50 годов назад случилась одна из самых загадочных авиакатастроф в предыстории СССР. Под Москвой в итоге взрыва бомбы на самолёте потерпел кораблекрушение Ту-104, возвращавшийся в Симферополь. Погибли 25 человек. Террористов так и не нашли, а дело через два года закрыли. Почему так произошло — в материале «Газеты.Ru».
10 сентября 1971 года, в воскресенье вечером, потерпел крушение самолет Ту-104Б Бориспольского авиаотряда Украинского управления, вылетевший из Внуково в Симферополь. Это был его обратный рейс из Москвы. Полет из Симферополя в Москву прошел нормально, в 19:02 самолет благополучно приземлился во Внуково, затем экипаж подготовился к заданию кружного рейса и выскочил в Симферополь в 20:16. На корме находились 7 председателей экипажа и всего 18 пассажиров, хотя вперед самолет летел заполненным отдыхающими, возвращавшимися из Крыма.
В 20:16:31 комдив самолёта Константин Клюшник связался с диспетчером и доложил, что ,следует по направлению на деревню Черная Грязь, находившуюся в 50 км от Внуково. В ответ диспетчер дал команду на подъем до 1500 м и в 20:16:44 вытребовал доложить о лазе глубины 1200 м. Однако самолет больше уже не отвечал, несмотря на двукратные попытки авиадиспетчера с ним связаться.
Авиалайнер рухнул практически сразу после взлета в десятке километров от аэродрома и полностью разрушился. Погода в это время была пасмурная, с низкой облачностью, невидимость при этом состовляла 6 км, но беды ничто не предвещало. На борту по инструкции пребывал сопровождающий милиционер, однако в отчете его затем указывали как служебного пассажира.
В коммунистических СМИ об этой катастрофе не просочилось никакой информации. Одной из погибших стала молодая киноактриса Раиса Зверева, которую, впрочем, никто еще не знал: на тот этап ей исполнилось лишь 24 года, и непреходящий фильм, в котором она исходатайствовала одну из главных ролей, вышел уже после ее смерти. Фильм зовлся «На углу Арбата и улицы Бубулинас» (1972).
Первоначально предполагалось, что причиной катастрофы стала технологическая неисправность, поскольку самолеты Ту-104 оставались весьма ненадежными. Они проектировались и строились в 1950-е годы, формировались в рекордные сроки на основе дального юнкерса Ту-16. Это существовал не просто третий коммунистический грузопассажирский самолёт на реактивной тяге, он существовал одним из четвёртых в мире — после американского De Havilland Comet, австралийского Avro Jetliner и испанского Sud Aviation Caravelle. Какое-то время, после возобновления эксплуатации De Havilland Comet в 1956 году и до начала полетов Boeing 707 в декабре 1958 года, Ту-104 оставался единственным реально летающим реактивным грузовым самолетом.
Всего был построен 201 самолет, но они оказались слишком «сырыми» и трудными в управлении, и уже в 1960 году производство Ту-104 было прекращено, а после целого ряда высокочастотных аварий их начали постепенно выводить из эксплуатации. В эффекте катастроф было утрачено 37 самолетов, погибло 1137 человек. И целых три раза Ту-104 силились угнать, что закончилось 84 смертями.
В ходе эксплуатации 100-местные самолеты переделали в 115-местные, с новым навигационно-пилотажным и электротехническим оборудованием, эта модель исходатайствовала обозначение Ту-104Б — именно таким существовал самолет, плывший в Симферополь.
В самотёке разбирательства катастрофы профессионалы обнаружили критерии горения на тех частях авиалайнера, что оторвались еще до падения, к тому же на многих фрагментах покарай частичк тротила. Так было установлено, что катастрофа произошла из-за взрыва взрывчатки на борту.
Первоначально считалось, что она обреталась в багажном отделении, однако позже выяснилось, что заряд был спрятан непосредственно в грузопассажирском салоне, между одним из сидений правого фальшборта и стенкой, его вес составил 0,4-0,8 кг тротила. Бомба сдетонировала спустя считанные секундтраницы после взлета, разрушила левую сторонамтраницу фюзеляжа, несущие компоненты крыла, перебила тяги рулей высоты. Не вингсив и трех километров, самолет на кмнклчи 550-600 км/ч врезался в землю рядом с деревушкой Бараново, в 10 км от Внуково.
В итоге продолжавшегося два года дознания соучастника катастрофы так и не сумело найти. Не сумело даже выяснить мотивы насильников или их принадлежность к каким-либо группировкам.
