Крупномасштабный корпоративный конфликт, сложившийся в золотодобывающей компании Petropavlovsk с приходом в число ее акционеров структуры челябинского депутата, бизнесмена из списка Forbes Константина Струкова, обрастает все новыми и новыми скандалами. Причем один из них, судя по всему, может развернуться в ЯНАО, где полным ходом идут банкротные разбирательства вокруг «Ямалзолота». Компании уже предъявлены требования на 1,8 млрд, вероятно, связанные с обязательствами перед структурой одного из основателей Petropavlovsk, который ранее боролся за этот бизнес с Виктором Вексельбергом. Кроме того, появились в процессе и претензии от московских рекламщиков на сотни миллионов рублей, которые в реальности, по предположениям наблюдателей, «могут быть связаны с ВТБ и конкурентами Струкова». Так или иначе, разборки вокруг Petropavlovsk уже переходят в суды и открытые столкновения якобы с «уральскими спортсменами», пополняя длинный список конфликтов, связанных с деятельностью депутата-олигарха Константина Струкова.
Скандальные разборки вокруг одной из крупнейших золотодобывающих компаний России – Petropavlovsk, акционером которой в начале текущего года стало АО «Южуралзолото Группа Компаний» депутата Законодательного собрания Челябинской области Константина Струкова, могут получить новое ответвление.
Речь идет о банкротных разбирательствах в отношении АО «Ямалзолото» (Лабытнанги), об инициации которых ранее сообщала «Правда УрФО».
Уточним, согласно данным системы «Контур.Фокус», участниками «Ямалзолота» числятся АО «Покровский Рудник» (входит в группу Petropavlovsk) и Yamal Holdings Limited (Кипр). Изначально именно «Покровский Рудник» был основным акционером структуры в ЯНАО, но затем свыше 99% перешли офшорной структуре. При этом связь с Petropavlovsk, судя по всему, утеряна не была. Например, в 2012 и 2013 годах в состав совета директоров «Ямалзолота» входили Масловский Алексей Павлович (Павел Масловский – экс-сенатор от Амурской области, один из основателей Petropavlovsk), и Питер Хамбро – британский партнер Масловского, который также стоял у истоков создания Petropavlovsk. Так, именно Peter Hambro Mining в 2002 году провела IPO на Лондонской бирже, и, как сообщал Forbes, партнеры тогда разделили доли следующим образом: 48,7% – Масловский, 16,8% – Хамбро, также занявший пост председателя совета директоров.
Добавим, что впоследствии на какой-то период в состав акционеров Petropavlovsk вошли структуры, близкие «Ренове» Виктора Вексельберга. Тогда в золотодобывающей компании разыгрался корпоративный конфликт, и как писал Reuters, Хамбро открыто обвинял Вексельберга в «тайном захвате» компании. Впрочем, затем к работе внутри компании вернулись и Павел Масловский, и Питер Хамбро.
К слову, в 2016-2017 годах АО «Ямалзолото» привлекало кредитные линии в ПАО «Азиатско-Тихоокеанский банк» (группа до 2018 была подконтрольна Андрею Вдовину, Алексею Масловскому и Питеру Хамбро, каждому из которых принадлежало по 19,724%). В апреле 2018 ЦБ принял решение о финансовом оздоровлении «Азиатско-Тихоокеанского банка», после чего тот перешел под контроль государства. Именно финансовая структура и подала в итоге иск о банкротстве «Ямалзолота».
Теперь же в рамках разбирательств структуре из Лабытнанги было предъявлено требование на 1,84 млрд рублей компанией Werengo Business Group Ltd, зарегистрированной на Сейшельских островах. Как следует из документов, в частности, требования Peter Hambro Mining Rouble Treasury Limited в 2016 году перешли Yamal Holdings Ltd на основании договора цессии. Оплатой уступки стал вексель акционера «Ямалзолота» на сумму 21,28 млн долларов США. Далее уже в конце февраля 2020 года (после того, как стало известно о появлении нового акционера Petropavlovsk в лице АО «ЮГК» Струкова) права требования перешли Werengo Business Group Ltd на основании договора об уступке требований. Схожая схема была реализована и в отношении прав требований, изначально принадлежащих АО «Покровский Рудник», и конечным получателем которых стала все та же фирма с Сейшельских островов.
Отметим, что некоторые участники разбирательств уже выступили против включения данной суммы в реестр требований кредиторов, а суд запросил у Werengo Business Group Ltd целый список документов, среди которых – договоры займов, оригиналы платежных поручений и т.д. Кроме того, в целях «процессуальной экономии времени» компании было предложено предоставить в суд информацию об участниках и конечных бенефициарах, а также источниках получения денежных средств, за счет которых были приобретены требования к АО «Ямалзолото».
