В Мордовской тюрьме «Единичка» содержатся самые отпетые и жестокие уголовники. Здесь отбывают наказание заключенные, приговоренные судом к пожизненному сроку лишения свободы. Контингент тюрьмы достаточно разнообразный — маньяки и серийные убийцы, педофилы и террористы, лидеры преступных группировок и профессиональные киллеры.
Колония «Единичка» находится в глухих лесах Мордовии, и официально называется «учреждение ЖХ-385/1». Именно сюда во времена сталинского правления ссылали «изменников Родины» отсиживать крупные сроки. Не все заключенные доживали до своего освобождения, умирая от тяжелых условий содержания в тюрьме. А после отмены смертной казни в России, появился новый контингент арестантов — пожизненно осужденные, которых необходимо было где-то содержать. Так «Единичка» и стала одним из пристанищ для приговоренных к пожизненному сроку лишения свободы.
Темлаг
«Единичка» возникла на месте печально известного в сталинские времена Темниковского исправительно-трудового лагеря (Темлага) — зоны для преступников всех мастей. Управление лагеря с июня 1931 года располагалось в поселке Явас, который стоит в непроходимых лесах, затрудняющих любые побеги из тюрьмы. Основным видом работ, которым занимались заключенные, была заготовка леса.
Невыносимые условия работы сделали мордовскую колонию одной из самых высоких по уровню смертности. Например, только за 1933 год здесь скончался каждый шестой осужденный, и это несмотря на то, что максимальная численность лагеря превышала 30 тысяч человек. Кстати, отбывшие свой срок заключенные, зачастую оставались жить в тех суровых краях, видимо привыкнув за годы заключения к жестким климатическим условиям и изнуряющей работе.
С 1937 года Темлаг начал принимать в свои стены родственников врагов народа, которых быстро арестовывали, судили, и также быстро доставляли в непроходимую лесную глушь отбывать наказание. Что интересно, о сроках своего заключения, узники Темлага узнавали уже непосредственно находясь в тюрьме. Ссылали в Мордовскую зону и женщин, которые составляли одну треть от всех заключенных.
Военное время повлияло на производственный процесс, который присутствовал в лагере. Во время Второй Мировой Войны осужденные работали не только на лесоповале, но и шили военную форму, а также занимались изготовлением противогазов.
Когда война закончилась, будущая «Единичка» стала называться Дубравный или Дубравлаг. С 1960-х годов сюда стали ссылать диссидентов, а через десять лет и осужденных по самым разнообразным статьям. В Дубравлаге отбывал наказание и опальный продюсер Юрий Айзеншпис, в квартире которого в Советское время нашли 18 тысяч долларов, что подвело его к сроку в 17 лет.
Мордовская «Единичка»
В 90-е годы лагерь Дубравлаг стал иметь статус исправительной колонии особого режима, и в простонародии стал называться «Единичка». Тюрьма для пожизненно осужденных вмещает в себя 1005 мест, а содержатся здесь более 160 «пожизненников» и еще 750 арестантов, приговоренных к длительным срокам лишения свободы.
Здесь содержатся маньяки, каннибалы, убийцы и другие отбросы общества, противопоставившие себя всему обществу. Например маньяк Юрий Владимиров осужден за убийство четверых детей, которых убил за одну ночь. Он с детства отличается агрессивностью, и еще со школьной скамьи избивал своих одноклассников. Что интересно, Юрий Владимиров называет себя сыном вора в законе Вячеслава Иванькова (Япончик).
Петербуржец Павел Шувалов совершил убийство пятерых девушек, за что и попал в «Единичку». Этот маньяк, в отличии от Владимирова, наоборот рос замкнутым ребенком, и все время страдал от нападок сверстников. Повзрослев, он устроился работать в милицию. Дежуря в Питерском метро, Павел Шувалов искал среди пассажирок-безбилетников жертв — ловил таких у турникета, доставлял в служебное помещение, где угрожал и требовал приватной встречи в Невском лесопарке.
Как правило, все девушки безоговорочно приходили в лесопарк, где Шувалов надевал им на голову колготки, как когда-то издевались над ним сверстники, и насиловал, после чего убивал. Выйти на след преступника помогли знакомые убитых, которым девушки рассказывали о странном милиционере из метро, который пригласил их на свидание в лесопарк. Используя девушку-«приманку», оперативники и вышли на маньяка.
Есть в тюрьме «Единичка» и такие осужденные, которые не признают своей вины до сих пор. Это Илья Комаров, который утверждает, что стал жертвой судебного произвола.
Комаров убил жену полицейского Алексея Зеленского, нанеся ей 70 ножевых ранений, а затем расправился с его 12-летним сыном. И все это ради ювелирных украшений на сумму 82 тысячи рублей, которые преступник забрал из их квартиры. Под нож попал и пес семьи, который попытался защитить домочадцев от изверга.
