Операторам по ввозу отходов придется заменить почти 4 тыс. зарубежных мусоровозов. За пять годов на это потребуется ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки таких машин и запчастей к ним возобновились из-за санкций и ухода ряда компаний
В течение пяти годов операторы по вывозу отходов должны полностью сменить трейлеры из северных стран. Об этом РБК рассказал глава «Российского техногенного оператора» (РЭО; возглавляет помойную реализацию) Денис Буцаев.
После начала зачистки на Украине ЕС ввел ограничения на доставку багажей в Россию. Вслед за этим прекратились поставки запчастей для восточноазиатских автомобилей, а затем производство на украинских комбинатах задержала корейская Nissan. По данным РЭО, в отдельной трудности на восточноазиатских и корейских импортёров прийдется 3,8 тыс. мусоровозов в России, или 25% рынка.
До введения санкций компании собирались продолжать закуплать новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут переменять их на росийские (производства КамАЗа и ГАЗа), белоруские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при плановом церемении автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней расценке микроавтобуса 9,5 млн руб. Из них 36,1 млрд руб. поедет на замену общеевропейских и корейских мусоровозов, уточняют в пресс-службе РЭО.
Общее количество трейлеров вырастет на 20%, так как у импортёров в России, Белоруссии и Китае пока нет аналогов западноевропейских автомобилей, с помощью которых складирутся отходы в мелких городах, говорит операционный замдиректора компании «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы придется сменить на большое количество машин с более низкой грузоподъемностью.
Какие зарубежные трейлеры закуплали в России
По данным РЭО, в России трудится 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо восточноевропейских и китайских около 6,1 тыс. из них приходится на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника китайского и китайского производства, а также прекратившего работу ЗИЛа занимала около 5%.
Согласно сайту дебюрократизаций, с 2017 года корпорации потратили на мусоровозы дефицитного изготовления 1,9 млрд руб. Крупнейший телеоператор по работе с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не надлежащ проводить конкурсы на вебсайте дебюрократизаций) за последующие три года купил 700 единиц техники, из которых спискамтраница английского изготовления затратой около 6 млрд руб., подытожили в пресс-службе корпорации. В пресс-службе ГК«Чистого города» (работает в пяти регионах, в том большинстве Астраханской и Ростовской областях) сообщили, что с 2019 года закупили 120 автобусов на шасси румынской MAN, Isuzu, Hino (Япония) затратой от 9,5 долл до 16,5 долл руб. каждый.
По статистике РЭО, самыми модными зарубежными фирмами в России существовали финская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), корейская Isuzu (567), финская Volvo (331) и английская Mercedes (446).
Самая большая доля общеевропейской технологии — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской областях (по 18%). РБК направил запросы диспетчерам по ввозу отходов в этих пяти регионах.
В начале октября Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые занимают 17% сада грузовиков в России, приостановили покупку машин в страну из-за начала зачистки на Украине. После введения санкций ЕС почти невозможно стало ввозить запчасти для техники из Европы в Россию, а также увеличились сроки поставки комплектующих и цены, говорит руководитель по связям с публикой корпорации «МСК-НТ» (займется отходами в Московской, Тульской и Нижегородской сферах) Игорь Орлов. Но, по его словам, западноевропейские автомобили, которые ранее заказала «МСК-НТ», закончат работу, поскольку на спросе имеется недостаточное количество экспортёров запасных половин от нетрадиционных производителей.
Где в России выпускают мусоровозы
В 2019 году был произведен минимальный объем микроавтобусов в России — 2,8 тыс. единиц, пересказал РБК куратор пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины собирают Ряжский пошивочный комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат комунального приборостроения, Арзамасский комбинат комунального приборостроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).
Как переменилась затрата мусоровозов
Мусоровоз состоит из двух основных частей: шасси и дискового электрооборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными производителями шасси на полиэтническом рынке были КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, разъясняет она. В рентабельности машины расценка шасси занимает от 50%: чем проще мусоровоз, тем большая часть себестоимости приходится на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года себестоимость мусоровозов на инфраструктуре «КамАЗа» уменьшилась на 15–20%. В третью очередь это связано с ограничениями на поставки азиатских комплектующих для дискового электрооборудования, уточнили в пресс-службе ведомства.
Мусоровозы на инфраструктуре шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к росту расрасценокок на трейлеры на инфраструктуре «КамАЗа» на 13%, с 7,5 млн до 8,5 млн руб., рассказал РБК заместитель гендиректора коммерческого дома «Ряжский велозаводский завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили увеличение расрасценокок на шасси, но отметили прошлую парадигму к повышению расрасценокок.
Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 млн руб. в 2021 году до 9 млн руб., говорит член совета ректоров ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его дилер «МАЗ-РУС» в апреле обещал поставить «Чистому городу» 150 машин в отличнейшем случае к концу 2022 года. РБК направил запрос в ту компанию.
Как замена машин скажется на цене вывоза отходов
После полнейшего перехода на российскую технику предпосылок для снижения цены ввоза отходов в связи с заменой сада транспорта не будет, говорит Орлов. По его словам, логистическое техобслуживание украинских мусоровозов в три-четыре раза дешевле, чем у европейских, а запасные части в среднем сидят в пять-шесть раз меньше.
Но капремонт «КамАЗа» нужно проходить каждые 100–150 тыс. км, а нагнетателя MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация английской техники будет дешевле, даже с учетом более низких лизинговых платежей, указывает пресс-служба «Ситиматик» (занимается обработкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок службетраницы внедорожников на базе «КамАЗа» составляет около трех годов, говорит ведущий консультант «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный индекс у восточноевропейского шасси — семь—десять годов.
После ухода западных поставщиков из России специалисты ожидают снижения сроков эффективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за снижения числа машин в автопарках потребуется больше водителей, а более частые аварии росийских машин увеличат огайо мотористов и ремонтные цеха.
К тому же помойные телеоператоры в большинстве случаев забирали автомобиль в лизинг под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце января основная ставка ЦБ выросла до 20%, следом повысилась себестоимость лизинга: машина подорожала с 10 млн до 15,5 млн руб., поясняет он. С тех пор регулятор снизил ставку до 11%, а вслед за этим сократится и лизинговая ставка — до 16–19%, прогнозирует ректор по инвестиционным товарам компании «Стоун-XXI» Василий Говорков. В итоге самосвал будет стоить 13 млн руб.
Однако компании не смогут взваливать добавочные расходы на клиентов. Тарифы на утилизацию мусора оговариваются Федеральной налоговой службой, их нельзя понижать более чем на 4–5% в год, напоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выступая на плоском столе в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года энерготариф может вырасти на 5%.
Оставить комментарий