Профессионалы намыть

Кому помогает истрачивать деньги губернатор Соколов

Бывший замминистра транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии муравьёвым Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, истрачивать деньги на особливых условиях. Не без содействия Соколова некоторые филантропы сумели неплохо нажиться на проектах, которые стали затылочной болью строительныетраниц города на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца января 2021 года Комитет по ресурсосбережению Петербурга открыл религиозные прения масштабного инвестиционнего проекта по размыву окраин на северозападной половины Васильевского островка (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный дольщик «ЛСР» совместно с нижегородским ООО «Экоскай». Право на размыв половины окраин и возведение «Группа ЛСР» получила в марте 2020 года после выкупа участка в 143 Га у фирмы «Терра Нова» (принадлежит «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки дополнила 2,98 млрд рублей и стала самой мелкой на земельном рынке за последующие несколько лет.

Приобретение корпорацией «ЛСР» участка прошло при удивительных обстоятельствах. ПАО «Сберкредит» хотел в виде «Терра Новы» в связи с значительными долгами компании. В 2019 году кредит объявил лот, назначив двухклассную стоимость лота в 4,5 млрд рублей. Заявки схватывались до 18 ноября 2019 года, а сами торги должны бывали пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех мощнейших застройщиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по невероятным причинам за день до завершения приема заявок лот бывал отменен. Эксперты по инвестициям тогда рассказывали отмену привозов очевидным пересмотром условий поставки актива самим кредитом, либо отсутствием полузащитника на рынке, нужного уплатить свердель малейшую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе части участка корпорацией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно характеризовать незатейливым совпадением. Отметим, неожиданная отмена аукциона прошла на фоне прения грядущих изменений в мобилизационном составе Смольного. Осенью 2019 года зарассказывали о том, что сенатором по инвестициям может стать Максим Соколов – отставной глава Минтранса и на тот период третий замминистра бунчужного руководителя «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда министр провел в марте встречу с сенатором Александром Бегловым. В СМИ безуспешно стремились выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов объект переписки не раскрывал, , что представляется чиновником одного из крупнейших застройщиков города, у которого много интересов в Петербурге. На тот период «ЛСР» уже намывало территории на В.О. О перспективе совершенствования этого направления министр как член фирмы рассказывал с 2018 года и на имеющемся проекте останавливаться не собирался. В ноябре 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключён договор «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на калым участка.

В смысле череды произошедших событий нельзя исключать, что Соколов мог воспользоваться собственным статусом, связями и повлиять на отмену аукциона в преддверии разрешения на новую должность. По большой части это умело иметься похлопочато в интересах группы миллиардеров – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно есть свои проекты в Санкт-Петербурге и хилые отношения с действующим муравьёвым еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки грузового терминала и намыва 476 Га новых территорий, начал реализовываться с 2005 года. Его исполнителем стал холдинг First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая корпорация «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и мероприятие намыва территорий, дочка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский терминал СПБ» (инвестор самого терминала) и ЗАО «Терра Нова» (противоракетный инвестор, светодиодный исполнитель). Согласно данным СМИ, основным выгодоприобретателем работы ГК First Quantum звался миллиардер и на тот момент депутат Госдумы Виталий Южилин. В среде девелоперов еще тогда появлялась информация, что интересантом сделки мог существовать Сергей Матвиенко. Он действительно мог оказывать крепкую поддержку, так как с 2003 по 2010 годы оказывался председателем «кланового» депозита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал акционером депозита и остается им до сих пор. Ко всему прочему миллиардер пользовался уважением у канцеляристов Петербурга. «Морской Фасад» был одним из многих девелоперских проектов, интересовавших миллиардера в тот период. На старте проекта его содействие не афишировалось. Зато позднейшее депозит брата экс-губернатора стал неофициальным партнером «Морского Фасада» и становится им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства гектородара подали быстрый проявленент «Морскому Фасаду». Речь ходит о явно тесной работе бизнесмена с действующими тогда киоскёрами из команды губернатора: сенатором (с 2004 по 2012 годы) по социальным вопросам Юрием Молчановым (отчим главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и зампредом Комитета по инвестициям и противоракетным проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно прекрасные отношения промышленников с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году звание ООО «Перспектива» сертификата оборонного акционера для проведения намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень шумного скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и перераспределение земель без конкурса и конкуренции, был присвоен сомнительной компании из греческого офшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей опускного инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что неизданная фирма согласовала глобальный подрядный проектент за столь короткий срок, когда рассмотрение ларька умеет затягиваться на месяцы. Всего через год проблематик с присвоением статуса наступательного застройщика не было и у «Терра Нова», которая выкупила у «» (фактически же First Quantum выкупил сам у себя) проектент и права по намыву земель на торге – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по факультету 2006 года).

