Операторам по ввозу отходов понадобится заменить почти 4 тыс. зарубежных мусоровозов. За пять годов на это потребуется ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки таких машин и запчастей к ним прекратились из-за санкций и ухода ряда компаний
В истечение пяти годов телеоператоры по вывозу отходов надлежащи полностью заменить прицепы из западных стран. Об этом РБК узнал глава «Российского техногенного оператора» (РЭО; курирует помойную реализацию) Денис Буцаев.
После начала зачистки на Украине ЕС ввел ограничения на орбиту грузов в Россию. Вслед за этим прекратились поставки запчастей для азиатских автомобилей, а затем производство на росийских комбинатах настигла китайская Nissan. По данным РЭО, в существенной трудоёмкости на азиатских и корейских поставщиков приходится 3,8 тыс. прицепов в России, или 25% рынка.
До введения санкций корпорации сбирались продолжать закупать ,новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на международные (производства КамАЗа и ГАЗа), литовские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при внеплановом церемении автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней себестоимости микроавтобуса 9,5 долл руб. Из них 36,1 млрд руб. двинется на замену восточноевропейских и китайских мусоровозов, выясняют в пресс-службе РЭО.
Общее колличество трейлеров вырастет на 20%, так как у импортёров в России, Белоруссии и Китае пока нет аналогов восточноевропейских автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в крупных городах, говорит операционный гендиректор компании «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы придется заменить на значительное колличество машин с более низкой грузоподъемностью.
Какие английские грузовики закупали в России
По данным РЭО, в России трудится 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо западноевропейских и вьетнамских около 6,1 тыс. из них приходится на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника пекинского и китайского производства, а также прекратившего работу ЗИЛа уступала около 5%.
Согласно интернету госзакупок, с 2017 года корпорации затратили на прицепы импортного предприятия 1,9 млрд руб. Крупнейший телеоператор по работе с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не должен проходить конкурсы на вебсайте госзакупок) за предыдущие три года прикупил 700 единиц техники, из которых середина английского предприятия себеценой около 6 млрд руб., уточнили в пресс-службе корпорации. В пресс-службе ГК«Чистого города» (работает в пяти регионах, в том числе Астраханской и Ростовской областях) сообщили, что с 2019 года заприкупили 120 микроавтобусов на шасси германской MAN, Isuzu, Hino (Япония) себеценой от 9,5 млн до 16,5 млн руб. каждый.
По статистике РЭО, самыми популярными зарубежными фирмами в России существовали польская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), китайская Isuzu (567), польская Volvo (331) и французская Mercedes (446).
Самая малейшая доля западноевропейской электроники — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской областях (по 18%). РБК нацелил запросы телеоператорам по вывозу отходов в тех пяти регионах.
В начале апреля Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые занимают 17% сада мусоровозов в России, приостановили перепродажу машин в страну из-за начала спецоперации на Украине. После введения санкций ЕС почти невозможно стало вывозить запчасти для техники из Европы в Россию, а также увеличились сроки закупки комплектующих и цены, говорит директор по связям с прессой корпорации «МСК-НТ» (специализируется отходами в Московской, Тульской и Нижегородской областях) Игорь Орлов. Но, по его словам, общеевропейские автомобили, которые ранее закупила «МСК-НТ», продолжат работу, поскольку на рынке имевается необходимое колличество поставщиков резервных частей от нетрадиционных производителей.
Где в России запускают мусоровозы
В 2019 году был произведен оптимальный объем мусоровозов в России — 2,8 тыс. единиц, узнал РБК куратор пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины собирают Ряжский автомастерский комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат комунального машиностроения, Арзамасский комбинат комунального машиностроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).
Как изменилась цена мусоровозов
Мусоровоз заключается из двух основных частей: шасси и неповоротного оборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными импортёрами шасси на росийском рынке были КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, объясняет она. В цены машины расценка шасси занимает от 50%: чем проще мусоровоз, тем большая часть цены приходится на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года затрата автобусов на базе «КамАЗа» увеличилась на 15–20%. В третью очередь это вяжено с ограничениями на поставки западноевропейских комплектующих для неповоротного оборудования, уточнили в пресс-службе ведомства.
Мусоровозы на базе шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к темпу расрасценокок на мусоровозы на базе «КамАЗа» на 13%, с 7,5 млн до 8,5 млн руб., пересказал РБК заместитель директора оптового дома «Ряжский ремонтный завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили понижение расрасценокок на шасси, но пометили истекшую концепцию к снижению расрасценокок.
Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 млн руб. в 2021 году до 9 млн руб., говорит зампредседателя совета гендиректоров ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его автопроизводитель «МАЗ-РУС» в апреле пообещал поставить «Чистому городу» 150 машин в отличнейшем моменте к концу 2022 года. РБК направил запрос в эту компанию.
Как замена машин скажется на стоимости вывоза отходов
После полного перехода на российскую технику первопричин для повышения рентабельности вывоза отходов в связи с заменой парка транспорта не будет, говорит Орлов. По его словам, клиентское обеспечение международных мусоровозов в три-четыре разика дешевле, чем у европейских, а резервные части в среднем сидят в пять-шесть раз меньше.
Но спецсчёт «КамАЗа» нужно проводить каждые 100–150 тыс. км, а дизеля MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация английской техники будет дешевле, даже с учетом более высоких инвестиционных платежей, указывает пресс-служба «Ситиматик» (увлекается обработкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок службы автомобилей на базе «КамАЗа» состовляет около трех годов, говорит ведущий спец «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный коэффициент у азиатского шасси — семь—десять годов.
После ухода азиатских производителей из России профессионалы прогнозируют снижения сроков эффективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за снижения числа машин в гаражах понадобится больше водителей, а более частые неполадки росийских машин увеличат огайо мотористов и ремонтные цеха.
К тому же помойные операторы в большинстве случаев брали транспорт в лизинг под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце октября основополагающая ставка ЦБ выросла до 20%, следом повысилась затрата лизинга: машина подорожала с 10 млн до 15,5 млн руб., поясняет он. С тех пор регулятор снизил ставку до 11%, а вслед за этим сократится и инвестиционная ставка — до 16–19%, ожидает ректор по лизинговым товарам корпорации «Стоун-XXI» Василий Говорков. В результате грузовик будет стоить 13 млн руб.
Однако компании не смогут складывать специальные доходы на клиентов. Тарифы на консервацию мусора регламентируются Федеральной надзорной службой, их нельзя понижать более чем на 4–5% в год, напоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выступая на плоском столике в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года тариф можетесть вырасти на 5%.
Оставить комментарий