Жизнь вора в законе Васо Мониава условно можно разделить на две части. В первой он старался не покидать родной город Хони, неизменно возвращаясь в него, а во второй — будто буревестник или «летучий голландец», постоянно скитался по городам и весям, не задерживаясь подолгу на одном месте. Не стоит представлять Мониаву бомжом. В его паспорте записано местом регистрации село Сибирячка Солонешского района Алтайского края. Сибиряком и сельским жителем ему пришлось стать по необходимости. В России о нем была и его подвигах хорошо была осведомлена полиция, и путешествовать по стране без штампа о регистрации в паспорте, означало вызвать к своей персоне дополнительные вопросы.
Родной город Мониавы в советское время носил имя Цулукидзе, родившегося и умершего в Хони в молодом возрасте от туберкулеза местного революционера. Насколько он на самом деле почитаем жителями города, теперь трудно определить, но из Хони вышла многочисленная плеяда воров в законе, составившая довольно дружный «хонский» клан.
Васо Мониава
В 1972 году еще несовершеннолетний Василий Мониава впервые попал в городскую криминальную хронику. Районный суд вынес по его делу постановление. На сухом языке протокола Васо занимался хищением личного имущества у граждан. Именно личного, а не безликой социалистической собственности. Хони даже по грузинским меркам довольно небольшой городок. К тому же не курорт, куда толпами наезжают отдыхающие. Все жители давно знакомы друг с другом.
Выходит Васо Мониава крал у своих же соседей. В 18 лет из зала Батумского суда он впервые отправился в тюрьму. Видимо, поймали его за руку на «гастролях». Еще в своей жизни ему пришлось дважды получать путевку в колонию — в 1977 году и в 1983 году. Оба раза его судили в Хони. Далеко от малой родины ему никогда не приходилось уезжать. Мониава всегда отбывал срок в грузинских колониях — близ Цулукидзе, в Гегути, тбилисских Авчалах, в Рустави.
Будучи профессиональным карманником, Мониава обязан всегда соблюдать осторожность и быть рассудительным. Он всегда придерживался этой линии поведения. За исключением моментов, когда вор в законе находился в подпитии. Винные пары преображали его характер, заставляя вступать в конфликты с другими ворами в законе, но зла на Васо никто не держал. Проспавшись, он быстро утрясал все возникавшие недоразумения.
Еще один безрассудный поступок Мониава совершил в начале 90-х годов. Он вместе с вором Джишмером Бино (Гугава) скрывался на «хате» у знакомого в поселке неподалеку от Земо-Авчальской ГЭС. Оба вора были в розыске. Милиция, невесть каким образом, прознала про их местонахождение. Дом окружили, но, неожиданно оказавшись в осаде, криминальные грузины решили не сдаваться. У них был автомат и несколько гранат. Отстреливаясь, они попытались скрыться в близлежащем лесу. Путь пролегал под стенами древнего Джварского монастыря, на своем веку повидавшего многое. Лес, где спрятались Васо и Бино окружили, но войти в него милиционеры побоялись. Из за деревьев их встречали одиночными выстрелами. Противостояние продлилось 4 дня. Ночью воры в законе сумели уйти из окружения и скрыться в горах.
Вор в законе Васо Мониава
Звание вора в законе Васо Мониава носил с 1976 года. После перестрелки недалеко от города Мцхеты в Грузии ему оставаться было не резон. Вместе с компанией других хонских воров Ноем (Цулая), Бадри (Гачава), Шотой (Гагуа), Дудукой (Парцхаладзе), Лавэ (Гоподзе), Тапаро (Джишкариани) и Колымой (Джиджейшвили) Васо перебрался в Россию, в Поволжье. Джишмер Бино предпочел скрыться в Украине. Украинские милиционеры оказались удачливее своих грузинских коллег. Пять лет тому назад им удалось отловить Бино. Его поместили в приемник для лиц, подлежащих депортации из страны.
За забором в Чернигове скопилось несколько грузинских законников, каждый из которых считал себя лидером. Между Рамазом Багдатским (Цикаридзе), Гугой (Глонти), Куцу (Лобжанидзе) и Поликом (Джанелидзе) с одной стороны и Джишмером Бино ─ с другой, произошел конфликт. Численный перевес определил его исход. Бино был развенчан. На имя Васо в Тольятти и окрестностях никто не покушался, но он вовремя понял, что большая концентрация коронованных особ вокруг автогиганта на Волге таит опасность для его жизни. Так и получилось. Большинство грузин, переехавших в Поволжье, погибли в межклановых разборках.
Путь Васо лежал в Западную Сибирь. Тут тоже было неспокойно. В Кемеровской области между бандами шла настоящая «угольная» война. Воры в законе и криминальные авторитеты погибали пачками. Может быть, поэтому Мониава не задерживался на одном месте. Он побывал в Новосибирске, Барнауле, Тюмени и Нефтеюганске. В Кемерово вор бывал наездами, да и то в новом веке, когда стрельба там немного поутихла. В Барнауле ему пришлось немного потеснить признанного в крае «смотрящим» вора Мутая (Мамыров).
В основном Васо занимался челночной дипломатией, выступая посредником при решении различных вопросов. С российскими тюрьмами он так и не познакомился. Только с камерами СИЗО. Его не раз арестовывали для профилактики, как в Барнауле, когда он за столиком в кафе разговаривал с Мутаем, так и в других пунктах бесконечных путешествий. В 1999 году алтайские милиционеры подкинули ему пакетик с наркотиками, но Мониаву освободили прямо в зале суда. Через 4 года его задержали с небольшой дозой героина на Казанском вокзале столицы, но вновь его вину доказать не удалось и вора в законе отпустили.
Больше всего неприятностей Васо доставил его визит в Казахстан, куда его отправили возрождать воровской ход с традициями и устанавливать контроль за исправительными учреждениями. Для казахов личность вора в законе не была тайной за семью печатями. За ним установили наблюдение. Мониава быстро прокололся, нарушив миграционное законодательство страны. Он не зарегистрировал свое пребывание. В ресторане «Веснянка» города Балхаш его арестовали и выслали в российский Петропавловск. Отдыхать после трудной поездки Васо поехал в Краснодарский край, где снова был ненадолго задержан.
В родном Хони за все это время он побывал лишь раз. В 2001 году он приехал на похороны вора Бадри (Гачава). Тогда на городском кладбище собрались не только хонские воры, но и законники почти со всей Грузии. Самыми известными фигурами на поминках были Роланд Шляпа (Гегечкори), Мераб Сухумский (Джангвеладзе), Ноно (Фаризян) и Маисик Кировоканский (Карапетян). Из России почтить память Бадри приехал только один Петрович Казахстанский (Рыженков).
Вано Мониава — последние новости
После приключений в Казахстане и на Кубани Вано Мониава надолго ушел в тень. О нем ничего не было слышно почти целое десятилетие. В конце января прошлого года он напомнил о себе. Пути дороги вновь привели его на Поволжье. Недалеко от Тольятти в селе Подстенки автомобиль с вором в законе был остановлен полицейскими.
При досмотре в салоне обнаружили гранату РГБ-5 и запал к ней. С кем решил воевать шестидесятидвухлетний вор, осталось тайной. Если раньше его пытались уличить в незаконном хранении наркотических веществ, то теперь ему придется отмазываться от обвинений в не менее незаконном хранении и перевозке боеприпасов.
Оставить комментарий