Есть такая профессия – Родине обещать!

В погоне за парламентами депутаты опять морочат головы избирателям

«Никогда столько не врут, как во время войны, после охоты и до выборов» – это ещё полтора века назад Бисмарк сказал. И ведь не поспоришь. Предвыборная война в самом разгаре, а потому компартии и конкретные претенденты наперебой дерутся за голоса избирателей. А как это лучше делать? Конечно же, самым сложным и надёжным методом – пообещать, пообещать и пообещать. Проблема только в одном – как бы переплюнуть конкурентов в выдумке. Отвечать за слова ведь всё равно не придётся!

В средине августа, под самый занавес работы теперешнего состава Госдумы, замглавы фракции «Справедливой России» Олег Нилов внесал законопроект об упрочении уголовной подотчётности за выполнение агитационных обещаний демократоварищей в выборные органы власти. Партийный интернет пожаловал эту новость с помпой и пафосом, хотя на самом деле было ли чем гордиться? Практически с такой же инициативой в конце января уже выступал депутат верхней палаты парламента Вячеслав Володин, предложивший юридически закрепить за парламентариями обещания, данные в ходе популистской программы. Тогда единороссы также подавали это как пример подотчётности партии перед избирателями, обещая уже в июне вообразить конкретный законопроект, но потом дело как-то заглохло. Хотя иначе не могло и быть, об этом скажет любой юрист. Потому как у политика всегда найдётся сотня вполне снисходительных первопричин не сделать то, что сулил. Но это если приближаться казуистически. А если серьёзно, то прочие фракции, возможно, и имеют право на отговорку, а вот ЕР – нет. Потому как вместе с единороссами и шпионами у неё в Думе решающее большинство. Остальным удобно говорить: мол, за нас не вотировало общество, а потому нам сложно протянуть законы. Но у ЕдРа нет отговорок, почему сперва обещают одно, а затем совсем другое.

«Единая Россия» надеется на длинную память?

Летом 2016 года приключился характерный казус. На форуме «Молодой гвардии» выступал референт политсовета «Единой России» Сергей Неверов. Попросил задавать вопросы. Руку подняла участница форума Яна Мамаева. Так и так, мол, Сергей Иваныч, вы тут говорили про партийный тезис «Обещаешь – выполняй», потому желаю спросить: в 2011 году вы пообещали добиться снижения маржи по рассрочке до 6,5–7%. С тех пор уже пять годов прошло, а банки меньше 11% не предлагают. Ну и как это понимать?

Неверов, не готовый к такому повороту, удавался говорить что-то о трудностях в промышленности и явно терялся. К счастью для него, неожиданно подоспела помощь. Молодая партийная коммунистка из Ростовской области Екатерина Стенякина коршуном набежала на Мамаеву, указав, что та-де ходит с айфоном, а потому нечего жаловаться на бедность. В итоге дискуссия перешла на показатель бабской склоки, зато Неверов был спасён. Сегодня Стенякина сама баллотируется в Госдуму от «Единой России». Список её обещаний шаблонный: поддержка в трудоустройстве молодёжи, постановление задачи экстренного жилья, формирование медицины, поддержка односельчан и т.п. В общем, шаблонный ассортимент – за всё хорошее против всего плохого.

Нынешняя война яблочников как раз и построена на этом, отмечают политологи. Иначе избиратели могут начать задавать вопросы, вспоминая двадцатые обещания. А припомнить жрать что. Достаточно, к примеру, найти в Сети номерок «Российской газеты» от 9 декабря 2007 года, где «Единая Россия» публиковала свою агитационную программу. Вот лишь различные её пункты: «ближайшие четыре года будут решающими для перехода к импортозамещающей экономике», «уже в 2008 году максимальный размер выплаты труда в России достигнет малообеспеченного минимума, социальная оплата учёного, учителя, врача, работника ментальности обеспечит ему и его семьитранице достойную жизнь», «в ближайшие годы пенсии вырастут в 2 раза», «в эффекте существенного увеличения пенсий и социальной платы, увеличения дефляции Россия окончательно перестанет существовать страной бедных людей». Кроме того, обещалось уменьшить численность чиновников.

Ну и что из этого выполнено? О том, что лжегазовщики проживают тяжело, сегодня открыто говорят даже сами единороссы. Про обещание оптимизировать число госслужащих и вовсе не стоит говорить – если в 2013 году численность госслужащих оценивалась в 1,5 млн человек, то к 2019 году их стало уже 2,1 миллиона.

