«Не верю, что я такая известная»
26-летняя израильтянка Наама Иссахар была осуждена Химкинским судом на 7,5 года за контрабанду 9,5 грамма гашиша. Теперь ее имя не сходит со страниц мировых СМИ. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху и президент Израиля Реувен Ривлин лично обращаются к Путину с просьбой о помиловании. Мать девушки в видео, выложенном сегодня в Интернете, тоже умоляет отпустить ее домой.
Дело Иссахар называют откровенно притянутым за уши, а ее саму — жертвой политических интересов целых трех стран — Америки, Израиля и России.
Сама Наама времени зря не теряет — за полгода в заключении она так поднаторела в русском языке, что смогла без переводчика рассказать о том, как ей сидится в далекой и чужой стране. Спецкор «МК» навестил девушку в СИЗО, где та сейчас ожидает результата апелляции, в качестве правозащитника.
«Ничего себе, я не верю, что я такая известная», — искренне удивляется Наама, когда я вхожу в ее камеру. А я удивляюсь тому, как она владеет русским, — вот что значит полное погружение в языковую среду.
«В принципе, мы во всем ей помогаем. Никаких вопросов и проблем у нее нет. Телевизор смотрели, когда в новостях про ее дело рассказывали. Очень позитивная девушка», — делятся две ее соседки по камере, обе обвиняются по статье 159, ч. 4, «Мошенничество».
В помещении — четыре кровати, одна из них не застелена — четвертая сокамерница уехала в суд. Понедельник в плане транзита вообще день загруженный — многих вывозят из СИЗО на процессы, их сумки собраны и стоят у выхода.
Суд над Наамой Иссахар уже завершен. Ей остается ждать апелляции. Она и ждет, надеется и верит в лучшее, с августа 2019 года находясь в ФКУ ИК‑1 поселка Новое Гришино Дмитровского района Подмосковья.
Доступа нет
Думала ли девушка, летевшая через Москву из Индии в родной Израиль, что вместо шести часов в транзитной зоне задержится в России так надолго — и где?!
Ее рейс из Дели в Тель-Авив вылетал 9 апреля 2019‑го в 1.25 по местному времени. Наама спокойно сдала в багаж чемодан, рюкзак с ковриком для йоги — мечтала с детства стать инструктором по йоге, потратила на это почти все свои деньги, полученные от Израильского государства за двухлетнюю службу в армии, отсюда и интерес к Индии, прародине этой духовной и телесной практики. Получив на руки два посадочных талона, Наама прошла на посадку.
Через восемь часов ее самолет приземлился в международном аэропорту «Шереметьево», терминал D. Поскольку у израильтянки уже был посадочный талон на новый стыковочный рейс, девушка миновала паспортный и предполетной контроль и отправилась прямо в зал отлета. Надо отменить, что покидать территорию транзитной зоны она не намеревалась, доступа к своему багажу все это время не имела и, даже если бы очень захотела, не смогла бы его получить.
До этого в России Наама никогда не была. В отличие от многих соотечественников русских корней у нее нет. Она родилась в США в традиционной иудейской семье, у нее двойное гражданство, американское и израильское, чисто теоретически возможно, конечно, что с израильским паспортом она могла бы выйти и погулять по окрестностям Лобни, но есть официальный ответ авиакомпании, что «…никаких попыток покинуть транзитную зону у Иссахар не было. Этот ответ был приобщен к материалам уголовного дела еще на стадии расследования», — говорит Александр Тайц, защитник Наамы Иссахар.
В недрах «Шереметьево» существуют две багажные ленты — на одну доставляется багаж, который прибыл в конечную точку путешествия, в Россию, другая лента — транзитная. Чемодан и рюкзак Наамы шли через вторую.
Перед погрузкой оба эти предмета находились в комплектовочном помещении аэропорта, служебная собака принюхалась к ним и начала лаять. Были срочно вызваны сотрудники отдела по борьбе с контрабандой, которые изъяли из женской косметички пакет с твердым веществом коричневого цвета…
Нааму Иссахар задержали прямо у стойки, когда она показывала свой посадочный талон, чтобы пройти в самолет. Ночь она провела в отделении полиции в аэропорту, переписываясь с мамой, так как телефон не отобрали. Обе были уверены, что это какое-то недоразумение, тем более что Наама честно призналась, что пакет с коричневым веществом — ее.
