Украина арестовывает «Газпром»: когда нечего терять

Глава правительства Украины Владимир Гройсман поручил Министерству юстиции страны совместно с руководством «Нафтогаза» не только скоординировать действия для возможного ареста активов «Газпрома» по всему миру при невыполнении постановления Стокгольмского арбитража, но еще и внезапно «пристегнуть» к оспоренному «Газпромом» в апелляционной инстанции решению Стокгольмского арбитража собственную, украинскую челобитную о «злоупотреблении монопольным положением на рынке». На основании последней тут же начали опись и арест имущества, принадлежащего российскому газовому концерну непосредственно на территории Украины.

Тут необходимо кое-что напомнить.

В январе 2016 года антимонопольный комитет Незалежной признал российский «Газпром» — по факту своего существования как «естественной монополии» — виновным в злоупотреблении монопольным положением на своем рынке (не, ну а чего, справедливо: других-то и вправду нет). И посему повелел платить себе порядка трех миллиардов долларов ежегодно.

Украинские суды, естественно, подтвердили «законность» вердикта.

На сегодняшний день Украина, соответственно, считает, что «Газпром», согласно этим решениям и «вердиктам», должен ей более 171 миллиарда гривен. Что по текущему курсу — порядка 386 миллиардов российских рублей.

И все это выглядело бы даже забавно, если бы Украина решением Гройсмана не «пристегнула» эти бумажки к решению Стокгольмского арбитража и, признав сама для себя их «консолидированным иском к русским», не начала рейдерский захват принадлежащего «Газпрому» имущества. На сегодня под арест попало имущество компаний «Газпром сбыт Украина» и «Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины». Арестованы также ценные бумаги института «ЮжНИИГипрогаз» и «Газтранзита». И хотя вышеуказанные активы оцениваются на суммы не просто незначительные, но и порой откровенно смешные — тут важен прецедент.

По-русски говоря, украинская сторона откровенно нарывается. Даже если не учитывать апелляцию «Газпрома» и его иск в Стокгольмский арбитраж (на время рассмотрения все исполнительные производства по тяжбам вокруг контракта до окончательного вердикта как минимум приостанавливаются), то абсолютный максимум, на который может рассчитывать украинская сторона, — это те самые итоги арбитражных разбирательств между «Нафтогазом» и «Газпромом» (одно касалось контракта на поставку газа, а второе — контракта по его транзиту от 2009 года), завершившихся 28 февраля 2018 года, согласно которым суд обязал «Газпром» уплатить $2,56 милиарда украинской стороне. Это составляет для «Газпрома» цифру безусловно неприятную, но настолько с точки зрения гигантского газпромовского бизнеса незначительную, что ее можно даже и не обсуждать.

Спрашивается: зачем это украинской стороне вообще нужно?

А Украине просто нечего терять.

Мы уже об этом писали: решение по строительству «Северного потока — 2» принято. Того же 7 марта австрийская OMV, один из европейских партнеров «Газпрома» по проекту «Северный поток — 2», известила, что не только сохранит объем финансирования проекта в 2018 году на уровне прошлого года, но и при необходимости готова предоставить дополнительное финансирование. Параллельно о том же заявил и германский Wintershall. И еще меньше сомнений в том, что уже довольно скоро будет закончено и строительство обеих ниток «Турецкого потока», на прокладку которого у американских лимитрофов в Восточной Европе вообще нет никаких шансов повлиять.

А главным свидетельством того, что украинский маршрут признан Европой «безнадежным и бесперспективным», является нынешнее состояние транзитной трубы.

Не так давно один из самых авторитетных в мире аудиторов в этой области, компания Mott MacDonald, обследовав газотранспортную систему Незалежной (по заказу самих же украинских властей), пришла к выводу, что объем только срочных необходимых затрат на ее капитальный ремонт составляет порядка 4,8 миллиарда долларов США. Всего же, по различным экспертным оценкам, текущие вложения в поддержание «жизнеспособности трубы» оцениваются в разбросе от шести до девяти миллиардов долларов. И это отнюдь не политические и даже не экономические, а сугубо технологические оценки рисков. Износ украинской ГТС — уже и вправду откровенно критический. И речь тут не только о состоянии труб, но и о необходимости капитальной реконструкции газокомпрессорных станций с изношенной архаичной советской механикой, для которой уже банально даже не производится запчастей.

В Mott MacDonald отдельно отметили сквозную коррозию на отдельных участках в «местах повреждения антикоррозийной защиты». То есть на «отдельных участках» украинская труба тупо проржавела насквозь.

Для сравнения: строительство Nord Stream 2, если грубо, обойдется «Газпрому» и его европейским партнерам в восемь с копейками миллиардов долларов. То есть практически в ту же сумму, что для поддержания транзита необходимо начинать срочно вкладывать в украинскую ГТС. При этом балтийская труба будет находиться в их прямой собственности, а транзит по ней будет значительно дешевле, чем по украинскому маршруту. «Северный поток — 2» окупится в течение девяти лет: срок для таких проектов в буквальном смысле этого слова ничтожный.

Но и это еще не все: как любой лимитроф, Украина критически зависима не только от политических, но и от экономических решений своего заокеанского суверена. А безопасность и надежность поставок трубопроводного газа, особенно в условиях разворачивающегося системного противостояния европейской экономики с американской, для Европы критична.

Таким образом, украинскую трубу уже очевидно приговорили, в нее уже даже инвестировать поздно: с этим согласны и продавцы, и покупатели. Собственно говоря, и вся эта история с решением Стокгольмского арбитража — это не про Украину. Это спор на тему, кто именно, Европа или Россия должна брать на себя неизбежные политические и финансовые издержки за процесс окончательного превращения прежней трубы в тыкву. И вопрос тут исключительно в том, насколько хорошо это понимают в самом утратившем и политический, и экономический суверенитет Киеве.

Похоже на то, что очень хорошо понимают. Просто, как уже было сказано, терять им нечего.

Дмитрий Лекух, для РИА Новости

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*