Завышенные требования, непрофессионализм и шкурные интересы Юрия Фильченока, назначенного по инициативе Игоря Сечина директором ДВЗ «Звезда» привели к расторжению договоров с основным подрядчиком работ. Теперь сроки сдачи крупного государственного проекта будут сдвинуты на полтора-два года.
Судостроительная верфь разорвала все контракты с одним из своих крупнейших подрядчиков — ООО (КЭР) Игоря Лукашенко, рассказал источник, близкий к одному из акционеров «Звезды», и собеседник, близкий к одному из подрядчиков стройки. Это контракты на более 17,5 млрд рублей на строительство четырех крупных цехов, а также камеры для чистки, сушки и окраски конструкций танкеров, газовозов и других суден. По данным агентства , компании КЭР до 2016 года принадлежал находящийся под санкциями банк РНКБ, работающий в Крыму. Первый вице-президент этой компании в 2005-2008 гг являлся председателем правления банка «Международные финансовые технологии», лицензия которого была отозвана ЦБ в январе 2011 года в связи «с потерей ликвидности», а попросту говоря за обнал.
Крупнейшую в России верфь «Звезда» строит консорциум «Роснефти», Газпромбанка и «Роснефтегаза» — (СТС). Проект реализуется на территории действующего дальневосточного военного завода (ДВЗ «Звезда»), что в бухте Большой Камень около Владивостока, и должен стать центром гражданского судостроения и обеспечить внутренний рынок судами и техникой для работы на шельфе, которые Россия пока покупает в Южной Корее и Китае. До последнего времени «Звезда» оценивалась в 145,5 млрд рублей, но 15 марта глава «Роснефти» , посетив стройку, сказал, что теперь «суммарные инвестиции» составят 200 млрд рублей (представитель компании отказался уточнить, с чем связан рост затрат). На Дальнем Востоке Сечин пробыл четыре дня — он принял участие в производственных совещаниях на ключевых активах компании, в том числе на «Звезде», сообщила пресс-служба «Роснефти».
Верфь строится президента. В 2013 году оценивал потребности «Роснефти», «Газпрома» и «Совкомфлота» примерно в 512 судов до 2030 года, а общую стоимость заказа — в 6,5 трлн рублей. Но с тех пор ситуация поменялась. Теперь к 2035 году «Звезда» должна быть обеспечена заказами на 178 судов, из них для «Роснефти» — 56, рассказывал глава «Роснефти» Игорь Сечин по итогам посвященного развитию судостроительного кластера совещания у Путина осенью 2017 года.
В сентябре 2017 года Путин открыл главный объект первой очереди «Звезды», который возводила КЭР, — достроечный стапель (специальная площадка для строительства и спуска судов на воду) — с китайским краном «Голиаф» грузоподъемностью 1200 т. Тогда же президент заложил на «Звезде» и первые четыре судна снабжения усиленного ледового класса, которые заказала «Роснефть». «Приятно отметить, что этот масштабный проект, значимый для всей страны, уверенно развивается, идет вперед. Практически все работы на предприятии выполняются, и выполняются по графику», — радовался он.
Но Путин уехал и обстановка изменилась. Гендиректор компании Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (ДЦСС, подконтрольный СТС; координирует строительство «Звезды») написал курирующему стройку вице-президенту «Роснефти» письмо о том, что на «Звезде» сложилась тяжелая ситуация с подрядчиками. Об этом рассказали два источника, близких к акционерам верфи. «План закупок для строительства «Звезды» сорван, план капитальных вложений систематически не выполняется, есть риск отставания от сроков реализации проекта», — написал 22 декабря 2017 года в ответ на это письмо Шишкин. Он поручил Фильченку представить план для «оздоровления ситуации» до 15 января 2018 года.
13 января 2018 года «Звезда» разорвала три контракта с КЭР на более 13,4 млрд рублей, соответствующие уведомления об одностороннем отказе от исполнения договоров за подписью Фильченка, были направлены гендиректору подрядчика Владимиру Казинцеву. «Сроки выполнения работ истекли, а работы заказчику не предъявлены», — говорится в одном из уведомлений. Еще три договора с КЭР на 4,1 млрд рублей были разорваны летом 2017 года, рассказали два источника, близкие к акционерам верфи и одному из ее подрядчиков. Один из собеседников указывает, что «Звезда» не передавала площадки под строительство и КЭР не могла приступить к работе. Больше действующих контрактов у подрядчика с верфью нет.
Отсрочка на полтора года
«Звезда» уже объявила конкурсы почти на все работы, которые не выполнила КЭР, практически по тем же ценам, свидетельствуют тендеры компании. Но сроки строительства теперь сдвигаются. Например, конкурсы на строительство самого дорогого цеха сборки блоков на 4,4 млрд рублей «Звезда» объявила 28 февраля, и теперь он должен быть построен к концу апреля 2019 года — на восемь месяцев позже, чем указано в техническом задании для КЭР (31 августа 2018 года). Камеры очистки, окраски и сушки судовых конструкций танкеров и газовозов должны быть построены на полтора года позже изначального срока (30 июля 2019 года), а трубообрабатывающий цех — на 19 месяцев позже (30 мая 2019 года).
Судоверфь строится двумя очередями: первая должна быть сдана в 2012–2019 годах, вторая — в 2018–2024 годах. Все объекты, которые строила КЭР, относятся к первой очереди, следует из презентации ДЦСС. Первая очередь позволит строить небольшие по размеру суда снабжения, суда сейсморазведки, а также арктические танкеры. Запуск второй очереди позволит строить на «Звезде» более тяжелые газовозы, плавучие установки для добычи, хранения и отгрузки нефти, а также любые типы буровых платформ.
