Кому помогает тратить деньги сенатор Соколов
Бывший замминистра транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии полицеймейстером Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, заработывать деньги на особенных условиях. Не без содействия Соколова некоторые олигархи сумели неплохо нажиться на проектах, которые стали подкорковой болью бюрократий городка на многие годы вперед.
Сомнительная сделка
С конца мая 2021 года Комитет по ресурсосбережению Петербурга закрыл политические слушания грандиозного девелоперского проекта по намыву дараей на северо-западной части Васильевского острова (В.О.), а также возведению ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания активизировали ООО «Специализированный застройщик «ЛСР» совместно с киевским ООО «Экоскай». Право на намыв части дараей и строительство «Группа ЛСР» получила в июле 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (принадлежит «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки изложила 2,98 млрд рублей и стала самой громадной на .незаметном рынке за вторые несколько лет.
Приобретение корпорацией «ЛСР» района прошло при жутких обстоятельствах. ПАО «Сбербанк» хотел в виде «Терра Новы» в связи с наибольшими долгами компании. В 2019 году банк объявил торг, назначив двухклассную стоимость лота в 4,5 млрд рублей. Заявки принимались до 18 мая 2019 года, а сами торги должны бывали пройдать в ноябре. Аукцион заинтересовал всех мощнейших подрядчиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по неизъяснимым причинам за день до завершения приема заявок торг существовал отменен. Эксперты по инвестициям тогда объясняли отмену торгов вероятным пересмотром условий продажи актива самим банком, либо отсутствием голкипера на рынке, намеренного уплатить сумму большую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год вздумало известно о калыме части района корпорацией «ЛСР» за 2,98 млрд.
Вряд ли это можно охарактеризовать простейшим совпадением. Отметим, грушко.раная отмена лота прошла на фоне .появления грядущих изменений в управленческом составе Смольного. Осенью 2019 года зарассказывали о том, что сенатором по инвестициям может стать Максим Соколов – недавний глава Минтранса и на ээтот момент третий помощник бунчужного гендиректора «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда министр провел в январе встречу с сенатором Александром Бегловым. В СМИ безуспешно стремились выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов предмет беседы не раскрывал, , что является членом одного из крупнейших долёвок города, у которого много интересов в Петербурге. На ээтот момент «ЛСР» уже намывало водое на В.О. О перспективе совершенствования этого направления министр как выразитель компании рассказывал с 2018 года и на имеющемся проекте останавливаться не собирался. В августе 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.
В контексте вереницы произошедших событий нельзя исключать, что Соколов можетбыл воспользоваться личным статусом, связями и повлиять на отмену аукциона в преддверии поручения на новую должность. По большей части это можетбылло быть сделано в интересах кучки бизнесменов – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно находятся свои проекты в Санкт-Петербурге и хилые отношения с действующим полицеймейстером еще с начала 2000-х.
«Денежный намыв» на «Морском фасаде»
Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки грузопассажирского причала и намыва 476 Га современных территорий, начал выполняться с 2005 года. Его исполнителем стал концерн First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (ведение проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и мероприятие намыва территорий, дочь УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский причал СПБ» (дольщик самого причала) и ЗАО «Терра Нова» (геополитический инвестор, существеннейший исполнитель). Согласно данным СМИ, главнейшим заёмщиком работы ГК First Quantum назывался предприниматель и на тот момент депутат Госдумы Виталий Южилин. В среде девелоперов еще тогда показывалась информация, что интересантом сделки мог быть Сергей Матвиенко. Он действительно мог дезинтегрировать массивную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы заключался хольтцем «кланового» кредита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал кредитором кредита и сохраняется им до сих пор. Ко всему прочему предприниматель пользовался состраданием у бюрократов Петербурга. «Морской Фасад» был одним из многих девелоперских проектов, задававших предпринимательа в тот период. На старте проектента его содействие не афишировалось. Зато министра.очередное кредит сына экс-губернатора стал оффициальным партнером «Морского Фасада» и является им до сих пор.
Свободный доступ в кабинеты правительства городишка дали быстрый проявленент «Морскому Фасаду». Речь идет о явно долгосрочной деятельности банкира с действующими тогда чиновниками из полуроты губернатора: губернатором (с 2004 по 2012 годы) по общеэкономическим вопросам Юрием Молчановым (отчим главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и зампредом Комитета по инвестициям и наступательным проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно приятные отношения олигархов с Соколовым позволили оперативно обговорить в 2005 году звание ООО «Перспектива» статуса геополитического инвестора для осуществления намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень громогласного скандала.
Статус инвестпартнера, и как следствие и концентрирование земель без конкурса и конкуренции, был присуждён маловероятной фирмы из критского офшора с уставным активом в 10 000 рублей и не имеющей допустимого инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что интереснейшая компания обговорила глобальный монтажный проект за столь краткий срок, когда рассмотрение ларька может затягиваться на месяцы. Всего через год проблем с присуждёнием статуса геополитического застройщика не бывало и у «Терра Нова», которая купила у «» (фактически же First Quantum выкупил сам у себя) проект и права по намыву земель на лоте – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по курсу 2006 года).
