Крупнейший производитель пищевой соды в России — Башкирская содовая компания (БСК) намерена к концу года подготовить план сокращения инвестиций, производства и массовых увольнений. БСК считает, что не имеет сырьевой базы для продолжения деятельности после 2022 года, и требует разработки памятников природы — гор Тратау и Юрактау. Власти Башкирии, владеющие блокпакетом БСК, пересматривать статус гор отказались, считая, что у компании есть другие источники сырья, несущественно увеличивающие стоимость логистики.
БСК до конца года намерена обсудить программу деятельности при сырьевом кризисе: совет директоров 27 июля поручил менеджменту до 1 октября оценить целесообразность дальнейшего инвестирования в производство кальцинированной соды и бикарбоната натрия. Будут рассмотрены варианты снижения выпуска продукции и сокращения персонала. За разработку программы голосовали шесть из девяти членов совета, представляющих контролирующего акционера — «Башкирскую химию», против были директора от государственной инвесткомпании Башкирии «Региональный фонд».
БСК — крупнейший в РФ производитель кальцинированной (до 1,8 млн тонн в год) и пищевой соды, третий производитель ПВХ, входит в тройку по каустической соде. У «Башкирской химии» 57,18% акций, у региона — 38,28%.
Сокращение выпуска соды — единственная возможность сохранить производство в работоспособном состоянии «на как можно более длительный срок в условиях нарастающего дефицита сырья», отмечают в БСК. Корректировке подвергнется, судя по всему, и бизнес-план на 2019 год. «Обсуждается снижение производства основной продукции до 60% в течение пяти лет и сокращение примерно 40% персонала — с 9 тыс. до 5 тыс. человек,— сказал источник “Ъ” в совете директоров.— Это на случай, если производство соды не сохранится».
В годовом отчете БСК отмечала, что обеспечена сырьем до 2022 года. Тему истощения сырьевой базы предприятие поднимает с 2015 года: запасы месторождения Шахтау в Стерлитамаке почти исчерпаны. «Качество сырья ухудшается, поскольку мы добываем из-под воды (запасы обводнены.— “Ъ”). Есть большой риск, что ситуация ухудшится»,— отметил собеседник “Ъ” в компании. В 2016 году аффилированное с «Башхимом» АО «Сырьевая компания» получило лицензию на Куштауский участок горы-шихана Куштау. В 2017 году по итогам разведки был составлен отчет, но, говорят в БСК, сырье плохого качества — «много пустой породы».
БСК давно просит о доступе к шиханам Тратау и Юрактау, но у них статус памятников природы регионального значения. В 2015 году глава Башкирии Рустэм Хамитов публично отказал БСК в снятии охранного статуса шиханов, сославшись на нежелание идти «на конфликт с обществом». В этом году он подтвердил позицию, заявив, что снять статус не позволяет закон. Глава управления по недропользованию Башкирии Алексей Грицук 31 июля заявил, что сырья у БСК осталось на три с половиной года, а единственная возможность продолжить производство — разработка Тратау. В 2017 году загрузка мощностей БСК сохранилась на уровне 96,3%, капвложения — 2,3 млрд руб. Объем инвестпрограммы в БСК оценивают в 3–5 млрд руб. в год.
В правительстве республики “Ъ” сообщили, что члены совета директоров БСК от Башкирии приложили к решению совета свою позицию. Власти региона по-прежнему уверены, что у БСК «есть альтернативы, схожие по качеству (с Шахтау.— “Ъ”) и незначительно удорожающие себестоимость доставки сырья», например, «УГМК готова продавать известняк, которого более чем достаточно для БСК». Представитель правительства Башкирии добавил, что Крымский содовый завод «работает с гораздо более тяжелым плечом по логистике», да и в целом «качество сырья — это вопрос контроля над производственным процессом». Оснований для корректировки объемов производства БСК республика не видит и «как акционер готова пропорционально разделить расходы на доставку сырья и возможную перестройку».
Директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский отмечает, что объяснением действий БСК может быть лоббизм — привлечение внимания к вопросу безработицы в Стерлитамаке. Но с другой стороны, продолжает он, по всей видимости, именно шиханы являются пока единственной альтернативой БСК по сырью: «Если статус шиханов будет сохранен, то БСК не остается других вариантов, кроме как сокращать издержки и искать пути более эффективного использования источников сырья».
Оставить комментарий