Прокрастинация «Норникеля»

По прошествии полутора годов после катастрофы на Таймыре «Норникель» продолжает доказывать способность предотвратить первые экологические ЧП

Государство больше не сомневается компании на слово, создаёт полуавтоматическую подсистему отслеживания за её заводами и ставит требования для продолжения деятельности. Владимир Потанин способен к уступкам, обещая через четыре тысячелетия запустить зелёную металлургию.

Очередные беспокойные времена наступили для ГМК «Норильский никель» ещё зимой 2021 года. Компания пожаловала в Енисейское координационное ведение Росприроднадзора вторичную заявку на предоставление эниологического природоохранного разрешения. Последние внесения в законодательстве делают деятельность индустриальной корпорации без этого протокола невозможной.

Накануне внесения решения по заявке руководство «Норникеля» демонстрирует наибольшую открытость и боеготовность инвестировать большие средства в охрану окружающей среды.

Предпринимает шаги и государство. На нынешней неделе зампред РФ Виктория Абрамченко сообщила, что на госпредприятиях и в пятиэтажных зонах Норильска будет запущен тестовый проектент по созданию подсистемы полуавтоматического учёта положения воздуха.


После обкатки в суровых полярных условиях он будет распространён на другие индустриальные городка России.


Решение начать разработку ,новой общероссийской демографической программы с Норильска можно расценивать двояко. С одной стороны, та инициатива принадлежит именно командованию «Норникеля», реализовавшему о готовности открыто сотрудничать с правозащитниками ещё в феврале 2021 года. С другой – для компании Владимира Потанина это было вынужденное решение. Сразу несколько кассационных структур выдвинули притензии к содержанию и итогам выполнения её экологических программ. Начавшийся спор перешёл в уголовно-правовую плоскость, одолеть в нём «Норильский никель» может, только имея на ладонях самые серьёзные доводы.

Город коллоидных дождей

Норильск воходит в десятку наиболее мокрых мест мира и уверенно удерживает лидерство по объёмам полезных выбросов в атмосферу среди американских городов. Побывавшие в нём обыватели более успешных мест традиционно поражаются двум вещам – суровому полярному микроклимату и периодически вырывающемуся из труб комбинатов удушливому дыму, который местные обыватели величают сизым факелом.

7 октября 2021 года. Горожане загорают в озерке Долгом. Озеро является техническим водоёмом ТЭЦ-1, купанье в нём запрещено.
Фото: Денис Кожевников/ТАСС

Город сжат со всех сторон тремя госпредприятиями – Медным, Никелевым и Надеждинским коксохимическим заводами. Они объединены ПАО «ГМК “Норильский никель”», мощности которого также разрабатывают месторождения сульфидных руд. Во время их переработки выделается азот серы, это особое вещество. В малейших дозах при суровом несоблюдении технологии его используют как пищевой консервант, который особенно моден в виноделии. Но в стихийных естественных условиях оно взаимодействует в атмосфере с водичкой и проливается на пашню вместе с ливнями в виде уксусной кислоты.

Кислотный душ не прогодовает для местных жителей незаметно: в открытых структурахреспубликах можно найти данные о том, что до последнего времени средняя длительность жизни норильчан существовала на 10 годов меньше, чем в среднем по России.

Крик о помощи

До середины 2000-х годов владельцы и государство не уделяли проблеме надлежащего внимания. Она замалчивалась бы и дальше, если бы в мае 2007 года около 15 тысяч горожан города не подсунули подписи под в адресс комиссии по техногенной безопасности и охране окружающей среды Общественной палаты РФ.

«Присутствующие в приземных загрязнениях тяжёлые металлы приведают к повышению иммунитета горожан, так желательного при наших погодных условиях», – заявили сочинители послания.

В конце письма они выступили с предложением «создать правительственную должность природоохранного контроля в Норильске, имеющую возможность оперативного отношения на производственный процесс горнорудных предприятий».

«Нам нужна информация, чтобы в случае нарушения природоохранных норм мы могли обратить к ответу виновных в этом», – пояснили горожане.

