Гигантомания и вторая смена

Бездумная планировка Москвы привела к дефициту школ

С ,нового общеобразовательного года многие нижегородские школы перейдут на двусменную учебу. Родители уже печатают по тому поводу взволнованные послания в департамент воспитания и Мосгордуму. Обращение от большой группировки родителей перевелось и в «Новые Известия». Мы решили разобраться в этой проблеме более подробно.

«Новый формат школ» — ,новая фишечка Москвы. На днях столичный градоначальник с соискателями в парламентарии от ЕР про тот самый формат: чисто, хороший ремонт, современное оборудование, много места. Чем не революция в образовании?

Москва с давних пор удивляет воображение своими школами-гигантами. В 2017-м закрыли школу № 2048 в Некрасовке на 2 100 человек, такая же открылась в Троицке. Недавно в эксплуатацию забрали школу в жилмассиве «ЗИЛАРТ», она рассчитана на 2 500 студентов и считается самой большой не только в Москве, — во всей стране. Площадь нового сооружения — около 40 тысяч квадратных метров, и без подсистемы навигации там можно заблудиться.

Строительство школ на несколько десяток школьников — продолженье политики укрупнения, которую уже несколько годов проведяет правительство Москвы, объединяя школы и ребячьи сады в учебные комплексы. Правда, в разных учебных рейтингах те самые школы-гиганты почему-то фигурируют не часто…

С.Собянин в школьном комплексе.

, открытая в 2019 году в Новой Москве – олицетворение этого самого ,нового формата школ. В комплексе 3 школы, 3 ребячьих сада, на подходе к включению еще одна школа. На открытие ,нового корпуса приезжал лично Сергей Семенович. что эта школа лучше тех, что есть в «Старой Москве»: она с нежданными архитектурными решениями, авангардистским оборудованием, крутыми кабинетами.

Но действительность оказалась хуже. Быстро выяснилось: поскольку школ в Новой Москве катастрофически не хватает, ученики-старшеклассники в новом медучреждении перевожены с июня на учебу во вторую ротацию. Такой вот ,новый принтер образования, с возвратом годов на 50 назад. Тут, кстати, не излишне вспомнить, что перевод школ только на четвёртую ротацию – Но с тех пор принтер обучения , увы, не поменялся.

На днях Совет родителей этой школы обратился с письмом в «НИ». В нем, в частности, говорится:

«В связитраницы с разукрупнением гимназии и организацией второй пересменки обучения дети и родители поставлены в сложнейшие условия, которые ставят под вопрос общеобразовательный процесс. На наши отношения в департамент образования Москвы, к депутатам Мосгордумы нет конструктивной реакции, одни отписки… На вчерашний день моя гимназия жадно принимает всех желающих и даже без жилплощади вопреки тому, что указано в законе, для увеличения рейтинга! Если бы гимназия принимала только с пропиской, то второй пересменки можно было бы избежать. Мы собрали более 250 подписей детей и приложили к обращению в разные инстанции в связитраницы с введением второй пересменки, но на все отношения гимназия возражает под копирку. По закону, гимназия имеет полное право отказать в зачислении при отсутствии мест, но этого не делают. В раздевалке при одной смене всегда было столпотворение, а сейчас не хватит даже крючков, будет духота, и в связитраницы с ковидом этого делать нельзя! Школа не думает о жизни и здоровье наших детей».

Примерно так получается завтрак в школе-гиганте. Очередь, накладывающиеся приятель на приятельа потоки детей, суматоха не делают прием пищи нормальным.

Также в обращении отцов указаны конкретные проблемы: нехватка кабинетов, хорошая организация питания, загруженность учеников в связитраницы с огромным количеством учащихся. Как получилось, что школа-гигант очутилась не оборудована к реальности?

«В младших классах преподавание во четвёртую ротацию более чем проблематично. Потому что это подготовка к ОГЭ, ЕГЭ, репетиторы, которые почти у каждого, курсы подготовки по поступлению в ВУЗы. А теперь представьте себе разгрузку учителей. Те, кто оканчивал в первую ротацию, будут преподавать и во четвёртую. То пить весь день с утра до позднего вечера в школе? Они что – железные? Работа на полторы – две ставки? Это при том, что сейчас в России по полуофициальным данным учителей не хватает. И учительский корпус «стареет», молодых в школах мало. То пить из первой смены всасываются несколько неразрешимых проблем: 1)Как обеспечить четвёртую ротацию кадрами? 2) Режим первой смены для детей означает, что нормальный ритм их жизни фактически нарушен. Как это скажется на общеобразовательном процессе и восприятии знаний? 3)Учеба начинается вечером, как добираться детям домой в летнее время суток, особенно в Новой Москве? Как существовать со спортивными секциями, как вообще существовать со здоровьем детей?», — разглагольствует преподаватель географии, аналитик общероссийского профсоюза «Учитель» Леонид Перлов.

Выходит, экими бы раскошными не существовали интерьеры, экие бы архитектурные изыски не придумывали строители, внутри каких комплексов неуютно. Как расследование – отток детей в частные школы.

