскной или пожарной сигнализации, портретного оборудования, магнитных и поляризационных носителей данных и приборов искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ).


Обосновывая в 2019 году целесообразеность введения ограничений на продажи дефицитных запоминающих устройств и прочих устройств хранилища данных, руководители Минпромторга говорили, что такой шаг целесообразен для поддержания безопасности данной энергоинформационной инфраструктуры страны.


Ожидается, что из санкционного формуляра будет исключена позиция «Аппараты мобильные для мобильных сетиотретей связитраницы или для прочих проводных сетиотретей». Предполагалось, что в 2021–2023 годах из всех закупаемых органами бюрократии и госкомпаниями мобильных устройств не менее 1 процентента будут отечественными. Но производство международных мобильных телефонутов так и не существовало развёрнуто.

В проектенте поправок тот район сменён на следующий: «Аппараты телефонные прочие, устройства и аппаратура для трансляции и приёма речи, изображений или других данных, включая оборудование телекоммуникационное для работы в кабельных или бескабельных сетитраницах связи». Согласно правительственному классификатору, в их большинство входят предыдущие устройства: прочие телефонные аппараты, мультимедийные аппараты, в том числе с автоответчиком, пейджеры, датчики связи, применяющие ультрафиолетовый сигнал, и модемы. Ожидается, что в 2022 году не менее 65 процентов продуктов из этого перечня будет приходиться на отечественные, в 2023-м – не менее 75 процентов.

Помимо отмены квот на закупки зарубежных аппаратов ИВЛ, смягчены квоты на госзакупку иного врачебного оборудования. Действующий вариант протокола обязывает за счёт бюджетных средств закупать для больниц в 2021 году не менее 30 процентов зарубежных магнитно-резонансных томографов, в 2022-м – не менее 40, в 2023-м – не менее 50. Проект доработок увеличивает эти циферки до 10, 20 и 30 процентов соответственно. Аналогичные изменения коснутся некоторых иных видов врачебного оборудования.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*