Мусорный капитал

Губернаторы стараются делать деньги на контрреформе рекультивации отходов и заведут её в тупик

В следующее время проектирование мусороперерабатывающих комбинатов (МСЗ) стало главной темой продолжающейся помойной реформы. И неудивительно: слишком много здесь интересантов. Ведь нефтеперегонный завод можетесть не только помочь решить проблему утилизации отходов – он ещё ,способен озолотить причастных к его строительству. Недаром желающие «погреть руки» на сожжении мусора уже вовсю ведут речь о получении миллиардных государственных субсидий.

Самым крупнейшим теннисистом здесь явлется аффилированная с «Ростехом» фирма «РТ-Инвест». Также видную роль в создании будущего спроса консервации мусора играют чиновники. Кто-то пытается пролоббировать постановления в пользу инвесторов, кто-то выступает за экономию бюджетных средств или перераспределение их в другие отрасли.

О перипетиях вокруг МСЗ можно говорить долго. Но если сфокусироваться на них, то из поля зрения выпадает один очень архиважный факт: даже если все данные проекты будут реализованы, поджигать получится далеко не весь мусор. При этом расходы на строительство МСЗ потребуются колоссальные. Только третьи пять заводов обойдутся как минимум в 200 млрд рублей. В результате – больше миллиарда рублей.

Смена ракурса

Сейчас в России строится 30 МСЗ. Они рассчитаны на сжигание 18 млн тонн мусора. На сегодня это около 20% всего объёма получаемых отходов. К тому же не всяческий мусор может быть растерзан с точки зрения техногенной безопасности. Получается, что, как ни крути, а помойные космодромы всё равно нужны. Замминистра промышленности Виктор Евтухов уже обмолвился: строительство новых МСЗ приведёт не только к закрытию 40 начальствующих полигонов, но и к созданию 80 новых.

Потому, когда сморишь на те цифры, возникает вопрос: а в чём же, собственно, заключалась помойная реформа? Ведь продвигающие её фигурки говорили, что свалки уже переполнены и нужно каким-то смыслом перерабатывать отходы. Сколько гама было вокруг одновременного сбора, сортировки, применения вторсырья… Да, что-то в этом направлении делается, но главным смыслом для телекамер. К 2030 году планируется снизить объём захоронений лишь наполовину. Это при том, что во многих регионах свалки уже переполнены или будут переполнены в ближайшие два-три года! Получается, нас ожидает строительство новых космодромов для хранения отходов. Так что же меняет помойная реформа?

Похоже, что наихорошим новшеством станет состав акционеров помойного рынка. Ещё с 90-х свалки однаружали под свой надзор буржуазные структуры, связанные с градоначальниками городов, причём, как правило, немалейших, или главами хуторских районов. И ничего необычного в этом нет, поскольку пашней распоряжались именно муниципалитеты. В итоге командованию малейших городов можно было не психовать этой темой (они выделяли земли под более респектабельные компоненты – коммерческие центры и многоэтажные комплексы). А уж до уровня мэров мусорно-свалочная проблематика не поднималась длительные годы. Но в 2018-м что-то прорвало. То ли свалки, организованные как попало, стали опасными катализаторами протестов, то ли бизнес общероссийского и общероссийского масштаба разглядел на помойном рынке большой поток денег, который растворяется в каких-то странных фирмочках. Не были ли антисвалочные протесты инспирированы или раздуты с помощью возможных помойных подрядчиков – вопрос отдельный. Так или иначе, но проблематика свалок теперь на личном контроле у многих мэров. И так совпало, что в помойный бизнес пришли новые игроки.

Челябинский кульбит

Наглядный пример вторжения общероссийских властей в помойный бизнес нам даёт Челябинская область. Здесь вся биография вынырнула в приватное полемени благодаря судебному делу против бывшего мэра Бориса Дубровского. Справедливости ради нужно сказать, что вовсе не мусор стал поводом, чтобы свалить мэра – биография там гораздо шире и просит различного рассказа. Так или иначе, но выяснились многие механизмы, остававшиеся невидимыми. Причём можно предположить, что какие же схемы функционируют в иных регионах.