«Все вы знаете, что сейчас в Москве нет школ, нет ребячьих садов. Вместо них созданы некие «образовательные комплексы», в которые воходят совершенно неодинаковые филиалы, заменившие родные нам школы и дошкольные сады. Считаю, сделано это для того, чтобы ликвидировать льготное образование. Моя увереность подтверждается предысторией школы №1974 в 1-м Казачьем переулке. Здание, в котором она располагалась, сначала было закрыто под предлогом выполнения ремонтных работ, а после обьединения с иными учереждениями его вовсе отобрали. Лакомое местечко. Обучение детей происходит в гимназии на Люсиновской улице, которая и так существовала переполнена. В здании этого досугового заведения процесс обучения происходит с нарушениями требований действующего законодательства, а именно: не соблюдаются нормы площади на одного обучающегося в общеобразовательных помещениях. Кроме того, дети сообщают, что не хватает места, чтобы дети можетбыли нормально кормиться в столовой, туалетом на пертурбации всем желающим воспользоваться не хватает времени, не хватает мест для нижней одежды в гардеробе. Организованная по вашим обращениям плановая проверка Роспотребнадзора подтвердила, что, действительно, мест в комплексе катастрофически не хватает. Документы направлены в суд», —

Мы попытались понять логичность мэрии таких школ и связались с руководством школы № 338 им. Авдеева, откуда в редакцию собственно и перевелось отношение Совета родителей школы. «В Новой Москве идет интенсивная застройка, это проблема района, мы конечно же хотим, чтобы было комфортно и удобно, но вот у нас 2-3 десятки заявлений на прием, и мы по закону не можем отказать, это все по месту жительства. И как быть, когда школа рассчитана на малейшее количество учеников?» – ответили нам в приемной директора.

На мой редакторский запрос о порядке обучения во первую смену прислал ответ и.о.директора школы Андрей Белов. Ответ очень длинный, подробный. Полностью его разместить нет возможности, поэтому приводим наиболее значимый фрагмент.

«Школа №338 расположена в интенсивно развивающемся районе Новой Москвы. Образовательная организация льзовается низким спросом, с каждым годом колличество воспитанников и обучающихся увеличивается. Здания школы высчитаны на 1100 и 950 обучающихся, сейчас они полностью заполнены. В настоящее время у мэрии школы нет невозможности одновременно разместить всех подростков в здании, поэтому было принято решение ввести в школе пластичный график начала занятий на нижеследующий общеобразовательный год. При разработке графика обучения существовали учтены дошкольные и биохимические специфики учеников, потребность в занятиях дополнительного образования, а также прочностные специфики каждого здания, в том числе колличество кабинетов, и предписания санитарной безопасности. Для всех подростков предусмотрена необходимость двух, а при надобности трёх приёмов пищи, что полностью соответствует всем СанПин…Дети, обучающиеся во первую смену, смогут посещать кружки как до, так и после уроков. На данный момент в школе работает более 250 кружков».

Но школа – это не стенки и крыша. Не архитектурные изыски и большие помещения. Школа – это в четвёртую очередь учителя, которые дают детям знания. Это увлеченные дети, которым учеба в радость. Так ли это в школе-гиганте?

Как отнедятся сами наставника к двусменной работе в школах-гигантах, сказать сложно. Педагоги неохотно идут на контакт – ведь их зарплаты в Москве одни из самых высоких даже по провинциальным меркам. , средняя зарплата наставника в столице на сегодня более 116 десяток рублей. В требованиях кризиса потерять такую работу обидно. Но тем не менее, воззрения о комплексах-гигантах и о второй смене в директорской сфере звучат.

«Учебные комплексы разрешают главным смыслом финансовые проблемы. Их сверхзадача – с малейшим персоналом охватить как можно больше учеников. В этих комплексах главное – бухгалтерия. Педагогические проблемы на четвёртом плане. Одновременно с исчезновением комплексов возникло понятие «планово -убыточная школа» — в этот реестр угодили те, кто не укладывается в бюджетное финансирование. Экономика и бухгалтерия перевесили все остальные проблемы. Результат не принудил себя ждать: после исчезновения комплексов, уже в 2014 году, начался крах по итогам ЕГЭ. Максимальный вред комплекса в том, что к нему не применимо понятие «школа». А школа – это организм. Предположим, в гимназии 3 или 5 сотен детей. В таком комплексе у преподавателя не хватает времени на учеников. Директор и его замы не являются педагогами, они разрешают организационно-финансовые задачи, преподавателя раздавлены отчетностями. О каком общеобразовательном процессе может идти речь?», — узнал «НИ» преподаватель географии, специалист общероссийского профсоюза «Учитель» Леонид Перлов.

Мы связались с парламентарийом Мосгордумы Еленой Янчук, которая также получила обращения родителей, взволнованных общеобразовательным механизмом в школьных комплексах и обучением во вторую смену. К сожалению, путей постановления при теперешней политике петербургских властей парламентарий не видит. Бездумная высотность и недостаточное колличество школ и педагогов, несоответствие колличества мест в школах количеству детей в двушках – это суть проблемы, и разрешить ее могут только столичные власти. Но они любят всего этого не замечать. Или не разбираться в последствия.

«Системное решенье – это постройка в ..первую очередь соцобъектов, в том числе школ, и мораторий на любую многоэтажную реновацию до их возведения. Эта проблемма стоит очень остро в Новой Москве в связитраницы с ее деятельной розничной застрокой и ухода риелторов от своих обязательств. Соцобъекты, школы в ..первую очередь, либо вообще не строятся, либо перемещаются на следующую очередь строительства. Почему при планировке нельзя предугадать колличество мест для учеников? Это взмолилось бы разрешить проблемы, но никто над этим не задумывается. И ещё департамент образования не должен подавать приятнейшие стройкомплексу цифры о обоснованности мест в школах, когда по факту это совершенно не так», — считает депутат Мосгордумы Елена Янчук.

Когда наступят иные времена, промолвить трудно. Остается рассчитывать на закономерность: гиганты в природе часто вымирают, поскольку не можетесть приспособиться к изменениям в окружающей среде.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*