Смотрящий по Одессе криминальный авторитет Карабас

Криминальный авторитет Виктор Куливар — Карабас

В истории криминальной Одессы Виктор Куливар по прозвищу Карабас — своего рода феномен. Этот человек фактически правил городом в лихие 90-е, сдерживая натиск молодого криминала. С ним считались и власти, и уголовники. Его уважали за то, что он не допускал в городе беспредела в то время, когда во всех других городах Украины уже начался разгул криминала.

Скептики говорят, что Виктора Куливара после смерти чуть ли не канонизировали, сделав этаким Робином Гудом, защитником простого народа. На самом деле этот человек был гораздо сложнее и многограннее. Одесса и сегодня помнит и чтит его, хотя прошло уже столько лет.

Виктор Куливар родился в 1949 году в Одессе в семье военного. Рано лишился отца. Оставшись одна с двумя детьми, мать пошла работать уборщицей на рынок. Жили тяжело. Так что детство Вити было действительно босоногим, да еще проходило в районе знаменитого одесского Привоза. С первого класса Витя Куливар привык сам стоять за себя, когда привокзальная шпана пыталась обидеть его, безотцовщину. Он рано стал заниматься спортом, и это помогало выжить. В драках закалялся характер. Репутация к старшим классам у него уже была самая хулиганская. Вскоре подоспел первый срок за хулиганство, а потом и второй.  Говорят, что с тех пор Куливар зарекся попадать на нары и нарушал закон по-умному, сам в преступлениях участия не принимал, хотя и был зачинщиком.

Криминальную карьеру Куливар начинал в качестве «ломщика». Время хулиганства закончилось. Витя занялся делением денег на Французском бульваре вместе с бригадой «ломщиков». Жертвами были моряки, вернувшиеся из загранплавания. Дело в том, что в СССР существовали так называемые чековые магазины, где моряки могли купить дефицитные товары, но только за чеки. Нередко, ничего не купив, моряк не знал, что делать со своими чеками (семье деньги нужны, а не бумажки), тут он и попадал в руки ломщиков».

Сценарий был прост: моряку предлагали продать чеки, но за полцены. Моряк обычно соглашался, но ловкие руки «ломщика» так заламывали между пальцами книжку с чеками при расчете, что потом ее владелец недосчитывался самых дорогих по стоимости чеков. В те годы Куливар и получил прозвище Карабас. По одной из легенд, прозвали его так, потому что жил в доме, на первом этаже которого был магазин «Золотой ключик».

Бригада Карабаса

Когда развалился Советский Союз, Куливар ушел в рэкет. Это был тогда самый доходный «бизнес» — народ в торговлю подался в попытках выжить. Вот тут-то и появилась у него репутация порядочного уголовника, как ни парадоксально это звучит.

Второй слева: Виктор Куливар, Иосиф Кобзон и Отари Квантришвили

Он был противником грабежей, разбоев и убийств, хотя у него была крепкая бригада «быков». Все с криминальным прошлым, прошедшие зону, но Карабас никогда не брал к себе тех, кто отсидел за убийство или изнасилование. Бойцы Карабаса никогда не применяли пыток, не устраивали пальбу на улицах и в барах. Они все решали мирным путем, оставив обе спорящие стороны удовлетворенными. Правда, сам Карабас на такие «разборки» не выезжал, но бойцы следовали четко его инструкциям.

В бригаде Карабаса была железная армейская дисциплина. С авторитетом Карабаса считались даже сотрудники милиции, его ни разу не задерживали. Повода не было конкретного.
Хотя любого другого из числа «коронованных» законников могли взять на ерунде для острастки.

Авторитет на «шестерке»

Куливара в глаза (да и за глаза тоже) называли только по имени-отчеству. Внешне он нисколько не походил на уголовника — харизматичный, спортивный, всегда одетый со вкусом, он больше был похож на высокопоставленного чиновника. Из украшений, выдающих его принадлежность к определенным кругам, у него были только золотая цепочка да перстень с
рубином. К тому же он обладал хорошими манерами. Куливар никогда не употреблял на людях ненормативной лексики. Не курил и не злоупотребляя алкоголем.

Криминальный авторитет Виктор Куливар — Карабас

С детства занимался спортом (футбол был его особенной страстью). Играл в футбол, несмотря на запреты докторов, у Куливара «сохла» нога, операции не помогли. Он даже научился как-то особенно красиво прихрамывать, так что хромота только прибавляла ему шарма.