Экспертиза показала, что это гашиш… 9,5 грамма — не крупное, но значительное хранение.
Наама совершенно не думала, что совершает что-то противоправное, по законам Израиля употребление каннабиса и его производных декриминализировано, марихуану даже разрешают использовать по рецептам врача, человек, пойманный за курением травки в общественном месте, максимум заплатил бы штраф.
О том, какие законы по этому поводу в России, Наама не знала. Да ей это и не нужно было. Но инкриминировали девушке не только печально известную статью 228 УК РФ «Незаконное хранение наркотиков», но еще и гораздо более тяжкую статью 229.1, ч. 2, пункт «в». И если по первому обвинению, исходя из веса наркотического вещества, грозил штраф в 40 тысяч рублей, то от контрабанды наркотиков так просто не отделаешься.
По мнению следствия, контрабандисткой несчастная израильтянка со своей сумкой, ковриком для йоги и косметичкой стала тогда, когда в воздухе пересекала границу России…
«Подобных прецедентов еще не было. Мы проанализировали судебную практику за много лет, для обязательного условия предъявления обвинения и признания человека виновным в контрабанде формулировка во всех приговорах звучит так: человек прибыл в аэропорт, получил свой багаж с запрещенными к ввозу предметами и проследовал с этим багажом в зеленый коридор. Следуя через красный коридор, гражданин устно декларирует, что у него имеются некие запрещенные предметы, тем самым в устной форме заявляет об этом и добровольно отказывается от совершения преступления», — считает адвокат Александр Тайц.
Приговор, вынесенный Химкинским судом, был не просто суров, многие сочли его бесчеловечным. Вместо того чтобы строить карьеру, выходить замуж, рожать детей, 26‑летняя девушка лучшие годы своей жизни будет отбывать наказание за преступление, суть которого ей и понять-то невозможно.
Ребе, вы где?
У входа в женскую колонию номер один в поселке Новое Гришино стоит скульптура, выкрашенная серебрянкой, — напоминающая богиню дама в древнегреческой тунике с гроздью винограда в руках, рядом с ней статуя мальчика, тоже с виноградом, и по бокам два грозных льва, видимо, характеризующие нашу строгую, но справедливую пенитенциарную систему. «Икшанской исправительной колонии, торжественно открытой 03 июня 1904 года, от Попечительского Совета в честь 110‑летнего юбилея со дня образования», — написано на памятнике. Само исправительное учреждение разделено на две части — собственно колония и небольшое СИЗО примерно на 140 человек. В колонии отбывают наказание в основном «второходки», очень многие по той самой «наркотической» статье 228 УК РФ.
До августа Наама находилась в «шестерке», в Москве, в камере на 30 человек, поэтому сейчас, когда у нее всего три соседки, — это настоящее раздолье. «Книги читаю, письма пишу, адаптирую свои занятия йогой к маленькому помещению», — перечисляет она, что делает в свободное время. «Здесь можно по электронке хоть каждый день отсылать письма. Родные оплачивают сразу еще и обратный ответ», — поясняет сокамерница. Наама переписывается в основном с братом и сестрой, которые живут в США.
Мама Наамы сейчас в России. Она срочно прилетела сюда, чтобы поддержать дочь, в надежде, что этот кошмар скоро закончится. И вот тоже застряла… 3 октября в камере скромно отпраздновали день рождения Наамы — ей исполнилось 26 лет. Здесь же она отметила еврейский Новый год… Хотя сама Иссахар, что удивительно в ее ситуации, не теряет присутствия духа. Я ожидала увидеть отчаявшуюся девушку, которая не сдерживает слез и эмоций, — в принципе это объяснимо, если невозможно понять, в чем конкретно заключается твоя вина, но Наама искренне улыбается, стараясь припомнить, чем же еще заполнены ее дни. «Еще я слушаю Егора Крида. О, Егор Крид — это круто!» — восклицает она.
