Резонансный конфликт, связанный с деятельностью компаний, близких к депутату Тюменской областной думы Вячеславу Танкееву, вышел на федеральный уровень. Заместитель главы СКР взял на личный контроль ситуацию с вероятными нарушениями при выделении активу парламентария бюджетных средств через фонд «Жилище», а также невыплатой заработных плат, пообещав отслеживать ситуацию в еженедельном режиме. Параллельно новые подробности сделок между окружной структурой и «Строительно-промышленным комбинатом» (СПК) были вскрыты в ходе разбирательств по уголовному делу экс-директора комбината. Примечательно, что особое место в них, со слов инсайдеров, отведено ФК «Открытие», «которая, судя по всему, с помощью сомнительных операций избавилась от ненужных долгов». Не менее важным обстоятельством кредиторы бизнеса Танкеева называют тот факт, что в ходе общения с заместителем главы следственного комитета РФ открыто прозвучала фамилия главного функционера «Единой России» в Югре, главы думы ХМАО, в качестве «возможного лоббиста решений», ставших основой для бюджетных потерь.
Бизнесмен и депутат Тюменской областной думы Вячеслав Танкеев вновь оказался в зоне внимания правоохранительных структур. В этот раз информация о вероятных нарушениях бизнеса, связанного с парламентарием, стала предметом изучения заместителя главы СКР генерал-лейтенанта юстиции Ильи Лазутова, который провел встречу с кредиторами банкротящегося ООО «СПК». Как утверждают участники мероприятия, зам Александра Бастрыкина гарантировал, что возьмет конфликтную ситуацию на личный контроль.
«В ходе встречи Лазутов ознакомился с документами, где были указаны нарушения при предоставлении бюджетом субсидий через окружной фонд «Жилище» ЗАО «СПК-С», обязательства по долгам которого впоследствии взяло на себя ООО (СПК). В частности, речь шла о результатах проверки региональной службы контроля. Кроме того, заму главы СКР рассказали о фактах вероятного вывода средств на счета господина Танкеева и близких к нему людей, а также невыплаченной заработной плате бывшим сотрудникам комбината. В результате Илья Лазутов направил все материалы в отдел по особо важным делам СКР ХМАО», – рассказывают источники издания.
Кроме того, в завершение встречи, со слов собеседников, заместитель Александра Бастрыкина пообещал еженедельно контролировать ход расследования в режиме ВКС, отметив, что, «если результатов не будет, либо они не устроят заявителей, последует его личное вмешательство». «Лазутов добавил, что его, в первую очередь, интересуют бюджетные средства, потраченные в ходе финансовых манипуляций команды Танкеева, и невыплата зарплат», – отмечают источники.
При этом участники конфликта указывают, что для следователей уже готова богатая база информации для изучения. Так, подробности схемы финансового взаимодействия между компаниями, подконтрольными Танкееву, и фондом «Жилище» были озвучены бывшим директором по экономике и финансам СПК Дмитрием Филатовым в ходе судебного заседания по уголовному делу экс-директора предприятия Эдуарда Лушникова. Напомним, бывший управленец обвиняется в невыплате зарплаты, преднамеренном банкротстве, сокрытии денежных средств от налоговой, злоупотреблениях и неисполнении решения суда (ч. 1 ст. 145.1, ч. 2 ст. 145.1, ст. 196, ч. 2 ст. 199.1, ст. 201, ст. 315 УК РФ).
Например, выступая на одном из заседаний суда, Дмитрий Филатов отметил, что среди главных его функций было взаимодействие с фондом «Жилище» в разработке мероприятий по выводу СПК из кризиса. Со слов управленца, еще в декабре 2012 года было издано распоряжение, на основании которого комбинат обязался построить жилые объекты на 5 площадках. Общая стоимость заказа должна была составить около 6 млрд рублей.