Цеха, сроки строительства которых переносятся, нужны для строительства начинки судов, но ее теоретически можно купить у других производителей, а корпус — построить прямо на стапеле (уже построен на «Звезде») и там же покрасить, говорит директор по развитию Port News Надежда Малышева.
На этой верфи должны разместить заказы и другие крупнейшие нефтегазовые компании, в частности и . Сдвиг сроков строительства «Звезды» не критичен, сказал РБК федеральный чиновник: она рассчитана на использование новых технологий, которые пока в России не применяются. «В условиях низких цен на нефть в ближайшие пять—десять лет дорогие арктические проекты будут не сильно влиять на профиль добычи России: нефтяники пока разрабатывают традиционные запасы нефти», — подтверждает аналитик «Сова Капитала» Артем Кончин.
Как «Роснефть» и КЭР появились на «Звезде»
Cудоверфь «Звезда» Игорь Сечин заложил еще в 2009 году, когда был правительства. Верфь строило СП «Звезда ДСМЕ», где у (ОСК) было 80%, а у южнокорейской кораблестроительной Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co. (DSME) — 20%. Из-за неопределенности с шельфовыми проектами в России иностранцы вышли из СП. На совещании о перспективах развития отечественного гражданского судостроения под руководством Путина в августе 2013 года было принято решение передать стройку консорциуму «Роснефти» и Газпромбанка. В 2015 году было решено, что деньги на этот проект помимо Газпромбанка предоставит госхолдинг .
К тому времени на «Звезде» уже разгорелся скандал. Следственный комитет по Приморью заподозрил местного предпринимателя и его подчиненных в выводе около 4 млрд рублей на стройке верфи. Борбот в 2011–2013 годах возглавлял ДЦСС, а компания «Росдорснабжение» (РДС, входит в группу RDS, аффилированную с Борботом) стала генподрядчиком первой очереди «Звезды». В 2013 году Борбот стал заместителем директора департамента локализации техники и технологий «Роснефти», но был уволен из компании после начала следствия. 22 апреля 2016 года Борбот был арестован в Нью-Йорке Иммиграционной и таможенной службой за нарушение иммиграционного законодательства, с того времени он под арестом в Иммиграционной и таможенной службе в ожидании процесса депортации. Сам менеджер называет себя жертвой провокации со стороны министра промышленности Дениса Мантурова и главного покровителя министра , с которыми не поделился откатами.
Согласно данным СПАРК, в сентябре 2014 года компанию РДС возглавил основной владелец КЭР Игорь Лукашенко, который давно знаком с вице-президентом «Роснефти» Андреем Шишкиным, курирующим «Звезду». В 2001–2005 годах Шишкин возглавлял правление банка «Агропромкредит», писал , а Лукашенко в те же годы работал членом правления этого банка, говорится на сайте КЭР. В 2005 году Шишкин и Лукашенко стали совладельцами пермского Камабанка, который ранее контролировал «Агропромкредит».
Лукашенко «очень попросили» возглавить РДС и «поразбираться» с компанией и стройкой, рассказал источник, близкий к акционеру «Звезды», и подтвердил человек, близкий к одному из ее подрядчиков. Осенью 2015 года КЭР заключила с РДС договоры субподряда на достройку первой очереди «Звезды», через несколько месяцев «Звезда» подписала с новым подрядчиком прямой контракт на 7,6 млрд рублей (в ноябре 2017 года объем работ и сумму контракта увеличили до 9 млрд рублей). В 2016 году КЭР выиграла еще пять тендеров «Звезды» на 8,5 млрд рублей, став крупнейшим подрядчиком на стройке по итогам года, следует из данных СПАРК.
Почему КЭР не справилась
Лукашенко с партнерами развернули масштабную деятельность на «Звезде»: наняли дополнительно 2 тыс строителей, купили технику, построили три завода по производству бетона, два цеха по обработке металла, организовали круглосуточную вахту, рассказывает один из источников.
Однако «Звезда» наняла новую проектную организацию — ДПИ «Востокпроектверфь», которая стала переделывать проект строительства верфи прямо в разгар стройки, рассказывают источники. Руководство «Звезды» поручало КЭР останавливаться до подготовки новых проектных решений, работы многократно останавливались на месяц-два, простои не оплачивались, рассказывает источник, близкий к одному из акционеров верфи. Это подтверждает человек, близкий к одному из подрядчиков. Осенью 2017 года, после визита Путина на «Звезду», у КЭР из-за дополнительных затрат кончились деньги, и стройка встала. КЭР оценила свои убытки во время простоя и переделки объектов в 1 млрд рублей, рассказал источник, близкий к одному из акционеров «Звезды». Верфь, разорвав контракты, потребовала от КЭР неиспользованные авансы на более 2,1 млрд рублей, следует из уведомлений о расторжении контрактов.
Лукашенко искал разные варианты решения проблем, рассказывает источник, близкий к одному из акционеров «Звезды»: в том числе попытался продать КЭР «дочке» «Ростеха» — . Источник, близкий к «Ростеху», подтвердил, что такая сделка обсуждалась, но в итоге госкорпорация отказалась. Представитель «Ростеха» не стал это комментировать.
Как ранее сообщало агентство «Руспрес», «Звезда» и ДЦСС — судебно опасные объекты. Сначала под суд пошел руководитель ДВЗ Юрий Шульган, растративший 29 млн рублей из фондов, выделенных Японией на утилизацию российских атомных подводных лодок. Его преемник Владимир Аверин лишился своей должности в октябре 2013 года из-за пожара на атомной подводной лодке «Томск» и пропажи миллиарда рублей при ремонте российских субмарин. Обязанности директора «Звезды» после этого выполнял Сергей Лебедев.
Оставить комментарий