Но есть и проблемы, которые, увы, невозможно так просто решить. Наама по происхождению из семьи традиционных иудеев. Она привыкла встречаться с раввином. В российской системе исполнения наказаний организовать его визит очень сложно. Если речь идет о православном священнике, то нет проблем — существует 103‑ФЗ, регламентирующий приходы священнослужителей, есть соглашения, позволяющие нашим батюшкам окормлять СИЗО и ИК. Конечно, не любой священник может прийти в любую зону, но в принципе проблем с этим для православных верующих нет. С еврейским ребе все не так просто. Чтобы он мог наведаться к Нааме, ей нужно отказаться от очередной встречи с мамой, так как его приход будет считаться также свиданием. На это девушка пойти не может. И ее можно понять. Мама дороже!
Так что пока вопрос о том, чтобы поддержать осужденную Нааму в России духовно, остается открытым. Да и вряд ли поблизости в Дмитровском районе найдется синагога, то есть вызывать раввина нужно из Москвы. Дорога плохая, ехать часа полтора, особенно осенью, в дождь, грязь — доедет ли? Захочет? Такие переговоры велись, но пока что ребе так и не приехал.
Зато к Нааме с апреля, с момента задержания, регулярно наведываются представители консульства США, причем, что удивительно, американцы приезжают чаще, чем израильские дипломаты, которые кричат сейчас на всех углах о том, как несправедливо и жестоко поступили с их гражданкой. А простые израильтяне уже отказываются лететь в Россию даже транзитом — под петицией сдать приобретенные билеты в Москву и не покупать новые к 15 октября подписались свыше 5000 человек.
Контрабандистка вместо хакера
Дело израильтянки Наамы Иссахар называют не уголовным, а политическим, а приговор — необоснованным, несправедливым и несоразмерным по отношению к содеянному. «Она стала заложницей режима», — считают не только в Израиле, но и в США.
В чем же причина столь жестких оценок нашего правосудия? Дело в том, что многие полагают: Наама всего лишь разменная монета, ей не повезло оказаться не в том месте и не в то время — ее осудили исключительно ради того, чтобы поменять на россиянина, томящегося в данный момент в израильской тюрьме. Алексея Буркова, которого называют «русским хакером», обвиняют в причастности к кибератакам и мошенничестве в компьютерных сферах США. Он был арестован по запросу Америки в 2015 году, когда вместе со своей девушкой возвращался домой после отпуска. Задержали его, как и Нааму, в аэропорту. Но — Израиля.
Четыре года он томился в здешней тюрьме, ожидая экстрадиции в Соединенные Штаты, которую одобрил Верховный суд Израиля. Якобы Российское государство по своим каналам сделало предложение о рокировке Алексея на Нааму, но Тель-Авив не согласился. Но тут замешана и третья сторона, США, это ее прямой интерес — заполучить в свои руки компьютерщика Буркова. Не потому ли американские дипломаты так часто ходят на свидания к Иссахар, так как переговоры об обмене в конечном итоге может вести напрямую с Россией и Америка, чей паспорт по месту рождения также имеет Наама?
«Является ли суровый приговор в отношении моей подзащитный ответом на ситуацию с Бурковым, я не могу однозначно подтвердить или опровергнуть, но и исключить этого тоже не могу, — продолжает адвокат осужденной девушки. — В любом случае очевидно, что как само нелепое (с точки зрения российского законодательства) обвинение в контрабанде, так и тяжелый и неуместный приговор в отношении молодой девушки носят политический окрас».
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подтвердил, что премьер-министр Израиля уже попросил помиловать их гражданку. Но это обращение пока рассматривается. Сегодня мама Наамы через Интернет обратилась с видеообращением о спасении своей дочери. «Она приехала из страны с другим менталитетом… Она сидит в тюрьме… Она не совершала ничего подобного из того, в чем ее обвиняют», — переживает Яффа Иссахар.
В январе Путин должен отбыть в Израиль с официальным визитом. Та сторона считает, что ничто не мешает российскому президенту проявить добрую волю и помиловать несчастную израильтянку накануне этой поездки. В перспективе, как говорят, не исключен даже тройной обмен между Россией, Израилем и США.
Екатерина Сажнева
Источник:
Оставить комментарий