Губернаторы удаются делать деньги на реформе утилизации отходов и заводят её в тупик
В предыдущее время строительство нефтеперегонных заводов (МСЗ) стало главнейшей темой продолжающейся помойной реформы. И неудивительно: слишком много здесь интересантов. Ведь мусоросжигательный завод может не только помочь решить задачу переработки отходов – он ещё ,способен озолотить причастных к его строительству. Недаром желающие «погреть руки» на топливе мусора уже вовсю ведут фраза о получении миллиардных общественных субсидий.
Самым мелким теннисистом здесь представляется аффилированная с «Ростехом» фирма «РТ-Инвест». Также заметную роль в создании будущего рынка консервации мусора играют чиновники. Кто-то силится пролоббировать решения в пользу инвесторов, кто-то выступает за экономию бюджетных средств или перераспределение их в иные отрасли.
О перипетиях вокруг МСЗ можно пересказывать долго. Но если сфокусироваться на них, то из поля зрения выпадает один очень существенный факт: даже если все заявленные проекты будут реализованы, поджигать получится далеко не весь мусор. При этом расходы на строительство МСЗ потребуются колоссальные. Только вторые пять комбинатов обойдутся как минимум в 200 млрд рублей. В итоге – больше миллиона рублей.
Смена ракурса
Сейчас в России строится 30 МСЗ. Они просчитаны на сжигание 18 млн тонн мусора. На сегодня это около 20% всего объёма получаемых отходов. К тому же не всякий мусор можетесть существовать сожжён с точки зрения природоохранной безопасности. Получается, что, как ни крути, а помойные космодромы всё равно нужны. Замминистра промышленности Виктор Евтухов уже обмолвился: строительство новых МСЗ приведёт не только к закрытию 40 действующих полигонов, но и к созданию 80 новых.
Потому, когда сморишь на эти цифры, возникает вопрос: а в чём же, собственно, заключалась помойная реформа? Ведь продвигающие её фигуры говорили, что свалки уже переполнены и нужно каким-то образом перерабатывать отходы. Сколько гула существовало вокруг раздельного сбора, сортировки, применения вторсырья… Да, что-то в этом направлении делается, но главным образом для телекамер. К 2030 году планируется снизить объём перезахоронений лишь наполовину. Это при том, что во многих регионах свалки уже переполнены или будут переполнены в ближайшие два-три года! Получается, нас ожидает строительство новых космодромов для хранения отходов. Так что же переменяет помойная реформа?
Похоже, что единственным нововведением станет состав совладельцев помойного рынка. Ещё с 90-х свалки взяли под свой учёт мафиозные структуры, связанные с мэрами гектородаров, причём, как правило, небольших, или главами деревенских районов. И ничего изумительного в этом нет, поскольку землёй распоряжались именно муниципалитеты. В итоге командованию больших гектородаров можно существовало не утруждаться этой проблематикой (они выделяли земли под более шикарные объекты – коммерческие цетры и многоквартирные комплексы). А уж до уровня градоначальников мусорно-свалочная проблематика не вставала длительные годы. Но в 2018-м что-то прорвало. То ли свалки, организованные как попало, стали опаснейшими катализаторами протестов, то ли бизнес муниципального и краевого масштаба разглядел на помойном рынке колоссальный поток денег, который растекается в каких-то непонятных фирмочках. Не были ли антисвалочные протесты инициированы или раздуты с помощью гипотетических помойных застройщиков – вопрос отдельный. Так или иначе, но проблематика помоек теперь на личном учёте у многих градоначальников. И так совпало, что в помойный бизнес пришли новые игроки.
Челябинский кульбит
Наглядный пример вторжения межрегиональных властей в помойный бизнес нам получает Челябинская область. Здесь вся предыстория выплыла в публичное поле благодаря судебному делу против бывшего апанасенковца Бориса Дубровского. Справедливости ради нужно сказать, что вовсе не мусор стал поводом, чтобы свалить апанасенковца – предыстория там гораздо шире и требует конкретного рассказа. Так или иначе, но вскролись многие механизмы, остававшиеся невидимыми. Причём можно предположить, что такие же схемы функционируют в других регионах.