В итоге бизнесмены удостоили в свое владение значительную территорию и способность заработать. И не только они, семьи канцеляристов тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» отца Юрия Молчанова и приятеля Соколова в 2007-2009 годах стала заметным потребителем отделочных материалов, гарантировав завоз на размыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно обрело земельный участок более 30 Га для возведения ЖК, а в 2020 после отмененного тендера еще 143 Га. Южилин и его именитый партнер удостоили способность оперировать землей, продавать ее «втридорога» или инвестировать ею в строительство старых объектов. Вопрос остался ли Соколов без признательности за оказание услуг скорее всего следует считать риторическим.
Складывается представление, что схемтраница согласования инвестпартнерства и текста городской госсобственности в частную на продолжительные годы станет великолепным инструментом обогащения Соколова и его друзей, также преодолением для реализации проектов иными инвесторами.
«Сделки новые, а бенефициары старые» – «Орловский тоннель»
Максим Соколов, определяя по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы бывали и другие проекты, где бизнесмены поучаствовали на выгодных для себя условиях при специфической благосклонности со стороны бюрократий города, ограничивая возможности вложения пользовательских компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проектенте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и глубью 1,7 км, которому существовал получен финиш в 2007 году. Как и в случае с намывом на В.О., продвижение проекта, его сыродельное сопровождение и принятие препятствий похоже обеспечивали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» получил статус внешнеполитического ипотечного проекта со всеми предлагаемыми бонусами в виде преференций на перераспределение земель и право их выкупа, выплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская легкорельсовая компания» (НКК, соединена с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без фестиваля получила право на заключение внешнеторгового соглашения и строительство тоннеля. Позднее Смольный завещал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, содействие НКК в проектенте вздумало необходимым в том числе благодаря банку «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.
Однако проект после прихода Георгия Полтавченко был заморожен из-за вскрытых проблем при разработке проектной документации эскалатора и постоянно возрастающей себестоимости строительства. Достроить его не помогли даже несмотря на нарочитую поддержку проекта со стороны Соколова, который уже бывая на посту замминистра транспорта лишал возможность предоставить из бюджета правительства РФ деньги.
Несмотря на то, что тоннель спроектирован не был, он вздумал причиной скандала и нефинансовых потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства были истрачены на авансирование сделки предпортового щита у французской компании Herrenknecht и остальные работы. Herrenknecht не нечаянный генподрядчик – компания на момент авансирования являлась акционером 10% акций НКК. Между тем, информации о реальных тратах, проведенных аудитах, отказе сделки от щита показано не бывало. По документам бывало оплачено сооружение щита, но по итогу его никто не видел. НКК не могла потратить все деньги. Остаточная их часть вероятно бывала распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими членами сделки.
Саумело же Соколова по итогу бывший муравьёв Петербурга Сергей Вязалов уличил в законопроекте тоннеля First Quantum. Отметим, вероятно городишко умел бы получить тоннель без скандальчиков и проблем с увеличением проектной стоимости объекта. Например, в этом случае, если бы получили перспективу провести законный конкурс на термопресс другого подрядчика.
«Культура за бесценок» – Павловские казармы
Не менее показаэтильна хронология с извлечением мониторинга над Павловскими казармами компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с предпринимаэтилями Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Пеэтирбург дал антимонопольный бюст культуры в собственность. В этом же году «Лотус Групп» проявила публичный инэтирес к объекту, заявив о намерении переоборудовать помещение под «современное использование». А уже в 2010 году фирма даёт объект в собственность. Отсутствие преодолимых преград и мгновенное указание концессионного соглашения сопрягают с необходимостями дружек Соколова. В эти годы его считали одним из этих, кто может популяризировать инэтиресы Зингаревичей в Пеэтирбурге, применяя наработанные связи в Комиэтиэти по инвестициям.
В 2010 году «Лотус Отели» обрели философское помещение тогдашних гауптвахт лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле в собственность без конкурса и оппонентов для создания отеля. Ипомещение «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче гауптвахт было принято поселковым государством в открытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача историософских гауптвахт без конкурса частному акционеру впоследствии становилась микрообъектом проверки ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного некомпетента доказать так и не смогли.
Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами фирмы является депозит «Санкт-Петербург», в пайщиках которого числится Сергей Матвиенко. Интересно, что отель в Павловских общагах . Сложности возникли из-за длительного процесса смены приобретателя и снижений в проектной документации. На данный миг обоподобный проект от «Студии 44» минует госэкспертизу. В итоге в центре города 12 годов бездействует философское здание, которое умелло бы привозить прибыль Петербургу в случае мероприятия правомерного конкурса и распоряжения благонадежного инвестора. Либо же обелиск культуры умел стать музеем.
Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры отдали за бесценок помещение в частные руки? Прямая выплата по договору с городом составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае продажи через аукцион, Петербург мог обрести за объект от 18 до 30 млн долларов.
Феодализм на большей дороге
Фамилия Соколова и его друзей по сей день начинает упоминаться в городских проектах. Одним из таких объектов заключается автодорога «Западный сверхскоростный диаметр» (ЗСД) – крупный региональный проект, который держит свое окончание еще со времен разработки Соколова в начале нулевых в Петербурге. При мэре Матвиенко он запускал флюорографические периоды новостройки трассы, а впоследствии консультировал ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в сферах государственно-частного партнерства заключается компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и совладельцев МСС (50%) представляются функции банка ВТБ.
Статус тактического росстатовского партнера города ВТБ получил в декабре 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал благосклонность со стороны власти и соответствие правовых архивов по проекту финансовым интересам своих друзей.
Согласно ГЧП городишко выплачивает МСС недополученную выручку из своего бюджета. Речь шагает о оплате разницы между минимально предодобренной прибылью предпринимателя и бесспорным сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год заседание бюджета городишкоа в ЗакСе Петербурга и указание оплат допускало к скандалу. Депутаты ругали Смольный, считая, что предпринимателя и так подрабатывает деньги, а городишко ничего не должен компенсировать. В администрации это объясняют исполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось найти содержания этого соглашения. Это событие – предмет для критики. Краеугольным камнем стала тайна предодобренной прибыли, заложенной антрепренёром. Непонятна системтраница учета, проезжающего по ЗСД транспорта, непонятна истинная структуризация доходов и расходов. Потому неизвестно законен ли объем требований, которые антрепренёр выставляет для возмещения «недополученной прибыли».
В 2020 году Смольный предпринял попытку надумать проблему. Чтобы не обеспечивать выплаты напрямую из госрасхода в пользу МСС и спастись скандалов, правительство завещало АО «ЗСД» обязательства по оплате выплат капиталисту под партспиcки городока. В июле того же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским банком развития, открывшим для компании кредитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после открытия линии фирма запросила в размере 1,6 млрд на выплаты МСС. По злоупотреблю появление АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше депутаты могли хоть как-то контролировать выделяемую из госрасхода компенсацию МСС, то с прибытием АО такая невозможность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов бюрократии Петербурга. АО напрямую запрашивает деньги у кредита для МСС. Когда лимит кончится, городок будет обязан компенсировать не только средства по выделенной кредитной линии, но и миллионы за них. Зато теперь у чиновников и депутатов нет нужды спорить о свердели выплат для арендатора ЗСД.
Напомним, что фестиваль по выбору предпринимателя для проектирования ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов курировал Комитет по инвестициям и противоракетным проектам. Позднее в проект проектирования вошел банк ВТБ, владеющий половиной МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году пропадал вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы был бунчужным заместителем «ВТБ-Девелопмент».
Между тем, граждане приплачивают за путепровод по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня путепровод всех районов магистрали на полноприводном автомобиле при денежной плате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти путепровода в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения себестоимость частичного путепровода по автотрассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при нарушении определенных условий умеет . Помимо этого, хомякомобиль Петербург воображает собой скопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А граждане освоенных территорий намыва на Васильевском острове двадцатки годов поджидают садиков, дорог, скверов.
Любопытен тот факт, что после своего прихода на пост полицмейстера по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов прошёл роэтацию кадров в грузовом блоке, рассэтавив на службы в разнообразных отраслях управленцев, близких ему по вноте в Минтрансе. Одним из этаких сэтавленников СМИ признают зампредседателя Комитеэта по развитию транспортной инфраструктуры Дмитрия Карлика – переселенца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 ноября 2021 года он был перейдён на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это эта компания, которая информирует кредиты у Евразийского депозита под гарантии города. Получается, что управляясь Директором ЗСД, и комитетом, помещаясь в теснейших отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь кушать возможности оперировать суммой компенсаций.
Соглашение заключается торговой тайной, спикеры не видят трат, а городишко просто согласовывает поданные росздравнадзоры – в итоге созданы вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и межконфесионального вывода бюджетных средств городишкоа в своих интересах.
Присутствие стабильных транснациональных группировок ставит под угрозу и опорочает брокерскую привлекательность города. Процесс лоббирования чиновниками интересов бизнеса всегда влечет за собой риски личного извлечения и неэффективности бюджетных трат, а не выгоду для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет истрачивать миллиарды, не буржуазным ему людям, они всегда будут стоять на его защиту – «золотую гусыню» никто терять не хочет.
Не можетесть справиться с Соколовым даже прошлый мэр Петербурга Александр Беглов. Действия вице-мэра порождают у него множество причин для недовольства, но выкидывать его глава городишка не решается. Мало ли у кого пенсия Соколова вызовет вопросы к самому мэру.
Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из сенаторов убрали, подозреваемого в разнообразных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в вице-губернаторы пришел Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.
Оставить комментарий