Жил скромно — ездил на простой «шестерке». Долгое время семья жила в однокомнатной квартире с очень скромной обстановкой. Позже купили небольшой домик в Аркадии, но тоже — без излишеств. Куливар очень любил бил и берег жену и сыновей, в том числе и приемного, но не прочь был и на сторону пойти — любил женщин, и те отвечали ему взаимностью. Но семья — это святое. К слову, супруга Куливара Татьяна, тоже очень любила его, но всегда осуждала его криминальное настоящее и сама старалась заработать на жизнь честным трудом. Немудрено, что он пользовался заслуженным уважением и авторитетом среди простых одесситов.

Куливар помогал всем, кто к нему обращался. К примеру, получить квартиру в порядке очереди. Не секрет, что очередь эта длилась десятилетиями и нередко сдвигалась в пользу кого-то ушлого, кто сумел подмазать чиновника в горисполкоме. Куливар, вхожий во властные структуры, шел в горисполком и решал вопрос с квартирой. Нередко к нему приходили за помощью одесситы, ставшие жертвами грабежа. И Куливар находил виновных и возвращал похищенное. Правда, делал это так, чтобы слух пошел по городу, тщеславие было ему
не чуждо. Надо сказать, что вращался Виктор Куливар не только во властных структурах города, но и в творческих, и в первую очередь спортивных кругах. И везде вписывался — как в среде знаменитых артистов, так и в среде знаменитых футболистов.

Уважали Куливара и одесские предприниматели и часто обращались к нему за помощью, когда молодые рэкетиры наезжали на них. Куливар решал все вопросы без крови, умел повернуть ситуацию, куда ему надо. Хотя личная бригада у него была небольшая. Показательно, что бойцы Куливара ходили без оружия, но при этом в городе их все боялись. За «крышу» Куливар шкуру не драл — брал от 5 до 10% от прибыли, но регулярно. А потому предприниматели были за ним как за каменной стеной. Все понимали — лучше «лечь» под
Куливара и поднимать бизнес в безопасности, которую он действительно обеспечивал, чем разориться, платя другим ОПГ. К тому же Куливар защищал и от официальных властей — помогал отбиться в случае каких-либо нарушений. А кто в лихие 90-е закона не нарушал? Был Куливар и арбитражным судьей в спорах между коммерческими структурами города. И всегда умел примирить и  найти выгодный для всех поворот дела. Мог помочь театру с деньгами на новую постановку, если режиссер просил. Или прислать детдому 200 пар обуви, если директор ему жаловался, что дети босые.

Смерть смотрящего за Одессой

Куливара уважали и матерые рецидивисты, отсидевшие по 20 и более лет на зонах. Хотя он не был вором в законе. В свое время он отказался от «коронации», которую ему не раз предлагали авторитетные воры в законе, он не сумел бы жить строго по понятиям. Для этого нужно было отказаться от всех мирских благ, от семьи. Но в остальном Куливар чтил воровской кодекс чести, за что и был уважаем среди уголовников старой формации, которые считались с его мнением. К концу 90-х он был неофициальным хозяином Одессы. И казалось, так будет всегда.

Под пули киллера Куливара подвела присущая ему жажда справедливости — желание закрыть Одессу от выходцев с Кавказа, рвавшихся контролировать нефтебизнес, в который Куливар сам влез за два года до гибели. Куливар стал вхож во власть, что тоже сыграло свою роль. По воспоминаниям близких, Куливар словно предчувствовал свою смерть. Жена даже посоветовала ему взять охрану, но он отшутился: «Да кому я нужен!»

Памятная доска на местe убийства Виктора Куливара по кличке Карабас в Одессе

Накануне, в воскресенье, Куливар обмывал со своими новую машину — купил «Ауди». А в понедельник, 21 апреля 1997 года, в бане №4 на улице Асташкина он по традиции вместе со своей братвой должен был париться, но почему-то запретил своим приезжать. Сам же поехал ранним утром один. По одной из версий, ему кто-то позвонил из тех, кому он доверял, и назначил в бане встречу. Куливар явно торопился — даже машину припарковал кое-как и поспешил во двор бани. Киллер стрелял в спину. 19 пуль из автомата прошили тело авторитета, но он успел повернуться к киллеру лицом и получил еще одну пулю, в грудь. Убийца, сделав контрольный выстрел в голову, скрылся.

Могила Виктора Куливара (Карабаса)

После гибели Карабаса, в Одессе начались кровавые бандитские войны, связанные с переделом сфер влияния. К власти рвался молодой беспредельный криминал. Время честных воров, живущих по понятиям, заканчивалось. По всем прогнозам, убийство Виктора Куливара вряд ли будет когда-то раскрыто — слишком влиятельные люди устранили смотрящего за Одессой.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*