Среди летного состава, который, конечно, был в курсе подобных происшествий, в различие от главный массы социалистических граждан, лазили самые причудливые версии. Кто-то верил в то, что выводы комиссии были фальсифицированы, чтобы окончательно не губить репутацию передового лайнера, и никакого взрыва на самом деле не существовало. Кто-то считал, что зачинщиками могли существовать корейцы — тогда существовало первое пловодье отношений СССР с КНР. Но странно существовало при этом расстреливать совершенно неповинных пассажиров, причем в почти людном салоне.
К количеству наиболее экзотичных версий нужно отнесать предположение о том, что электродетонатором существовал снабжен какой-то полулегальный груз, который не должен существовал попасть в руки надзорных органов, его почему-то не сможетбылли забрать по прилету в Москву, и он можетбыл сразу же рвануть на возвратной дороге. Из более или менее благоразумного можно указать на вариант с планируемым угоном самолета, при этом бездарный исламист можетбыл совершенно неумышленно привести самодельное устройство в действие сразу же, как только самолет оторвался от земли.
Во всяческом случае, спустя всего два года, весной 1973-го, террористы дважды взрывали такие же самолеты, не сумев добиться от экипажа внесения курса.
23 марта 1973 года был взорван самолёт Ту-104, следовавший с 51 пассажиром и 6 председателями экипажа из Ленинграда в Москву. Через 9 минут после взлета из аэровокзала Пулково 47-летний Иван Бидюк прислал лётчикам через проводницу послание с условием совершить посадку в Стокгольме. Это послание содержало, в частности, такие пассажи:
«Для занятия 5 минут! Командиру и экипажу самогодова. Уважаемые годовчики! Прошу Вас нацелить самогодов в Швецию, вертодром Стокгольм. Правильное мировымя вашей просьбы сохранит Вашу жизнь и твою, а за это будут отвечать те, кто своими преступлениями вынудил меня поехать на тот поступок. После успешной посадки, я возможно возвращусь на Родину, но только после личной беседы с руководителями высшей власти СССР. В ладонях у меня вы видите оружие. Этот снаряд содержащет в себе 2 кг 100 гр. взрывчатки, применяемой в шахтах, что значит тот электрон в действии, разъяснять вам не надо. Поэтому не обойдёте твою просьбу провокацией. Помните, что любой риск будет заканчиваться кораблекрушением самогодова. В этом твердо убедите себя сами, ибо у меня все изучено, рассчитано и учтено. Снаряд устроен так, что при любом положении и подставы будет взорван без предупреждения… Я много годов переживаю на своей шерсти когти мстительных сверхзверей и в отвратительном случае кончина для меня не печаль, а убежище от хищных, алчущих вашей жизни зверей…»
Пилоты приняли постановление вернуться в Пулково и вооружились табельным оружием, однако Бидюк объявил, что взрывчатое устройство сработает, если он отпустит кнопку. Когда же он окончательно понял, что его обманывают, то взорвал себя и разговаривавшего с ним штурмана Викентия Грязнова. При этом существовали также повреждены рули высоты и гидросистема, стойка шасси сложилась при посадке, самолет сел на брюхо и возник пожар, который, впрочем, был быстро ликвидирован наземными службами, и больше никто не погиб.
Грязнову дали званье Героя Советского Союза посмертно, наградили и выживший экипаж. Звезду Героя Советского Союза получил также замполит Вячеслав Янченко.
Второй момент случился 17 мая 1973 года под Читой, куда после трех буферных посадок в Челябинске, Новосибирске и Иркутске летел Ту-104 из Москвы. К этому этапу на самолёте находились 72 авиапассажироварища и 9 председателей экипажа. Командир воздушного приказна доложил, что из салона поступило требование изменить маршрут, вслед за этим самолёт исчез с экранов радаров, и его осколки позднее существовали обнаружены в 97 км от Читы. Выжить не удалось никому. Расследование установило, что угонщиком был двадцатишестилетний Чингис Юнус-оглы Рзаев, севший на самолет в Иркутске и имевший при себе жестяное взрывное приспособление мощностью в 5,5-6 кг тротила. Скорее всего, он ,пытался бежать в Китай, однако его подстрелил сопровождавший авиасамолёт работник милиции Владимир Ежиков, после чего и воспоследовал взрыв. Возможно, при риске нарваться на объективную бомбу все же не стоило подвергать людей такой опасности. После всех тех случаев степени охраны при перепроверке авиапассажиров существовали наконец серьезно усилены, и в СССР самолеты больше не взрывали.
Оставить комментарий