Бывший заместитель генерального директора Объединенной зерновой компании и председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин может выкупить 75% «Био-тон». Компания входит в десятку крупнейших владельцев сельхозугодий в России. На счету «Био-тона» более 450 тысяч га в Поволжье! Но интересно другое. Возможно, конечные интересанты масштабной сделки – не южные бизнесмены, а глава «Роснефти» Игорь Сечин и руководитель «Ростеха» Сергей Чемезов. Но как «матерые» топ-менеджеры могли «договориться» о переделе рынка? Разбирался корреспондент The Moscow Post.
Любопытно, что именно накануне сделки прошла новость о том, что крупнейшие поставщики масла попросили министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева запретить с 1 апреля на полгода экспорт семян подсолнечника. Об этом писали «Ведомости». Мол, кризис обрушил цены на нефть, поставлять невыгодно, и аграрии придерживают продажи.
Вот только сами аграрии с этим не согласны! Продажи идут планомерно, а цены хоть и выросли, но не критично. Ясно одно, полугодовой запрет уничтожит мелких производителей, и на рынке останутся только гиганты. В том числе и масложировой гигант, на который, вероятно, положили глаз Сечин и Чемезов?! Полугодовой голод «выкосит» конкурентов, и «Био-тон» начнет «загребать» невероятные суммы! Невероятные суммы в широкие карманы Сечина и Чемезова?
А теперь к деталям. Земельные активы «Био-тона» оцениваются в 4,5-13,5 млрд рублей. В 2018 году выручка компании выросла аж на 26,8%, до 5,18 млрд рублей. Крупный куш! Поэтому на него и могли слететься исключительно крупные «пташки»?
Скорее всего, Эдуард Зернин будет номинальным собственником контрольного пакета. А вот за ним может стоять всесильный господин Сечин. Дело в том, что Зернин — соучредитель АО «ИК Регион». Еще одним учредителем этой компании выступает давний «знакомый» Игоря Сечина – Сергей Судариков. Мало того, что ИК «Регион» управляет пенсионным фондом «Роснефти», так еще и господин Судариков не первый год «крутится» возле нефтяного гиганта.
Кстати, о том, с каким успехом Судариков ведет свой бизнес, не раз писал The Moscow Post. Часть аффилированных с Судариковым активов «батрачит» в минус и при этом умудряется получать «вкусные» миллионные тендеры от щедрой «Роснефти»! Видимо, полное безразличие силовиков к убыточным делам «кошелька» Сударикова – заслуга Игоря Сечина.
Если за покупкой «Био-тона» стоит глава «Роснефти», то и продавец, по классике жанра, должен быть не ниже рангом. А тут уже интереснее. «Био-тон» на 25% принадлежит московской «дочке» – «Фонду Биотех». Там в кресле генерального директора уже сидит Эдуард Зернин. Остальные 75% контролирует самарский бизнесмен Владимир Кириллов. На них и нацелился Зернин?
Кириллову, по информации «Коммерсанта» доля досталась от основателя «Био-тона» Алексея Мартынова. Он, после назначения заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, передал свой пакет супруге – Наталье. В 2013 году в структуру компании «вписался» и Кириллов. А в ноябре 2018 года Мартынова вышла из состава учредителей. Остался «рулить» один Кириллов.
Но вот что любопытно. Некий самарский бизнесмен, Кириллов Владимир Ильич, полный тезка владельца самарского «Био-тона», еще в 2009 году разыскивался по подозрению в покушении на председателя самарского облсуда Любовь Дроздову. По информации «Коммерсанта» Владимир Кириллов был заказчиком убийства судьи, так как та отказала признать законной сделку купли-продажи земельного участка площадью 3,9 тыс. квадратных метров в районе Барбошиной поляны. Поговаривали, что Кириллов даже «якшался» с выходцами из местной ОПГ! Поэтому и методы решать «вопросы» соответствующие?
Много ли гуляет по Самарской области Владимиров Кирилловых с отчеством Ильич? Скорее всего, владелец акций «Био-тона» всего лишь полный тезка сбежавшего «двойника». А если нет? Кто может контролировать актив вместо Кириллова, и как пройдет сделка без учредителя?
Возможно, к «Био-тону» все еще имеет отношение основатель компании – Мартынов. Он кстати после самарского министерства рванул в Москву и летом 2013 года стал заместителем министра сельского хозяйства. Но, видимо, под «крылом» нового губернатора Андрея Воробьева не так вольготно. По информации «Волга Ньюз» Мартынов уже осенью 2014 года покинул пост.
И, видимо, вернулся в Самарскую область. Потому что уже в 2015 году появилась некая ООО «Управляющая компания «Био-тон», в которой Мартынов стал генеральным директором и единственным учредителем. Актив «лопнул» в 2018 году.
Но любопытно другое. По информации «Хронографа» в 2010 году Мартынов активно скупал самарские земли и привлек в «Био-тон» в качестве инвестора бывшего вице-президента ОАО «АВТОВАЗ», советника Чемезова – Александра Пронина.
Официально, Пронин в капитале не участвовал и свою долю оформил на третьих лиц. При этом и господин Кириллов, «сменивший» Мартынова, был участником нескольких компаний близких Пронину, например, ООО «Авточел», ООО «Авто-Н». Сейчас активы ликвидированы. Получается, всесильный Чемезов через Пронина мог контролировать работу «Био-тона» и при Мартынове, и при Кириллове!
И тут нельзя не заметить, что «Био-тон» забирала себе земли не только сельскохозяйственного назначения, но и нефтеносного! А это уже «звоночек» для господина Сечина? Кстати, как раз в 2010 году за участок обанкроченного ДФГУП «ППСП-Прогресс» разразилась настоящая «война». И «выбить» кусок земли у «Био-тона» якобы хотели не только поставщики мяса и молока, но и структуры Михаила Гуцериева, планировавшие разработку нефтяного месторождения.
О том, как могли доставаться земли «Био-тону» и близким к компании структурам подробно писал «Хронограф». Например, в 2017 году ушла «Областная машинно-технологическая станция». Покупателем стала ООО «Золотая Рожь», близкая к «Био-тону». И вот что любопытно, начальная цена была 435 млн рублей. Эксперты считали, что цифры занижены в 3-4 раза. Однако, лот ушел за 89 млн рублей! То есть предприятие, в которое вливали миллиарды из бюджета, отдали за копейки! Без твердой руки всесильного Чемезова не обошлось? Как бы глава «Ростеха» не поскользнулся на масле, как герой из известного романа Михаила Булгакова.
Нельзя забывать, что Чемезов чувствует себя в Самарской области, как дома. Сказалась и давняя «дружба» с бывшим губернатором региона Владимиром Артяковым. Он, кстати, сейчас сидит в кресле первого заместителя главы госкорпорации. То, что фирма «Био-пром» так легко «отхватывала» самарские земли – это, скорее, не случайность, а закономерность.
Сечин и Чемезов почувствовали запах «золотого» подсолнечника?
Поэтому гипотеза — «бизнесмен» Чемезов может «подарить» актив «бизнесмену» Сечину — имеет право на существование. Кириллов (если он, конечно, не тот Кириллов, который в бегах) по указке главы «Ростеха» отдаст 75% Зернину, а тот на блюдечке с золотой каёмочкой принесет господину Сечину?
Может, глава «Роснефти» уже давно присматривался к нефтяным гектарам? Или Сечин и Чемезов действительно решили стать «подсолнечными» монополистами на рынке? Каждый в разгар вирусного кризиса крутится, как может! А миллионов, как известно, мало не бывает.
Оставить комментарий