«На основе этого документа между «Ханты-Мансийским банком» (на данный момент «Западно-Сибирский филиал банка «Открытие». – Прим. ред.), фондом «Жилище» и СПК была достигнута договоренность – согласно ей СПК, получая эти объемы, в том числе, берет на себя обязательства в размере 700 млн рублей третьего лица, ЗАО «СПК-С», которое находилось практически в состоянии банкротства. Подразумевалось, что комбинат должен был погасить эту сумму, выполняя строительно-монтажные работы», – заявил на суде Филатов. Банк за счет данных манипуляций, со слов экс-управленца, «очищал свой баланс перед сделкой с ФК «Открытие». «Была разработана схема: «Ханты-Мансийский банк» передает долг СПК-С в «Жилище», а те в свою очередь отдали его СПК», – рассказывал Филатов.
Со слов бывшего сотрудника строительного комбината, возврат средств планировалось обеспечить за счет следующей системы: «Базовая стоимость квадратного метра на жилье выставлялась 36,5 тыс., реальная – 37,5 тыс. Разница частично уходила на погашение долга в 700 млн рублей». При этом, согласно показаниям Филатова, руководство предприятия знало, что эти договоренности с «Жилищем» станут неподъемной ношей для бизнеса.
«Общий объем строительства составлял 55 тыс. кв. метров. Если произвести расчеты по установленной цене, то становится ясно, что мы могли погасить только старых обязательств лишь 108 млн рублей. Несмотря на то, что рентабельность строящихся объектов составляла 3%, СПК удалось каким-то образом отдать фонду не реальные 108 млн, а 430 млн рублей. При этом «Жилище» в 2015 году на большей части объектов просто заморозило стройку, ссылаясь на отсутствие источника финансирования. В итоге СПК взял обязательство построить на 6 млрд рублей, а получил контрактов всего на 3 млрд», – рассказывал Филатов.
Говоря о выступлении управленца, участники судебного заседания обращают внимание, что Филатов буквально обвинил «Жилище» в банкротстве СПК. При этом исполнительный директор фонда Андрей Шаламов на том же судебном заседании заявил, что у «Жилища» не было обязательств обеспечить комбинат объемами, а договоры расторгнуты по причине невозможности продолжать взаимоотношения из-за финансовых проблем СПК.
«Абсурдность ситуации была налицо. Одни пошли на заведомо невыгодную сделку, другие ее расторгли, ссылаясь на несостоятельность подрядчика, который много лет являлся главным при реализации муниципальных жилищных программ и проектов с дольщиками. В то же время, со слов Шаламова, после расторжения договорных обязательств с СПК «Жилище» заключает договоры с «Югорской промышленной корпорацией», которая работает на базе комбината, а ее руководящий состав практически полностью дублирует СПК. Опять же, непонятно, почему для очистки активов банка, а также коммерческого предприятия использовались бюджетные средства и средства дольщиков», – задается вопросами один из наблюдателей конфликта.
Стоит отметить, что компании, аффилированные с Танкеевым, впрочем, как и сам депутат, сегодня погрязли в многочисленных судебных разбирательствах. В том числе с ФК «Открытие». Напомним, ранее банк подал иск о банкротстве Вячеслава Танкеева за долг в 78,6 млн рублей, однако судебное производство было прекращено, поскольку обоснованность финансовых претензий кредитного учреждения на тот момент еще рассматривалась в других разбирательствах.
Так или иначе, кардинального изменения ситуации участники конфликта на данный момент ждут от вмешательства заместителя главы СКР Ильи Лазутова. Источники издания отмечают, что в ходе диалога с замом Бастрыкина всплыла фамилия давнего товарища Танкеева – главы регионального отделения «Единой России» и спикера думы ХМАО-Югры Бориса Хохрякова.
«То, что главный «единоросс» Югры стал вероятным лоббистом интересов Танкеева, вполне понятно. Существует мнение, что тюменский депутат тратил существенные средства на «ЕР» во время последней выборной кампании в Госдуму, парламенты ХМАО и Тюменской области. Возможно, поэтому никого не удивляли особые рекомендации Хохрякова депутатам думы проголосовать за выделение средств фонду «Жилище», – резюмировал собеседник издания.
«Права УрФО» продолжит следить за развитием событий.
Оставить комментарий