Не исключено, что холдинг «Норебо» ждут непростые времена. И привести к этому могут действия его владельцев. Миллиардер Виталий Орлов сейчас пытается спорить решения английского арбитража, вынесенные в пользу предпринимателя Александра Тугушева, в арбитражном суде Мурманской области. Судя по всему, Орлов заранее уверен в том, что российский суд встанет на его сторону. Так же, как наблюдатели уверены, что Высокий суд Англии и Уэльса может счесть эти попытки неуважением, и последующие санкции нанесут экспортно-ориентированной компании с иностранными активами, каковой является «Норебо», непоправимый урон. А при самом мрачном сценарии, Орлова могут признать чуть ли не мошенником и инициируют уголовное преследование по линии Интерпола.
Разложили по долям
Громкая история началась прошлым летом. Тугушев, известный, как один из основателей «Норебо», подал в Высокий суд правосудия Англии и Уэльса иск. В нем было указано, что другие бенефициары компании во главе с Орловым, воспользовавшись обстоятельствами, банально отжали его долю в «Норебо» (треть) и выставили его на улицу. Английское правосудие, изучив предоставленные сведения, сочло эту версию правдивой. Чтобы защитить права Тугушева был заморожен ряд активов Орлова (как раз на сумму, которой его бывшие партнеры лишили). Тот пытался подать апелляцию, но в конце апреля она была отклонена.
Добавим, специалисты по английской судебной практике отмечают, что первое решение Высокого суда, как правило, означает, что и исход дела будет таким же. То есть, Тугушев мог уже считать себя выигравшим дело. А Орлов – исполнять решения суда. Однако, как стало известно на днях, владелец «Норебо» предпринял «финт ушами» и подал иск в Арбитражный суд Мурманской области, где расположен головной офис холдинга. Официальное объяснение: компания российская, значит, и разбирать спор хозяйствующих субъектов должен суд российский. Подавая в суд на Орлова, Тугушев указывал, что его оппонент с семьей фактически проживает в Великобритании. Кроме того, в деле замешаны иностранные граждане. И этих доводов в глазах английского суда было достаточно. Да и сам Орлов их признал, что доказывает попытка аппеляции в Лондоне. Но затем в нем внезапно проснулся патриотизм. Объяснить этот факт можно очень просто. Стало ясно, что в Англии Виталию Орлову отбиться от иска уже не светит. А отдавать треть компании очень не хочется. Перенос же рассмотрения дела в Мурманск значительно увеличивает шансы на успех.
Арбитраж наш!
Разумеется, никто не будет в лоб обвинять Орлова в том, что он имеет влияние на арбитражный суд области. Но, давайте будем честными и признаем, что один из богатейших людей России, имеющий значительный вес в политической жизни Мурманска, вряд ли может там проиграть. Тем более, что многие российские предприниматели тоже успешно прибегают к такому приему. Кстати, многие отметили, что в спешке юристы Орлова сработали грубо и, судя по всему, даже приложили к заявлению в мурманский арбитраж Приказ (Order) английского суда, вынесенный в апреле и нотариально заверенный перевод, где Приказ назван Решением. Очевидно, для чего совершен такой лингвистический обман: приказ – есть приказ, он не обсуждается, а исполняется, а вот с решением еще можно поспорить. Например, в арбитражном суде Мурманской области. Складывается двоякая для «Норебо» ситуация. С одной стороны, в российском законодательстве действительно есть норма, позволяющая запретить исполнение решения иностранного суда, если оно не подлежит исполнению на территории РФ. Если у Орлова получится перевести разбирательство в Мурманск, его шансы на победу становятся высокими. Но не станет ли эта победа для него Пирровой?
Сколько минтаю не виться
Изначально бизнесмен сам подтверждал в лондонском суде готовность судиться в Великобритании. Раз так, британский суд вполне может расценить подачу иска в Мурманске, как попытку побега из юрисдикции. Учитывая еще и непростую международную обстановку, российская компания вполне может нарваться на серьезные санкции и потерять все. Возможен сценарий, при котором Высокий суд правосудия Англии и Уэльса вынесет в отношении «Норебо» решение о неисполнении обязательств параллельно с разбирательствами в российском суде. После чего на экспортной деятельности компании, всех ее связях за рубежом, зарубежных кредитах и деловых контактах, можно будет поставить крест. «Норебо» в глазах мирового бизнес-сообщества станет токсичным изгоем, взаимодействовать с которым губительно уже с точки зрения репутации. Даже если решение английского суда будет оспорено в РФ, то в Великобритании будет приведено в исполнение финальное решение о взыскании баснословной суммы, что приведет к потере Орловым всех активов за границей и к невозможности выезда за пределы РФ. Международные банки, юристы, директора будут бояться работать с ним в силу того, что могут стать соучастниками и нести уголовную ответственность. Сможет ли тогда компания полностью переориентироваться на внутренний рынок без потерь? Учитывая разницу в курсе валют и рубля, учитывая базирование за рубежом значительной части собственного рыболовного флота? Сомнительно. А там на горизонте вполне могут появиться сильные игроки, которые не прочь проглотить ослабленного конкурента. Примерно так же, как в свое время сам Орлов вышиб с рынка Тугушева.
Если весь бизнес за пределами России откажется работать с Орловым – как это скажется на бизнесе самой «Норебо»? Оценить ущерб компании, у которой основной парк флота и большинство потребителей ее услуг находится за рубежом, еще только предстоит.
Оставить комментарий