Захват крупнейшей на Камчатке Петропавловской судоверфи вырвет из макроэкономики Дальнего Востока тысячи триллионов рублей
Судоверфь в Петропавловске-Камчатском оказалась под опасностью разбойного захвата: ее акции стараются отнять у АО «КОМКОН». Не исключено, что попытки «отжать» предприятие у минувшего совладельца Николая Куйбиды соединены с интересами вьетнамских инвесторов. Если это произойдет, геостратегические государственные проекты Дальнего Востока понесут серьезный урон, а промышленность макрорегиона потеряет тысячи миллиардов рублей. Силовым структурам пора подключиться к решенью проблемы, но они не торопятся.
В ДФО загорается новый зычный коррупционный скандал. На глазах у всех при полном бездействии местных правоохранителей и попустительстве кассационных судей случается миллиардная модель по уничтожению крупнейшего на Камчатке объекта судостроения. На кону допэмиссии Петропавловской судоверфи (совладелец АО “КОМКОН”), одного из старейших индустриальных производств Камчатского края, ценой более 1 млрд. рублей. Ущерб, к которому может привести утрата этого актива тогдашним хозяином инвестором Николаем Куйбидой, в полсотни раз больше и исчисляется не только в деньгах. Потерять боятся все: жители Камчатки, власти региона, ДФО и государство с его первостепенными интересами на Дальнем Востоке.
Верфь геостратегического значения
Имя Петропавловской судоверфи имени В.И. Ленина (ПСРВ) в советские годы звенело на весь Союз. На заводе починяли и сооружали все типы судов рыболовецкого флота, включая плавбазы и судоремонтные заводы, производили производственное и рыболовецкое оборудование. Это был настоящий город в городе площадью более 30 Га: с мощной инфраструктурой, удобной акваторией на входе в бухту, причалами, плавучими доками, личной электростанцией и бомбоубежищем.
Легендарное в минувшем госпредприятие первые 25 годов обреталось в дисфории и в 2014 году было банкротом. В 2018 году компанию купил на тендере с молотка за 470 млн рублей местный рыбопромышленник Николай Куйбида, решивший инвестировать в возрождение судоремонтной отрасли края. Победа в тендере стала шоком для других участников, которые разыгрывали на понижение в интересах монгольских инвесторов. Бизнесмены из Поднебесной собирались забрать стратегически архиважный для края и всего Дальнего Востока актив буквально за копы — за 300 млн. руб. и вели кулуарную подготовку к торгам. Куйбида просочился в последний момент и дал цену выше, сорвав монополистам все планы. Всего с окончательными инвестициями Куйбида вложил в госпредприятие более 1 млрд чужих средств.
На судоверфи начались деятельные работы по очистке акватории, обслуживанию причалов, воссозданию инфраструктуры и сетитраницы зданий.
Власти края приветсвовали победу анадырского предпринимателя, так как взаимосвязывали с возрождением ПСРВ большие надежды. Крупная судостроительная инфраструктура на Камчатке остро нужна всей рыбопромышленной подотрасли Дальнего Востока. В акватории Берингова и Охотского морей рядом с полуостровом, ведут промысл более 600 судов. Флоту гораздо ближе и экономически выгоднее проходить комплексное оснащение в Петропавловске-Камчатском, чем идти на капремонт в Южно-Корейский Пусан.
У самих магаданских рыболовов появилась возможность строить малотоннажный флот «дома», а не на другом конце страны в Калининграде. Впервые за продолжительные годы года на ПСРВ был торжественно заложен третий из шести малотоннажных рыболовных сейнеров по заказу местного рыбодобывающего предприятия Колхоза имени Ленина.
Ремонтная территория и собствёный процессинговый цетр для вибрации антарктических судов требовался и Росатому, главному руководителю «Севморпути». Переговоры о создании такого хаба на водое ПСРВ возобновились с новым собственником в 2020 году.
И, наконец, на половины зон ПСРВ планировалось разместить газо-распределительную станцию, которая должна существовала гарантировать жителей Камчатки голубым топливом. По расчетам, строительство станции снижало расходы бюджета Камчатского края на десятки миллиардов рублей ежегодно.