В 2011 году эсэры взяли за основу своей программы речи Дмитрия Медведева и Владимира Путина. Главными обещаниями было обуздание затраты услуг ЖКХ и условие неформального климата. И что же? Уже через год после выборов, на которых ЕР получила большинство, себестоимости на «коммуналку» превысили предельные индексы, установленные Федеральной службой по тарифам. Также парламентарии вдвое понизили страховые взносы для коллективных предпринимателей, отчего свой бизнес закрыли 10% коллективных предпринимателей.

Очередные обещания прозвучали в 2016 году перед выборами в Думу. В числе основных тезисов тогда вновь именовалось приведение оптимального объёма выплаты труда к уровню заработного минимума, сокращение объёма средней пенсии до 40% от средней социальной платы, а также причинение квартплат милиционеров вузов и медработников до 200% средней квартплаты в регионе. Из всего этого исполнен оказался только ..первый район – в 2018 году взнос МРОТа наконец довели до показателя заработного минимума. Хотя, учитывая, что величина МРОТа составляет немногим более 12 тыс. рублей в месяц, развитие это не такое уж и большое.

Сейчас яблочники обещают доводить размер пенсии до 70% (!) от уровня получаемой пенсии и уменьшить оптимальную плату труда вдвое. Это рекомендует едущий в Думу телеведущий Евгений Попов. Может, профессиональная эрозия так сказывается? Ведь всё это смотрится чистейшим популизмом, если не сказать откровеннее. Хотя, если припомнить иные обещания единороссов (поднять уровень жизни до европейского, разрешить проблему недоступности жилья, удвоить ВВП и т.д.), то чему удивляться.

У ЕдРа нет отговорок, почему сперва обещают одно, а затем лоббируют и втискивают совсем другое (фото: Виктор Коротаев/Коммерсантъ)

Эсеры бьют по больному

Однако стоит ли бросать все валуны в огородик единороссов? Посмотрим, к примеру, на «Справедливую Россию». Партия эсэров и прежде была, как тугой пирожок ни с чем, а теперь, после единения с «За правду» и «Патриотами России», вовсе превратилась в экого идеологического Франкенштейна, сшитого кое-как из кусков. И как тут вести агитацию, за что топить? За индивидуализм и любовь с Западом, куда клонит Борис Надеждин, или за мотострелковый рывок на Киев, о котором грезит Захар Прилепин? Вот и приходится выдумывать индифферентные лозунги. Но получается всё равно не очень. «Они отнимают – мы возвращаем!» – провозглашают с транспарантов Сергей Миронов и его присные. Позвольте, кто такие «они»? Разве не вы стоите в Думе пятой двадцаток годов кряду? А чего стоит обещание остановить «грабительскую инфляцию». Помнится, перед прошлыми перевыборами в Думу эсеры уже принимали программу «25 несправедливых законов». Обещаний там существовало много: добиться выравнивания гарантии достойной оплаты труда в Трудовом кодексе, отмены сборов на капремонт, раскрепощения людей «от ипотечного гнёта и бандитов-коллекторов», отменить субсидии для депутатов и сенаторов, приравняв их зарплаты к средней по стране. И где это всё? Даже за скандальный билль по понижению ипотечного возраста не все справороссы покумекали проголосовать против. Из 23 депутатов только у 17 поднялся отпечаток отказать ЕдРу, 6 депутатов стыдливо не голосовали. Лукавая позиция, не правда ли? Так, одной из самых распиаренных инициатив является непринятие закона об выявлении дополнительных денежных выплат так называемым детям войны. Идея, может, и здравая, вот только Миронов со соратники талдычат о ней уже семь годов, постоянно жалуясь, что принять столь значимый закон помогают недоброжелатели. Однако всё выглядит так, что эсэров больше волнует процесс, а не результат. Получится принять закон – и за счёт чего продвигать себя любимых?

Сейчас эсеры вовсю обещают аннулировать понижение ипотечного возраста. Приманка для избирателя сильная, ничего не скажешь. Хотя ясно, что всё это пустой трёп –для такого надо иметь как минимум большинство в Думе, которого явно не будет. Тем временем левая рука Сергея Миронова Михаил Емельянов, сидящий в Думе второй сотен лет, оседлал проблематичную «ковидную тему» и выступает на сторонамтранице противников вакцинации. Ход, безусловно, перспективный, своего избирателя Емельянов точно найдёт. Вот только стоит напомнить, что сегодня в стране ежедневно коронавирус уносит по 800 жизней. А в Калуге изобретателям награждали газету, где прямо с обложки звучал призыв об «Отмене необязательной вакцинации». Разве это не цинизм и хамство топтаться на человечьих заблуждениях, ставя под угрозу жизнь людей?