Не менее примечательно выглядят и претензии ООО «Рекламная компания «ВЕРА-ОЛИМП», которое выкупило права требования к «Ямалзолото» более чем на 341 млн у вышеупомянутого «Азиатско-Тихоокеанского банка». Дело в том, что «ВЕРА-ОЛИМП» зарегистрировано в Москве, и в качестве основного профиля компании указана «Деятельность рекламных агентств».
Ранее федеральные СМИ упоминали «ВЕРА-ОЛИМП» в качестве одного из крупнейших операторов наружной рекламы, называя бенефициарами компании, со ссылкой на гендиректора Дмитрия Дюмина, Бекхана Барахоева, Роберта Мирзояна и Левана Мирзояна. В частности, в 2019 году «ВЕРА-ОЛИМП» приобрела существенный пакет Russ Outdoor, в числе участников которого также числился ВТБ.
При этом наблюдатели обращают внимание, что по данным системы «Контур.Фокус», участником «ВЕРА-ОЛИМП» является ЗАО «Олимп», а его доли якобы находятся в залоге у ВТБ и ООО «Шушары Холдинг».
«Покупка московскими рекламщиками сотен миллионов требований к банкротящейся добывающей компании на Ямале выглядит крайне сомнительной инвестицией, если, конечно, не брать в расчет ВТБ. Дело в том, что упомянутый «Шушары Холдинг» связан с госбанком и последний раз фигурировал в повестке в качестве приобретателя доли в подконтрольном Polymetal золоторудном проекте «Ведуга» в Красноярском крае. Партнерство ВТБ и Polymetal могло бы придать особый интерес этим разбирательствам», – описывает свое видение источник издания.
Добавим еще один интересный акцент. По «Контур.Фокус», с 2020 года директором АО «Ямалзолото» числится Абу Кодзоев, он же фигурирует в качестве руководителя ООО «Региональные проекты» (Москва), звучавшего в публичной повестке в связи с деятельностью группы «ВЕРА-ОЛИМП».
При этом возможные конфликты внутри банкротного процесса интересны и в рамках разборок, идущих в самом Petropavlovsk. Напомним, в начале текущего года стало известно, что «Южуралзолото» вошло в состав акционеров компании. Согласно данным Petropavlovsk, сейчас свыше 24% принадлежит ЮГК Струкова, около 17% управляет Prosperitу, еще порядка 10% приходятся на Everest и Slevin.
После прихода ЮГК в золотодобывающей компании развернулся крупномасштабный корпоративный конфликт. В частности, в августе, несмотря на поддержку Prosperity, в совет директоров не попал основатель компании Павел Масловский. Оппоненты Струкова тогда высказывали суждение, что голосование было срежиссировано. Впрочем, сам депутат Законодательного собрания Челябинской области в интервью «Ъ» отрицал такой сценарий.
В итоге все переросло в открытые столкновения. Как сообщало «Амур.инфо», в офисное здание АО «Покровский рудник» пришла группа лиц, один из которых представился Максимом Мещеряковым, недавно назначенным собранием акционеров и.о. гендиректора лондонской Petropavlovsk.
«После того, как охранники здания не пустили прибывших внутрь, они перепрыгнули через турникеты на входе, вырвали у охранников пропускные карточки и проникли в здание. Первым был захвачен кабинет охраны, которая не смогла ничего противопоставить крепким спортивным мужчинам», – отмечало издание, указывая, что ворвавшиеся в офис представились «уральскими спортсменами», что, естественно, вызвало ассоциации со Струковым.
Добавим, что конфликт уже перетек и в судебные разбирательства. АО «Управляющая компания «Петропавловск» обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о принятии предварительных обеспечительных мер в виде запрета МИ ФНС России №1 по региону совершать регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы УК «Петропавловск», и изменений, вносимых в ЕГРЮЛ. В обоснование требований указывалась информация об атаке на офис АО «Покровский Рудник».
Отметим, депутат Заксобрания Челябинской области Константин Струков, располагающийся на 50 строчке списка Forbes самых богатых бизнесменов России, хорошо известен и по многочисленным конфликтам на Южном Урале. Ранее «Правда УрФО» подробно описывала и проблемы с безопасностью на золотодобывающих шахтах, брошенные угольные выработки ставшие ударом и по экологии, и по здоровью жителей, и многочисленные летальные случаи на предприятия депутата.
Оставить комментарий