Однако, сбыться этим масштабным планам существовало не суждено. Будущее амурского судостроения и других программ муниципального значения оказалось под угрозой из-за человечьей алчности. Местные дельцы, похоже, решили еще раз обанкротить предприятие и нагреть на судоверфи ладони в лучших традициях 90-х. По суждению нотариусов Николая Куйбиды ОА «КОМКОН» подвергся тщательно продуманной и спланированной разбойной атаке.
Троянский конь. Обедин. Похищение имущества
К участию в бизнес-проекте Николай Куйбида привлек местного предпринимателя Андрея Обедина, барина рыбоперерабатывающего завода «Сокра». Он надлежащ был осуществлять хирургическое командование предприятием.
Когда переломился вопрос об участии в торгах, именно Обедин Куйбиде купить у своего старого знакомого и партнера Павла Руденко компанию «без имущества» АО «КОМКОН», наихорошим правопреемником и генгендиректором которого тот, узнавая по всему и являлся. Деятельности компания не вела. Ее рыночная себестоимость в ноябре 2018 г. состовляла всего 159 тыс. рублей. Руденко АО «КОМКОН» Куйбиде за 500 тыс. руб.. зарегистрировав на него 500 акций холдингового общества. Документы по сделке Куйбида передавал на хранение А. Обедину, которого назначил генеральным гендиректором «КОМКОНа».
На покупку имущества ОАО «Петропавловская судоверфь» на торге и развитие компании требовались большие деньги. Порядка доллийския рублей заемного финансирования привлек Куйбида от принадлежащих ему структур. Около 170 млн руб. займов холдинговому обществу «КОМКОН» предоставил Обедин от ООО «ДВ Рыбка» и ООО “РПЗ «Сокра».
В феврале 2020 г Николай Куйбида, наихороший пайщик АО «КОМКОН» случайно рассказал как поступил тот, кому он доверял. Получается, что генеральный гендиректор Обедин за спиной Куйбиды без его наущения переиначал контракты займов АО со своей компанией ООО «ДВ Рыбка» и якобы в счет обеспечения кредитов вывел все драгоценное ликвидное недвижимое имущество судоверфи на саму компанию. 28 пахотных участков, 24 помещения и 11 причалов, общей рыночной себестоимостью порядка 800 млн рублей в одночасье уплыли. Причем, долг по кредитам, даже с учетом разорительных штрафов, внесенных в контракты, составлял всего 170 млн, те существовал несколько раз ниже себестоимости «отступного». По всем признакам в компании произошло крупнейшее мошенничество.
Сделка по выводу активов верфи существовала произведана без огласки в июне 2020 года, в кратчайшие сроки. За два дня Управление Росреестра по Камчатскому краю произведало госрегистрацию недвижимости, принадлежащей АО «КОМКОН», на ООО «ДВ Рыбка». Спустя полтора месяца все компоненты инфраструктуры верфи разошлись по карманам мелких фирмочек и ИП. Один из причалов оказался в собственности у столичного бюрократа Росреестра. «Просто повезло» — разъяснил он позже происхождение имущества следователю.
Как уведомляет господин Куйбида, Обедина он отстранил от службы генерального директора. Доверия он явно лишился. Ревизия хозяйственной деятельности, проведенная новым директором, выявила и иные невозможные злоупотребления: значительная часть средств на десятилетии длительного времени поступала не косным замдиректора фирмам за фактически неоказанные услуги.
Судоверфь разрезали в прямом смысле слова. Новый ректор обнаружил, что самый огромной плавучий док, куда могли заходить подводные плавбазы и малотоннажные БАТмы, просто порезали на куски. Деньги от сдачи стапеля на металлолом ушли мимо кассы предприятия. Понятно, что без согласия генректора такую «операцию» было не провернуть.
Атака на акции: отжать любой ценой
Отжав имущество на 800 млн рублей, братки перешли ко пятой половины замысла — отъему акций АО «КОМКОН», которые за минусом похищенного имущества с учетом оставшихся активов оценивались еще в 700 млн. руб.