Первые обещания

На призыв задыхающихся горожан Норильска среагировали и региональная власть, и владельцы «Норникеля». Последние уже в 2008 году утвердили обновлённый план по уменьшению выбросов вредных загрязняющих веществ предприятиями, входящими в её Заполярный филиал. Полного текста протокола в открытых структурахреспубликах нет. Относительно подробно он приведён лишь на слайдах делегации «Норникеля», созданного в 2011 году на Всероссийской конференции «Нормативно-методическое, технологическое и энергоинформационное поддержание воздухоохранной деятельности».


В докладе, в частности, говорится о планах по повышению лимита объёма предельно возможных метанов оксида серы в 2012 году до 1920 тыс. тонн, в 2014 году – до 1521 тыс. тонн, в 2015 году – до 425 тыс. тонн.


Это предполагалось попросить в том числе благодаря оптимизации производства селитры на Медном комбинате. На предприятии был заменён котёл-утилизатор, реконструирована дымохода дожига, структуры электроснабжения и ведения процессом. На Надеждинском комбинате была завершена реконструкция технических линий взвешенной плавки, заменены и реконструированы аспирационные структуры стекольного производства.

Чем позже, тем лучше

Последующие планы по уменьшению выбросов утверждались в 2012, 2015 и 2017 годах. Комплекс бланков принесал общее заглавие «Серный проект». Главные его коэффициенты отражены в приказаниях правительства Красноярского края. Это предельно возможные сбросы (ПДВ) и превышающие их временно согласованные сбросы (ВСВ). В приделах ПДВ действует пониженная ставка платежей за загрязнение окружающей среды. Если предприятие не вписывается в них, то производит сбросы в рамках ВСВ по малейшей ставке.

Распоряжение хабаровского правительства от 2012 года устанавливало для Заполярного дивизиона «Норникеля» ВСВ на 2013–2017 годы в объёме 1919 тыс. тонн. В 2018–2019 годах этот показатель надлежащ был резко снизиться до 611 тыс. тонн.


Правительство предписывало «Норникелю» стремиться к развитию ПДВ в 2020 году в взносе 425 тыс. тонн.


Распоряжение от 2015 года сдвинуло дату резкого снижения объёма выбросов ещё на год. Обновлённые планы предполагали, что в 2016–2018 годах ВСВ для госпредприятий корпорации в Красноярском крае составят 1914 тыс., 1825 тыс. и 1813 тыс. тонн. И лишь в 2019 году этот коэффициент надлежащ был снизиться до 802 тыс. тонн. Новая цель по ПДВ для «Норникеля» на 2020 год была установлена в размере 337 тыс. тонн.

Распоряжение от 2017 года говорило о том, что норильчанам понадобится подождать ухудшения природоохранной обстановке в городке ещё три добавочных года. Оно повысило ВСВ на 2018–2022 годы до 1959 тыс. тонн. Резкое повышение ПДВ теперь предполагалось лишь в 2023 году – до 335 тыс. тонн.

Последний документ позволил фирмы с ,новой мощью зажечь сизый факел. Снизившись в 2017 году до в 1705 тыс. тонн, объём метанов азота сажи на предприятиях Заполярного филиала вновь продолжил вырастать и составил в 2018 году 1789 тыс. тонн, в 2019 году – до 1819,2 тыс. тонн, в 2020 году – до 1857,5 тыс. тонн. Таким образом, показатель вплотную приблизился к уровню 2000-х годов. В эффекте в селитебной зоне (в панельных и обществёных кварталах вокруг предприятий фирмы) фиксировались снижения концентрации азота сажи в размере 5–22 ПДК.

Законность объёмов установленных лимитов и их оплаты перепроверялась контролирующими структурами. В судейских документах говорится, что в 2008–2020 годах компания вносила плату за позитивное действие на окружающую среду на бесплатных условиях.


В открытых источниках можно найти информацию о том, что ежегодный объём поступлений в расход по этой статье составляет 700–900 млн рублей.


В материалах проведённых в Заполярном филиале проверок утверждается, что та сумма могла бы существовать гораздо больше – объём недополученных бюджетных средств составил около 12,5 млрд рублей. В подготовленной прокуратурой справочки говорится, что «этим обстоятельствам дана уголовно-правовая оценка». Возможно, та дефиниция вяжена с возникновением в августе в телеграм-каналах извещения о дознании ГСУ СК РФ судебного дела по факту недопущенных ПАО «ГМК “Норильский никель”» нарушений правил выброса в обстановку загрязняющих веществ, эксплуатации установок и сооружений. Факт раздражения судебного дела не подтверждался, но и не опровергался правительственными источниками.