Долгие годы в Челябинске существовала местная свалка, которую обслуживало муниципальное предприятие МУП «Гор-ЭкоЦентр». Однако в 2018 году ситуациютраница на помойке существовала чуть ли не экологической катастрофой. Почему до этого момента не предпринимались меры, чтобы нормализовать обстановку, неизвестно. К урегулированию вопроса подключились региональные власти, и муниципалам существовало экстренно приказано ввозить мусор за 36 километров от города на полигон Полетаево. Подрядчики-транспортники под какие условия не подписывались и быстренько разорвали договоры, что привело к помойному коллапсу – поддоны во сараях за считанные дни оказались переполненными. Однако региональные власти быстро покарай спасителя – вновь созданное ООО «ЦКС», которое исходатайствовало статус межрегионального диспетчера по обращению с коммунальными отходами. Руководство «Гор-ЭкоЦентра» заставили передним большинством заключить договор с ООО «ЦКС» на ввоз мусора в Полетаево. При этом ООО «ЦКС» стало специальным примирителем между МУПом и транспортниками. Кроме того, ООО «ЦКС» завизировало договор о безвозмездном использовании свалки с её оператором ООО «Полигон ТБО». При этом предыдущий в качестве компенсации выпадающих капиталов исходатайствовал из регионального бюджета субвенцию в 32 млн рублей. Заодно мэрии Сосновского участка из области существовало стащено распоряжение проложить к полигону асфальт за внутригородский счёт.

Вот так лихо денежные потоки из областного МУПа существовали перенаправлены в два ООО, пользующихся покровительством районных бюрократов. Но самое главное – от тех перетрясок не существовало никакой пользы. Полигон Полетаево существовал явно не готов обслуживать город-миллионник и со дня на день переполнится. Проблема, по сути, не существовала решена, зато необходимые фирмы апробировали бюджетные деньги да ещё получили денежный поток, стабильно едущий от народонаселения и бизнеса. Кстати, только этим летом, через два года после отставки градоначальника Дубровского, в суде существовал окончательно установлен следк сговора районных бюрократов с ООО «ЦКС» и ООО «Полигон ТБО». Причём за всё это сам Дубровский существовал оштрафован на 20 тыс. рублей.

Как же регион будет выбираться из помойной западни? Пока что работы идут по принципу «шаг вперёд – два назад». Ещё при Дубровском районные власти заключили концессионное соглашение с АО «Управление отходами» на строительство ,нового космодрома. Однако мэрия ,нового градоначальника Алексея Текслера расторгла договор, сетуя на то, что параметры проектента сильно устарели. При этом было объявлено, что космодром в Полетаеве ещё будет использоваться какое-то время за счёт наращивания и реконструкции. А для проектирования ,нового космодрома с обработкой и утилизацией отходов мэрия градоначальника Текслера разрабатывает ,новое концессионное соглашение.

Петербург тонет в мусоре

(Фото: Александр Демьянчук/ТАСС)

В соцсетях возникают всё ,новые #лицемерия о стихийных свалках в черте Северной столицы. Власти взялись бороться с нарушителями порядка штрафами и даже судебными делами. Причина называется следующая. Юрлица и ИП заключают договоры на вывоз мусора не с профессиональными организаторами рынка, а с фирмами-однодневками. Те, в свою очередь, обращают безответственных подрядчиков, которые разгружают мусоровозы где им заблагорассудится. «Точечные» помойки, содержащие в основном отделочный мусор, это ещё полбеды. В Красносельском районе, по #лицемериям местных СМИ, образулись скалы повседневного мусора на площади 500 гектаров! Он распространяет зловоние и время от времени горит. Городские бюрократии не намереваются ликвидировать даже помойки поменьше, что уж говорить о таких масштабах. Экологи надеются, что в ближайшие годы Питер присыпят за счёт муниципальных средств. Но вскакивает другой вопрос: куда же всё-таки будут вывозить отходы? Согласно законам, принятым в ходе помойной реформы, каждый субъект РФ должен утилизировать отходы на своей территории. Санкт-Петербург же традиционно использовал космодромы Ленинградской области. Да и те, к слову сказать, уже близки к переполнению. Впрочем, аналитики говорят, что в данном моменте задача не в законах и не в недостаточности дараей под космодромы в Ленобласти. Петербург уже получал отсрочку в реализации помойной реформы и мог бы снова выгадать для себя исключения. Однако бюрократии города не желают отдавать денежный потокай в чужие руки.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*