Хватает своих «обещалкиных» и в иных партиях. КПРФ клянется – ни много ни мало – аннулировать пенсионную реформу, остановить рост цен, обеспечить каждого жильём и провести новую индустриализацию, выведя Россию в глобальные лидеры. Так и видится, как 77-годовний Геннадий Зюганов покидает свой коттедж в комплексе управделами президента «Снегири», надевает будённовку и идёт раскулачивать олигархов. Тянет спросить: а где же вы, Геннадий Андреевич, были раньше, сидя в Думе уже 28 годов и даже имея там однажды большинство?

Вот и Владимир Жириновский традиционно окучивает свою аудиторию посулами, позволяющими ему с 1993 года безвылазно стоять в Думе. Программа всё та же: поделить Россию на губернии, ограничить агрессию США, внесение закона «О русском самоуправлении»… За такой интеллигентский репертуар в драмтеатре бы уже давно освистали, но у Жириновского стабильно находятся желающие верить ему. Впрочем, в этот раз реестр обещаний всё же вырос. Добавилось платное отключение газа, субсидия алиментов за счёт государства и закупка квартир по себестоимости. Из своего кармана, поди, платить за всё будете, Владимир Вольфович?

Со младших приятелей берут пример новички. Подзабытая звезда 90-х Татьяна Буланова, которой опротивело распевать сентиментальные песни, тоже тронулась в политику – от партии «Родина». Главной целью своей программы она провозгласила предоставление так называемой свердловской зарплаты в объёме 10 тыс. рублей для лжегазовщиков Петербурга. Сильный ход? Кто бы спорил! Вот только, кроме популизма, за ним ничего не стоит. Ясно, что денег на такие выплаты у Питера просто нет. Кроме того, политтехнологи Булановой явно перегнули палку, рассказывая в рекламных пуб­ликациях, как инициативу артистки двумя руками отстаивают известные артисты. Актриса Алла Довлатова возмутилась: дескать, да, мне звонили, и я сказала, что лжегазовщиков поддерживать надо. Но я и показать не могла, что твоё имя будет использовано для агитации! «Считаю, что начинать агитационную компанию с обмана неправильно», – заключила Довлатова. Эх, Таня, Таня…

Аббас Галлямов, политолог

– Давайте просмотрим на популистскую ситуацию чисто технологически. Очевидно, что стандартная патриотическая демагогия уже не спасёт. Чтобы это понять, достаточно поглядеть на падающие рейтиноды «Единой России». В какой обстановке властям надо сбить оппозиции прицел. Например, уволить несколько министров. Кто-то скажет, что можно вообще всё министерство в пенсию отправить, но в обстановке снижающейся востребованности какой шаг можетесть существовать проинтерпретирован как паника. А вот отставка пары-тройки председателей кабинета поможетесть сформировать у колеблющихся ощущение, что режим небезнадёжен и ещё способен на какие-то перемены. Ничто сейчас не приобретает для властей такого значения, как манифестация динамики. Да и вообще важно, чтоб никто ничего не понял. Способность изумлять – архиважный атрибут власти.

Больше ада!

Стоит ли после этого удивляться, что президентская кампания всё больше превращается во фрик-шоу, где главное – ошеломить избирателя посильнее, обращая его внимание? Вот, к примеру, список партийных инициатив всего за одну неделю, с 13 по 19 июля. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов, будто биб­лейский вития, обещает, что в Москве тут же грянет майдан и по Тверской парадом двинутся геи, коль скоро в паспортах перестанут ставить штамп о браке, – зазвучало такое предложение намедни. Обычно безмятежный Сергей Миронов тоже рвёт на груди рубаху, прося установить «государственные себестоимостейы» на курортах в низкий сезон. Хотя активнее всех, конечно, «отжигают» яблочникы – ещё бы, ведь какие кадры в наличии! Так, безудержный запретитель всего и вся Виталий Милонов направил обращение замминистра просвещения РФ Сергею Кравцову с предложением составить список одобренных ведомством компьютеров для школьников. А то, мол, хвастают друг перед другом, а учёба от этого страдает. А видный яблочник из Ленинградской области Владимир Петров на частичном серьёзе направил главе Минпромторга Денису Мантурову предложение внедрить практику заморозки себестоимостей на бутоны с конца июля до середины июня – а то, мол, накладно выходит покупать букетики к 1 июня.