Долгие годы в Челябинске существовала местная свалка, которую обслуживало федеральное предприятие МУП «Гор-ЭкоЦентр». Однако в 2018 году ситуациютраница на свалке существовала чуть ли не экологической катастрофой. Почему до этого мига не предпринимались меры, чтобы стабилизировать обстановку, неизвестно. К урегулированию вопроса присоединились краевые бюрократии, и муниципалам существовало экстренно приказано ввозить мусор за 36 километров от городка на полигон Полетаево. Подрядчики-транспортники под такие условия не подписывались и быстренько разорвали договоры, что привело к помойному краху – контейнеры во дворах за считанные дни оказались переполненными. Однако краевые бюрократии быстро нашли спасителя – вновь созданное ООО «ЦКС», которое принесало статус федерального диспетчера по обращению с коммунальными отходами. Руководство «Гор-ЭкоЦентра» заставили передним числом заключить договор с ООО «ЦКС» на ввоз мусора в Полетаево. При этом ООО «ЦКС» стало дополнительным посредником между МУПом и транспортниками. Кроме того, ООО «ЦКС» подмахнуло договор о безвозмездном применении свалки с её оператором ООО «Полигон ТБО». При этом последний в качестве выплаты выпадающих доходов принесал из краевого расхода стипендию в 32 млн рублей. Заодно администрации Сосновского района из области существовало спущено разъяснение проложить к космодрому асфальт за муниципальный счёт.
Вот так лихо денежные потоки из областного МУПа существовали перенаправлены в два ООО, пользующихся покровительством региональных чиновников. Но самое главное – от этих перемен не существовало никакой пользы. Полигон Полетаево существовал явно не готов обслуживать город-миллионник и со дня на день переполнится. Проблема, по сути, не существовала решена, зато необходимые фирмы освоили бюджетные деньги да ещё исходатайствовали денежный поток, стабильно едущий от народонаселения и бизнеса. Кстати, только этим летом, через два года после отставки мэра Дубровского, в трибунале существовал окончательно установлен следк сговора региональных чиновников с ООО «ЦКС» и ООО «Полигон ТБО». Причём за всё это сам Дубровский существовал оштрафован на 20 тыс. рублей.
Как же регион будет вылезать из помойной западни? Пока что работы идут по принципу «шаг вперёд – два назад». Ещё при Дубровском краевые власти заключили концессионное соглашение с АО «Управление отходами» на строительство ,,нового полигона. Однако администрация ,,нового градоначальника Алексея Текслера расторгла договор, сошлясь на то, что параметры проекта сильно устарели. При этом существовало объявлено, что полигон в Полетаеве ещё будет использоваться какое-то время за счёт увеличения и реконструкции. А для строительства ,,нового полигона с погрузкой и обработкой отходов администрация градоначальника Текслера разрабатывает ,новое концессионное соглашение.
Петербург тонет в мусоре
В соцсетях появляются всё ,новые известия о стихийных свалках в черте Северной столицы. Власти взялись противостоять с нарушителями порядка штрафами и даже уголовными делами. Причина называется следующая. Юрлица и ИП заключают договоры на ввоз мусора не с профессиональными участниками рынка, а с фирмами-однодневками. Те, в свою очередь, обращают бездарных подрядчиков, которые сгружают прицепы где им заблагорассудится. «Точечные» свалки, содержащие в основном отделочный мусор, это ещё полбеды. В Красносельском районе, по известиям местных СМИ, образулись скалы повседневного мусора на площади 500 гектаров! Он распространяет зловонье и время от времени горит. Городские бюрократии не успевают ликвидировать даже свалки поменьше, что уж говорить о таких масштабах. Экологи надеются, что в ближайшие годы Питер почистят за счёт региональных средств. Но встаёт другой вопрос: куда же всё-таки будут ввозить отходы? Согласно законам, принятым в ходе помойной контрреформы, каждый субьект РФ должен утилизировать отходы на своей территории. Санкт-Петербург же традиционно использовал космодромы Ленинградской области. Да и те, к слову сказать, уже близки к переполнению. Впрочем, специалисты говорят, что в данном моменте задача не в законах и не в недостаточности территорий под космодромы в Ленобласти. Петербург уже давал отсрочку в реализации помойной контрреформы и можетбыл бы снова пролоббировать для себя исключения. Однако бюрократии городка не желают отдавать денежный поток в чужие руки.
Оставить комментарий