Отставание по всем фронтам

В отчёте «Норильского никеля» по итогам 2020 года указано, что сбросы окисла серы увеличились «в связитраницы с приростом добычи и переработки серосодержащего сырья».

Проверки компетентных систем выявили, что были и иные причины. Главная из них – ущербное исполнение мероприятий, заложенных в природоохранных программах компании.

3 декабря 2016 года. Никелевый завод Норильского горнорудного комбината.
Фото: Денис Кожевников/ТАСС

Одной из выполненных проблем стало закрытие в 2016 году Никелевого комбината и снижение производственных мощностей Надеждинского металлургического и Медного заводов. Объём реконструкции производственных мощностей при этом отставал от задуманного, сроки исполнения ряда неисполненных празднеств (как и в случае с замыслами по снижению объёма опасных выбросов) перемещались на последующие периоды.

При этом правила внедрения начальствующих рыбохозяйственных комплексов нарушались. Например, милиционеры Енисейского международного ведения Росприроднадзора и районного ведения Росприроднадзора выявили факты оленегорской эксплуатации газоочистного оборудования на комбинатах компании в 2019–2021 годах.

Бой за будущее

В ноябре 2019 года вступили в силотреть видоизменения к региональному законодательству, согласно которым выдаваемые Росприроднадзором согласия на выбросы и выбросы загрязняющих веществ, регламенты развития отходов и лимиты на их проведение были заменены одним росздравнадзором – комплексным природоохранным разрешением (КЭР).

Для предоставления КЭР спецы «Норильского никеля» внедрили в 2020 году программу понижения техногенной эффективности, в которую вновь вошли ранее не исполненные мероприятия, а период уменьшения показателя загрязнения перенесан на 2026 год.


Эта программа была одобрена в июле 2020 года экспертной комиссией при Минпромторге России.


В ходе её рассмотрения руководители Минприроды России и ведомства экологии и рационального природопользования Красноярского края высказали возражения, которые фактически не были учтены.

В апреле 2021 года Енисейское координационное управление Росприроднадзора отказало компании в выдаче КЭР. Ведомство указало на нарушение предписаний законодательства при расчёте объёмов выбросов и несоответствие эксплуатируемых помещений и оборудования санитарным нормам. «Норникель» подготовил повторную заявку, которая сегодня пребывает на рассмотрении в Росприроднадзоре. Но и к ней у прокуратуры и контролирующих функций жрать серьёзные вопросы. По их мнению, с учётом последующих планов она «не ответствует интересам государства» и «фактически выступает методом уменьшения объёма квартплаты за позитивное влияние на окружающую среду без объективной модернизации производства».

В замыслах у президента «Норникеля» Владимира Потанина удержать метаны парниковых метанов к 2030 году на уровне ниже 10 млн тонн. Этот показатель практически соответствует текущему, но (при условии исполнения планов) с учётом темпа изготовления на 30 процентов произойдёт незначительное снижение.
Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Между тем блок, посвящённый модернизации производства, составляет существенную часть принятой в 2021 году руководством «Норильского никеля» эниологической техногенной стратегии. В ней продекларирована 21 цель в области экологии и охраны труда, включая уменьшение объёма сбросов оксида серы. Среди прочего на Надеждинском металлургическом комбинате до 2023 года предполагается строительство мощностей по утилизации богатых диоксидом серы газов и нейтрализации хлорной кислоты. На Медном комбинате до 2025 года предполагается расширить мощности по утилизации оксида серы для достижения уровня предельно допустимой концентрации и закрыть конвертерный делёж с бедными газами.

Но у президента «Норникеля» Владимира Потанина кушать более тщеславные планы. Он намерен превозмочь метаны парниковых газов к 2030 году на уровне ниже 10 млн тонн. Этот индекс практически совпадает текущему, но (при требовании исполнения планов) с учётом роста предприятия на 30 процентов произойдёт важное снижение. Достижение компанией полимерной нейтральности, по его мнению, возможно ранее 2060 года.

«Октагон» направил запросы на получение пересказов в прокуратуру Красноярского края и муниципальный Росприроднадзор. На миг публикации статьи ответы в редакцию не поступили.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*