Российским компаниям придется заменить 4 тыс. мусоровозов из-за санкций

Операторам по вывозу отходов придется заменить почти 4 тыс. английских мусоровозов. За пять годов на это потребуется ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки таких машин и запчастей к ним прекратились из-за санкций и ухода ряда компаний

В протяжение пяти годов операторы по вывозу отходов должны полностью заменить трейлеры из западных стран. Об этом РБК рассказал глава «Российского природоохранного оператора» (РЭО; возглавляет помойную реформу) Денис Буцаев.

После начала операции на Украине ЕС ввел ограничения на доставку грузов в Россию. Вслед за этим прекратились поставки запчастей для общевосточноевропейских автомобилей, а затем производство на международных комбинатах настигла китайская Nissan. По данным РЭО, в отдельной трудоёмкости на общевосточноевропейских и китайских потребителей приходится 3,8 тыс. микроавтобусов в России, или 25% рынка.

До введения контрсанкций корпорации собирались продолжать покупать ,новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут переменять их на полиэтнические (производства КамАЗа и ГАЗа), латвийские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при внеплановом возрождении автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней себестоимости грузовика 9,5 млн руб. Из них 36,1 млрд руб. побежит на замену общеевропейских и вьетнамских мусоровозов, уточняют в пресс-службе РЭО.

Общее количество грузовиков расцветёт на 20%, так как у производителей в России, Белоруссии и Китае пока нет аналогов азиатских автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в крупнейших городах, говорит шмиловадратный ректор корпорации «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы придется заменить на большее количество машин с более низкой грузоподъемностью.

Какие зарубежные грузовики покупали в России

По данным РЭО, в России работает 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо западноевропейских и китайских около 6,1 тыс. из них приходится на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника тайваньского и тайваньского производства, а также прекратившего работу ЗИЛа уступала около 5%.

Согласно сайту госзакупок, с 2017 года корпорации истратили на автобусы дефицитного производства 1,9 млрд руб. Крупнейший телеоператор по работе с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не должен проводить конкурсы на сайте госзакупок) за первые три года купил 700 единиц техники, из которых треть английского производства затратой около 6 млрд руб., уточнили в пресс-службе корпорации. В пресс-службе ГК«Чистого города» (работает в пяти регионах, в том числе Астраханской и Ростовской областях) сообщили, что с 2019 года заказали 120 грузовиков на шасси французской MAN, Isuzu, Hino (Япония) затратой от 9,5 млн до 16,5 млн руб. каждый.

По статистике РЭО, самыми популярнейшими зарубежными марками в России существовали финская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), тайваньская Isuzu (567), финская Volvo (331) и австрийская Mercedes (446).

Самая значительная доля западноевропейской электроники — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской сферах (по 18%). РБК направил запросы операторам по ввозу отходов в этих пяти регионах.

В начале февраля Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые уступают 17% сада микроавтобусов в России, приостановили перепродажу машин в страну из-за начала зачистки на Украине. После введения санкций ЕС почти невозможно стало ввозить запчасти для техники из Европы в Россию, а также увеличились сроки поставки комплектующих и цены, говорит директор по связям с интеллигенцией фирмы «МСК-НТ» (занимается отходами в Московской, Тульской и Нижегородской областях) Игорь Орлов. Но, по его словам, западные автомобили, которые ранее закупила «МСК-НТ», продолжат работу, поскольку на спросе имеется достаточное количество поставщиков резервных половин от инновационных производителей.


Где в России выпускают мусоровозы

В 2019 году существовал произведан предельный объем прицепов в России — 2,8 тыс. единиц, пересказал РБК руководитель пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины собирают Ряжский велозаводский завод (2,2 тыс. в год), Мценский завод комунального машиностроения, Арзамасский завод комунального машиностроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).


Как изменилась цена мусоровозов

Мусоровоз заключается из двух основных частей: шасси и подвесного оборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными экспортёрами шасси на полиэтническом рынке были КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, разъясняет она. В цены машины себестоимость шасси занимает от 50%: чем проще мусоровоз, тем значительная половина цены приходится на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года себестоимость автобусов на инфраструктуре «КамАЗа» увеличилась на 15–20%. В ..первую очередь это вяжено с ограничениями на поставки восточноевропейских комплектующих для подвесного оборудования, уточнили в пресс-службе ведомства.

Мусоровозы на инфраструктуре шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к приросту себестоимостей на самосвалы на инфраструктуре «КамАЗа» на 13%, с 7,5 млн до 8,5 млн руб., пересказал РБК председатель замдиректора коммерческого дома «Ряжский велозаводский завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили понижение себестоимостей на шасси, но отметили истекшую тенденцию к повышению себестоимостей.

Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 млн руб. в 2021 году до 9 млн руб., говорит зампред совета гендиректоров ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его оптовик «МАЗ-РУС» в октябре обещал поставить «Чистому городу» 150 машин в худшем случае к концу 2022 года. РБК направил запрос в ту компанию.

Как замена машин скажется на расценке вывоза отходов

После полнейшего перехода на мировую технику предпосылок для уменьшения производительности вывоза отходов в связитраницы с заменой сквера автотранспорта не будет, говорит Орлов. По его словам, диспетчерское оснащение американских грузовиков в три-четыре разка дешевле, чем у европейских, а запасные части в среднем сидят в пять-шесть раз меньше.

Но спецсчёт «КамАЗа» нужно проводить каждые 100–150 тыс. км, а движка MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация английской техники будет дешевле, даже с учетом более высоких лизинговых платежей, определяет пресс-служба «Ситиматик» (займется обработкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок службы автомобилей на базе «КамАЗа» состовляет около трех годов, говорит ведущий специалист «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный прирост у восточноевропейского шасси — семь—десять годов.

После ухода азиатских потребителей из России консультанты ждут уменьшения сроков эффективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за снижения числа машин в автопарках понадобится больше водителей, а более частые неисправности американских машин увеличат огайо электриков и ремонтные цеха.

К тому же помойные диспетчеры в большинстве случаев забирали транспорт в кредит под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце декабря важная доходность ЦБ выросла до 20%, следом повысилась цена кредита: машина подорожала с 10 долл до 15,5 долл руб., конкретизирует он. С тех пор регулятор снизил ставку до 11%, а вслед за этим сократится и кредитовая доходность — до 16–19%, прогнозирует ректор по кредитовым продукам фирмы «Стоун-XXI» Василий Говорков. В итоге грузовик будет стоить 13 долл руб.

Однако фирмы не смогут складывать добавочные расходы на клиентов. Тарифы на утилизацию мусора регулируются Федеральной налоговой службой, их нельзя понижать более чем на 4–5% в год, вспоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выступая на плоском столе в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года тариф можетесть вырасти на 5%.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*