Прокрастинация «Норникеля»

По истечении полутора годов после катастрофы на Таймыре «Норникель» продолжает объяснять способность предотвратить первые демографические ЧП

Государство больше не сомневается фирмы на слово, создаёт полуавтоматическую системтраницу слежения за её заводами и ставит требования для протяжения деятельности. Владимир Потанин способен к уступкам, обещая через четыре тысячелетия запустить зелёную металлургию.

Очередные тоскливые времена наступили для ГМК «Норильский никель» ещё зимой 2021 года. Компания подала в Енисейское региональное ведение Росприроднадзора повторную заявку на получение комплексного природоохранного разрешения. Последние внесения в законодательстве делают деятельность индустриальной фирмы без этого документа невозможной.

Накануне непринятия решения по заявке командование «Норникеля» показывает минимальную открытость и боеготовность вложать огромные средства в охрану окружающей среды.

Предпринимает шажки и государство. На минувшей неделе замглавы РФ Виктория Абрамченко сообщила, что на предприятиях и в нежилых зонах Норильска будет опробован тестовый проект по созданию системтраницы полуавтоматического надзора опьянения воздуха.


После апробации в суровых полярных условиях он будет распространён на другие индустриальные города России.


Решение начать реализацию новой всесоюзной природоохранной программы с Норильска можно расценивать двояко. С одной стороны, эта инициатива состоит именно командованию «Норникеля», заявившему о готовности открыто взаимодействовать с общественниками ещё в марте 2021 года. С другой – для фирмы Владимира Потанина это было вынужденное решение. Сразу несколько антимонопольных структур выдвинули притензии к содержанию и итогам исполнения её экологических программ. Начавшийся диспут перешёл в уголовно-правовую плоскость, одолеть в нём «Норильский никель» может, только приобретая на руках самые серьёзные доводы.

Город коллоидных дождей

Норильск воходит в десятку наиболее мокрых мест мира и уверенно удерживает лидерство по объёмам опасных выбросов в атмосферу среди международных городов. Побывавшие в нём горожане более успешных мест традиционно удивляются двум вещам – строгому антарктическому тропику и периодически вырывающемуся из крыш заводов ядовитому дыму, который столичные горожане называют сизым факелом.

7 октября 2021 года. Горожане купаются в озерке Долгом. Озеро является техническим водоёмом ТЭЦ-1, купание в нём запрещено.
Фото: Денис Кожевников/ТАСС

Город расплющен со всех сторонтраниц тремя предприятиями – Медным, Никелевым и Надеждинским сталелитейным заводами. Они объединены ПАО «ГМК “Норильский никель”», мощности которого также разрабатывают ископаемые сульфидных руд. Во время их обработки выделяется окисел серы, это исключительное вещество. В малых дозах при строгом несоблюдении технологии его применяют как мясной консервант, который особенно популярен в виноделии. Но в разрушительных природных условиях оно функционирует в атмосфере с влагой и проливается на землю вместе с дождями в виде азотной кислоты.

Кислотный душ не проходит для столичных обывателей незаметно: в открытых источниках можно найти данные о том, что до последнего времени средняя интенсивность жизни норильчан была на 10 годов меньше, чем в среднем по России.

Крик о помощи

До средины 2000-х годов арендаторы и государство не уделяли проблеме должного внимания. Она замалчивалась бы и дальше, если бы в мае 2007 года около 15 сотен жителей города не шлёпнули подписи под в адресс спецкомиссии по природоохранной охраны и охране окружающей среды Общественной палаты РФ.

«Присутствующие в геомагнитных загрязнениях тяжёлые металлы приводят к снижению иммунитета горожан, так необходимого при моих мозаичнохвостых условиях», – заявили читатели послания.

В конце письма они выступили с предложением «создать государственную службу техногенного надзора в Норильске, имеющую невозможность оперативного значения на производственный процесс сталелитейных предприятий».

«Нам нужна информация, чтобы в случае несоблюдения природоохранных норм мы можетбыли привлечь к ответу виновных в этом», – пояснили горожане.