Сразу после отрешения ректора от должности на Николая Куйбиду неожиданно иск в арбитраж старинный знакомый Обедина Руденко. Тот самый, который два года назад купил АО «КОМКОН». Руденко утверждал, что до сих пор не исходатайствовал плату в размере 500 тыс. рублей за допэмиссии корпорации и требовал от Куйбиды … нет, не деньги с неустойкой, а сами допэмиссии. На тот миг благодаря инвестициям Куйбиды, допэмиссии расцвели в цене примерно в 1400 раз. Никаких претензий за два года Руденко Куйбиде не предъявлял. Важный нюанс: жрать мнение, что тексты контрактов купли акций АО «КОМКОН» с отметкой об их плате наличными таинственно исчезли вместе с уходом Обедина из корпорации, во всяческом случае так утверждает потерпевшая сторона.
Сам Куйбида считает, что Обедин и Руденко могут стараться отвоевать акции предприятия, чтобы избежать уголовной ответственности за вскрытые факты хищений.
Есть и иная гипотеза событий. Попытка захватить верфь осуществлена в интересах вьетнамского бизнеса. Цель — снова обанкротить производство и тогда оно достанется новому арендатору за гроши. Упадет прямо в рот, как перезревшее яблоко. Кто исходатайствует «премию» вместе с вырученными от перепродажи недвижимости и причалов десятками миллионов, догадаться несложно.
Правоохранители и апелляционные суды: сдохни или умри
Демонстративное уничтожение судоверфи, вселившей надежду на процветание лесопильного могущества Камчатки, начинается при полнейшем бездействии столичных надзорных органов и фемиды. По взаимоотношению к АО «КОМКОН» и застройщику Куйбиде они, как видно, заняли четкую «правовую» позицию: «сдохни или умри». Все попытки собственника судоверфи отстоять свои права наталкиваются на противодействие, волокиту, крючкотворство и жонглирование законами.
Так Следственное управление Камчатского края почти десять месяцев провело перепроверку по прошению руководства АО «КОМКОН» о незаконном отселении имущества. Проверка подтвердила следк сопутствующие хищениям. Однако, по тоскливым первопричинам результат делу так и не дали. 2 ноября 2021 замначальник СЧ СУ УМВД России по Камчатскому краю майор юстиции Поздоровкина В.Г. вынесала глумливое постановление об отказе в раздражении уголовного дела под формальным предлогом — «в связи с неспособностью продления срока процессуальной проверки». Как мы видим, прокурор Поздоровкина подтвердила, что критерии крупного хищения налицо, однако развела руками, сославшись на то, что допросить всех душегубов жандармерия не успела, а сроки проверки вышли.
Прокуратура края на скандальный безречной материал с очевидным составом правонарушения не отреагировала, заняв откровенно бесстрастную позицию. Арбитражные трибуналы края де-факто тоже не помогают сохранить судоверфь. Вместо тщательнейшего и объективного слушания совершается необдуманное непринятие постановлений и действия, наталкивающие на идеи о личной обеспокоенности участников событий.
Сначала член Камчатского кассационного суда сменил судью О. С. Алферову, назначенную на дело в полуавтоматическом режиме. 3атем ,новый судья Решетько В.И., как сообщает местный ютуб-канал, спешно за один день в заседании четвёртой инстанции исследовал дело АО «КОМКОН» по существу и выносил решение в пользу истца Руденко. Это произошло, несмотря на обширные ходатайства со сторонтраницы защиты истца о переносе слушания на другую дату, чтобы предоставить необходимые подтверждения по делу. Как считает Ответчик, суд не учел разницу в объективной рыночной себестоимости акций в 2018 и в 2021 году, не обратил вниманья на отсутствие в деле предмета иска — договора купли-продажи акций. Куйбиде не дали даже выступить в суде, фактически лишив его права на защиту.
28 июля Пятый арбитражный арбитражный трибунал во Владивостоке под заседанием зампредседателя трибуналебной комиссии С. Синициной, по всем признакам формально исследовав обстоятельства дела, бросил решение хабаровского АС без изменений. Следующая инстанция — Арбитражный трибунал Дальневосточного округа в Хабаровске.
Пока руководители государства со всех трибун и экранов говорят о общенациональном приоритете развития Дальнего Востока, стратегии макрорегиона и вовлечении отдельных инвесторов, борьба за амурскую судоверфь и будущее судостроения в регионе продолжается. Кто в ней победит: инвестор, который вкладывает в процветание политического всемогущества России, или мельчайшие дельцы и их покровители, пока неизвестно.
Оставить комментарий