Сергей Климук также говорит, что не причастен к смертям 14 человек, которые погибли при взрыве в кафе на Черкизовском рынке Москвы. Таким образом он хотел запугать враждебно настроенных к нему владельцев кафе, но ошибся в расчетах при проектировании бомбы.
Имеется в тюрьме и оленевод из Ямало-Ненецкого автономного округа Андрей Выучейский. Он уже давно мечтает выйти условно-досрочно, но пока не получается. Выучейский сжег в палатке своих родных — жену, мать, тетку, маленькую племянницу и своего шестимесячного сына, когда ему не дали спиртное. Оленевод был уже и так выпивши, и говорит, что не знал, что творит. По его заверению, он никого не жег, а наоборот, пытался спасти людей в горящей палатке.
Еще один из ужасных монстров, обитающих в мордовской «Единичке», это Игорь Иртышов из Краснодарского края, который изнасиловал восьмерых мальчиков, двое из которых в итоге скончались.
Иртышов в детстве испытал на себе насилие, когда его отдали в интернат из-за родителей алкоголиков.
Приговоренные к пожизненному сроку
Первые пожизненно лишенные свободы, прибыли в мордовскую «Единичку» в 1998 году. Их корпуса были отделены от остального лагеря трехметровым забором с натянутой на нем колючей проволокой.
В «Единичке» небольшие камеры, рассчитанные на двоих, либо одного арестанта. Стол и табуреты привинчены к полу. За жизнью в камере следят охранники через видеонаблюдение, от которого не укрыться заключенным.
По данным психологов, 13 процентов пожизненно заключенных хотели, чтобы их расстреляли. Начальник тюрьмы говорит, что любой из его осужденных может написать просьбу о расстреле. Но даже если смертную казнь вернут, их не станут расстреливать, так как в отношении уже осужденных к пожизненному сроку, закон обратной силы не имеет. Поэтому эти 13 процентов теплют надежду на совершение побега — если их поймают, то точно не расстреляют, а сроку добавлять к уже осужденным пожизненно никто не станет. Зато есть шанс попасть под огонь во время побега, и прекратить ежедневное мучение.
Конечно, у заключенных есть шанс выйти на свободу, но только после отбытия 25 лет заключения, и то, если их просьбу о помиловании удовлетворят, что бывает крайне редко. Однако именно этот фактор делает заключенными довольно послушными, чтобы их личное дело не омрачилось какими-либо записями.
Распорядок
В середине недели у арестантов «Единички» по строгому распорядку — посещение бани. С утра начинают лязгать металлические двери, и осужденные быстро упираются руками в стену, вывернув ладони наружу, и раздвинув ноги. После пересчета обитателей камеры и озвучивания их уголовных статей, заключенных выводят в коридор для досмотра, предварительно попарно надев наручники на зеков. В коридоре зеки в той же позиции у стены обыскиваются конвоирами.
После обыска, под конвоем арестанты идут в соседнее здание, где располагается душевая. Каждому встречному по пути сотруднику тюрьмы, зек обязан сказать “здравия желаю”.
Вообще распорядок дня в «Единичке» расписан по часам — в 6:00 подъем, после чего следуют гигиенические процедуры — чистка зубов, умывание. В 8:00 — завтрак. Пожизненно осужденные питаются в камерах, не выходя за пределы своего постоянного обитания.
Рабочий день начинается после завтрака, и только для тех, кто признан медиками вменяемым, а это всего 99 человек из 162. Арестанты работают в швейном цехе.
В 12:00 — обед, после которого полтора часовая прогулка. Осужденные на длительные срок могут заняться спортом — прогулочные дворики оборудованы турниками, брусьями, штангами и даже столами для пинг-понга. А пожизненно лишенные свободы, довольствуются небом в клетку, в небольшом дворике размером полтора на три метра с высокими стенами и решеткой сверху.
Вечером у заключенных остается немного времени на себя. Некоторые играют с сокамерником в шашки, другие заняты чтением книг или молитв. Недавно пожизненно лишенным свободы разрешили в камере иметь телевизор. Естественно при условии, что техника будет приобретена ихними родственниками или знакомыми. Но таких у арестантов мало — от кого-то отказалась родня и отвернулись друзья, еще на этапе судебных заседаний.
К примеру, Балашихинский потрошитель Сергей Ряховский, убивший только из доказанных следствием 18 человек в период с 1988 по 1993 годы, лишился материнского внимания — она не ответила маньяку ни на одно письмо, которое он слал ей из «Единички».
В 2008 году на территории лагеря заключенные построили церковь Николая Чудотворца, так как многие после оглашения тяжелого приговора, уверовали в бога.
В 22:00 — отбой, чтобы с утра все началось с начала.
Оставить комментарий