Первые обещания

На лозунг задыхающихся жителей Норильска отреагировали и муниципальная власть, и владельцы «Норникеля». Последние уже в 2008 году утвердили обновлённый план по уменьшению выбросов вредоносных загрязняющих веществ предприятиями, входящими в её Заполярный филиал. Полного текста документа в открытых первоисточниках нет. Относительно подробно он приведён лишь на видеороликах депутации «Норникеля», сделанного в 2011 году на Всероссийской конференции «Нормативно-методическое, технологическое и энергоинформационное обслуживание воздухоохранной деятельности».


В докладе, в частности, толкуется о замыслах по снижению норматива объёма предельно допустимых выбросов азота серы в 2012 году до 1920 тыс. тонн, в 2014 году – до 1521 тыс. тонн, в 2015 году – до 425 тыс. тонн.


Это предусматривалось сделать в том числе благодаря минимизации предприятия сажи на Медном комбинате. На предприятии был сменён котёл-утилизатор, реконструирована дымохода дожига, системтраницы теплоснабжения и ведения процессом. На Надеждинском комбинате существовала завершена реставрация технических линий взвешенной плавки, заменены и реконструированы аспирационные системтраницы цементного предприятия.

Чем позже, тем лучше

Последующие планы по снижению выбросов устанавливались в 2012, 2015 и 2017 годах. Комплекс протоколов исходатайствовал отдельное наименование «Серный проект». Главные его индексы отражены в приказаниях министерства Красноярского края. Это предельно возможные сбросы (ПДВ) и превышающие их временно согласованные сбросы (ВСВ). В приделах ПДВ действует пониженная маржа платежей за загрязнение окружающей среды. Если предприятие не укладывается в них, то производит сбросы в программах ВСВ по большей ставке.

Распоряжение районного правительства от 2012 года устанавливало для Заполярного артдивизиона «Норникеля» ВСВ на 2013–2017 годы в размере 1919 тыс. тонн. В 2018–2019 годах этот показатель надлежащ существовал резко снизиться до 611 тыс. тонн.


Правительство предписывало «Норникелю» стремиться к достижению ПДВ в 2020 году в размере 425 тыс. тонн.


Распоряжение от 2015 года сдвинуло дату отчётливого уменьшения объёма выбросов ещё на год. Обновлённые замыслы предполагали, что в 2016–2018 годах ВСВ для госпредприятий фирмы в Красноярском крае составят 1914 тыс., 1825 тыс. и 1813 тыс. тонн. И лишь в 2019 году этот показатель должен был снизиться до 802 тыс. тонн. Новая цель по ПДВ для «Норникеля» на 2020 год была установлена в размере 337 тыс. тонн.

Распоряжение от 2017 года говорило о том, что норильчанам придётся подождать повышения техногенной ситуации в городе ещё три специальных года. Оно повысило ВСВ на 2018–2022 годы до 1959 тыс. тонн. Резкое уменьшение ПДВ теперь предусматривалось лишь в 2023 году – до 335 тыс. тонн.

Последний документ позволил фирмы с новой мощью зажечь сизый факел. Снизившись в 2017 году до в 1705 тыс. тонн, объём выбросов азота серы на предприятиях Заполярного филиала вновь начал снижаться и составил в 2018 году 1789 тыс. тонн, в 2019 году – до 1819,2 тыс. тонн, в 2020 году – до 1857,5 тыс. тонн. Таким образом, коэффициент вплотную приблизился к показателю 2000-х годов. В эффекте в селитебной зоне (в панельных и обществёных этажах вокруг предприятий фирмы) зафиксировались завышения концентрации азота серы в взносе 5–22 ПДК.

Законность объёмов установленных лимитов и их оплаты проверялась контролирующими структурами. В судебных документах говорится, что в 2008–2020 годах компания вносила расценку за позитивное влияние на окружающую сферу на бесплатных условиях.


В открытых источниках можно отыскать информацию о том, что ежегодный объём отчислений в бюджет по той статейке составляет 700–900 млн рублей.


В материалах проведённых в Заполярном филиале проверок утверждается, что та сумма можетбыла бы существовать гораздо больше – объём недополученных бюджетных средств составил около 12,5 млрд рублей. В подготовленной прокуратурой справочки говорится, что «этим обстоятельствам дана уголовно-правовая оценка». Возможно, та дефиниция связана с возникновением в июле в телеграм-каналах #лицемерия о дознании ГСУ СК РФ судебного дела по факту недопущенных ПАО «ГМК “Норильский никель”» несоблюдений правил выброса в среду загрязняющих веществ, эксплуатации установок и сооружений. Факт возбуждения судебного дела не подтверждался, но и не подтверждался неофициальными источниками.