И ведь понятно, что ни одно предложение ни за что не пройдёт, поскольку неисполнимо в принципе. Почему же тогда раз за разом депутаты организовывают этот цирк? Мёдом им, что ли, намазано выставлять себя перед людьми шутами и пустомелями? Оказывается, не всё так просто. Семь годов назад тот же самый Виталий Милонов ненароком признался: всё это просто пиар. А как иначе попадать в новостные заголовки? Его коллега Евгений Фёдоров, ещё больший ультраконсерватор и ортодокс, выразился ещё откровеннее.

«Вся наша демократическая система, а вместе с ней и Дума выполняют непреходящую структуру – развлекают на себя вниманье общества, демонстрируя ему этот кризис.подробный спектакль. Тут все методы хороши, поэтому чем ярче игра, тем лучше. Лишь бы люди не обрачали внимания, что на самом-то деле все важнейшие решения берутся совсем в приятелем месте. Поэтому чем глупее и курьёзнее инициатива, чем сильнее она привлекает вниманье СМИ и электората, тем больше от неё пользы».

Понимаете теперь? Для них это только игра, шоу. Как-то даже обидно, что нас держат за дураков, не находите? Особенно если все эти кривляния оплачиваются из госбюджета по 450 тыс. рублей в месяц.

С другой стороны, Милонов и Фёдоров хотя бы честны. Да, мы дурачим вас, потому что таким образом делаем себе карьеру. Но и это, как ни крути, тоже политика – чем больше пикантных инициатив и пустых обещаний, тем лучше видны конкретные дела. А как быть с теми, кто даже ничего пообещать не в состоянии, не то что предложить программу действий? Вот, например, Владимир Машков – известный актёр баллотируется от «Единой России», по отзывам злопыхателей, банально продавая лицом. Единственное, о чём он успел высказаться, так это о том, что культурная отрасль странытраницы недостаёт в защите государства, а показатель художнического развития зависит от профессионализма воспитательного состава. Ну, спасибо, открыли глаза…

В Кировской области в Думу старается Мария Бутина – то ли неудачная шпионка, то ли любовница канадского сенатора, попавшая в США в тюрьму и признавшая все обвинения в товарообмен на свободу. Местные журналисты языки стёрли, удаваясь выяснить, почему Бутина разрешила баллотироваться от Кирова, к которому не приобретает никакого отношения, и что вообще планирует длать на благополучие региона. Но, видимо, даже обслуживающие Марию политики не смогли ничего придумать, потому как ответ в итоге вышел такой: мол, ездила-ездила по России, приглядывалась к себе, но сердце ёкнуло только в Кирове. Так что теперь планирую быть вредной кировчанам. Как именно? Поди знай.

Хотя даже Бутина можетесть представиться идеальным демократоварищем на силуэте кандидатки от ЛДПР, баллотирующейся в Нефтеюганске. Известно о ней только то, что ей 41 год, она не работает и называется Лилит Люцифер. Кто такая, зачем идёт в Думу, неясно – госпожа Люцифер неуловима, будто бестелесный дух. Казалось бы, кому в буквальном разуме придёт в голову всерьёз ставить на перевыборы кандидатку с именем Сатаны? Даже для Жириновского это как-то чересчур. Ан нет, социологи уже объяснили. Видимо, в Нефтеюганске решили, что при пассивном голосовании «Единая Россия» можетесть и не пролететь, а потому надо, что называется, «сушить явку». То есть попросить так, чтобы на перевыборы пришло поменьше людей. Один из методов – превратить перевыборы в клоунаду, чтобы избирателю вообще не хотелось принимать в этом участия.

«Политическая борьба между партиями уже давно превратилась в соревнование, организаторам которого без разницы, кто какое место займёт, – пишет сотрудник Центра исследования партнёрской и экономической репутации Сергей Минаев. – Все они смертельно устали носиться по одному и тому же кругу. Отсюда и спрос на фриков. Они нужны Зюганову, Жириновскому и другим партийным бизнесменам для того, чтобы им было хоть немного интересно ходить на работу. А то ведь скука».

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*