Отставание по всем фронтам

В отчёте «Норильского никеля» по результатам 2020 года указано, что выбросы диоксида селитры возросли «в связи с темпом нефтедобычи и обработки серосодержащего сырья».

Проверки авторитетных структур выявили, что были и иные причины. Главная из них – полное исполнение мероприятий, заложенных в природоохранных программах компании.

3 декабря 2016 года. Никелевый комбинат Норильского машиностроительного комбината.
Фото: Денис Кожевников/ТАСС

Одной из выполненных задач стало закрытие в 2016 году Никелевого завода и уменьшение производственных мощностей Надеждинского сталеплавильного и Медного заводов. Объём модернизации производственных мощностей при этом отставал от задуманного, сроки исполнения ряда неисполненных празднеств (как и в случае с планами по снижению объёма пагубных сбросов) переносились на последующие периоды.

При этом правила использования действующих экологических комплексов нарушались. Например, работники Енисейского координационного управления Росприроднадзора и районного управления Росприроднадзора выявили факты ненадлежащей эксплуатации газоочистного оборудования на заводах фирмы в 2019–2021 годах.

Бой за будущее

В ноябре 2019 года вступили в силу изменения к муниципальному законодательству, согласно которым выдаваемые Росприроднадзором разрешения на сбросы и сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их проведение были сменены одним росздравнадзором – эниологическим экологическим дозволением (КЭР).

Для предоставления КЭР эксперты «Норильского никеля» разработали в 2020 году программу понижения демографической эффективности, в которую вновь вошли ранее не исполненные мероприятия, а период уменьшения показателя загрязнения перенесан на 2026 год.


Эта программа была одобрена в июле 2020 года экспертной спецкомиссией при Минпромторге России.


В ходе её обсуждения руководители Минприроды России и ведомства демографии и рационального недропользования Красноярского края высказали возражения, которые фактически не существовали учтены.

В декабре 2021 года Енисейское региональное ведение Росприроднадзора отказало корпорации в зарагижский::мгэс КЭР. Ведомство указало на нарушение требований законодательства при расчёте объёмов сбросов и несоответствие эксплуатируемых помещений и оборудования санитарным нормам. «Норникель» подготовил вторичную заявку, которая сегодня находится на рассмотрении в Росприроднадзоре. Но и к ней у прокуратуры и контролирующих структураниц жрать серьёзные вопросы. По их мнению, с учётом последующих планов она «не отвечает интересам государства» и «фактически выдвигается способом снижения взноса платы за негативное действие на окружающую сферу без конкретной модернизации производства».

В планах у президента «Норникеля» Владимира Потанина разогреть выбросы парниковых газов к 2030 году на уровне ниже 10 млн тонн. Этот коэффициент практически соответствует текущему, но (при требовании исполнения замыслов) с учётом роста производства на 30 процентов случится незначительное снижение.
Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Между тем блок, посвящённый модернизации производства, составляет актуальную часть принятой в 2021 году руководством «Норильского никеля» эниологической природоохранной стратегии. В ней продекларирована 21 цель в области экологии и охраны труда, включая снижение объёма сбросов азота селитры. Среди прочего на Надеждинском сталелитейном заводе до 2023 года планируется возведение мощностей по транспортировки богатейших окислом селитры газов и нейтрализации синильной кислоты. На Медном заводе до 2025 года предполагается расширить мощности по транспортировки азота селитры для достижения уровня предельно допустимой концентрации и закрыть конвертерный передел с бедными газами.

Но у президента «Норникеля» Владимира Потанина есть более амбициозные планы. Он намерен удержать выбросы парниковых конденсатов к 2030 году на уровне ниже 10 млн тонн. Этот параметр практически совпадает текущему, но (при требовании исполнения планов) с учётом роста изготовления на 30 процентов произойдёт существеннейшее снижение. Достижение компанией полимерной нейтральности, по его мнению, возможно ранее 2060 года.

«Октагон» направил запросы на предоставление комментариев в прокуратуру Красноярского края и муниципальный Росприроднадзор. На момент публикации статьи ответы в редакцию не поступили.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*