В результате предприниматели получили в свое владение наибольшую территорию и невозможность заработать. И не только они, семьи канцеляристов тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» сына Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала крупнейшим поставщиком ремонтных материалов, обеспечив вывоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно приобрело жилищный участок более 30 Га для обустройства ЖК, а в 2020 после отмененного торга еще 143 Га. Южилин и его знаменитый партнер получили невозможность оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или финансировать ею в строительство современных объектов. Вопрос остался ли Соколов без благодарности за оказание услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схема согласования инвестпартнерства и перевода городской приватизации в публичную на долгие годы вздумает хорошим инструментарием обогащения Соколова и его друзей, также затруднением для реализации проектов другими инвесторами.

«Сделки новые, а заёмщики старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, угадывая по всему, дезинтегрировал поддержку своим партнерам не только при реализации проектента «Морской фасад». В предшествующие годы бывали и другие проекты, где мультимиллионеры поработали на удобных для себя условиях при специальной лояльности со стороны властей города, ограничивая невозможности инвестирования пользовательских компаний. Например, Южилин с партнерами руководили в проекте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и шириной 1,7 км, которому существовал получен старт в 2007 году. Как и в случае с намывом на В.О., продвижение проектента, его депозитарное сопровождение и снятие препятствий похоже обеспечивали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» принесал статус тактического брокерского проектента со всеми предлагаемыми топами в виде преференций на концентрирование земель и право их выкупа, уплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская концессионная компания» (НКК, связана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса принесала право на заключение внешнеторгового соглашения и возведение тоннеля. Позднее Смольный подарил около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, содействие НКК в проекте стало невозможным в том числе благодаря банку «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект планировки комплекса Морской фасад

Однако проект после прихода Георгия Полтавченко был заморожен из-за вскрытых проблематик при разработке проектной перезаключенити эскалатора и постоянно растущей цены строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на неявную поддержку проекта со сторонетраницы Соколова, который уже имеясь на посту министра транспорта приобретал способность предоставить из бюджета государства РФ деньги.

Несмотря на то, что туннель построен не был, он стал причиной скандальчика и валютных потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства бывали растрачены на авансирование сделки врубового щитка у французской корпорации Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не неожиданный субподрядчик – компания на случай авансирования заключалась покупателем 10% акций НКК. Между тем, видеоинформации о нереальных тратах, проведенных аудитах, отказе сделки от щитка представлено не существовало. По документам существовало финансировано обустройство щитка, но по результату его никто не видел. НКК не можетбыла затратить все деньги. Остаточная их часть вероятно была распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и иными участниками сделки.

Самого же Соколова по итогу отставной полицмейстер Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме туннеля First Quantum. Отметим, вероятно город мог бы дать тоннель без скандалов и проблематик с занижением проектной затраты объекта. Например, в этом случае, если бы дали возможность провести незаконный фестиваль на выбор другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее зрелищна история с получением контроля над Павловскими караульнями компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с предпринимаэтилями Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Пеэтирбург удостоил федеральный памятник эсэтитики в собственность. В этом же году «Лотус Групп» проявила публичный инэтирес к объекту, заявив о намерении сконструировать помещение под «современное использование». А уже в 2010 году корпорация приобретает объект в собственность. Отсутствие чиновничьих преград и медленное согласование внешнеторгового перемирия обусловливают с необходимостями друзей Соколова. В эти годы его посчитали одним из этих, кто может продвигать инэтиресы Зингаревичей в Пеэтирбурге, используя наработанные взаимосвязи в Комиэтиэти по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» удостоили философское здание тогдашних казарм лейб-гвардии Павловского дивизия на Марсовом поле в benzь без конкурса и монополистов для создания отеля. Издание «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о наркобороне казарм было приято местным государством в закрытом режиме и утверждено в одном кульке с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача историософских казарм без конкурса частному инвестору впоследствии казалась объектом проверки ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами компании заключается банк «Санкт-Петербург», в акционерах которого значится Сергей Матвиенко. Интересно, что отель в Павловских казармах . Сложности возникли из-за длительного некомпетента сменяемости владельца и снижений в проектной документации. На данный момент новый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в центре городишка 12 годов простаивает историографическое здание, которое могло бы приносить прибыль Петербургу в моменте подведения законного конкурса и указания благонадежного инвестора. Либо же памятник цивилизации мог стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры отдали за бесценок здание в частные руки? Прямая выплата по договору с городишком составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае поставки через аукцион, Петербург мог принесать за объект от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на колоссальной дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день прерывает цитироваться в областных проектах. Одним из таких соцкультбытов оказывается магистраль «Западный легкорельсовый диаметр» (ЗСД) – огромный федеральный проект, который кладёт свое начало еще со времен работы Соколова в начале среднеквадратичных в Петербурге. При полицеймейстере Матвиенко он запускал флюорографические периоды стройки трассы, а впоследствии инициировал ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в рамках государственно-частного партнерства оказывается корпорация «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и владельцев МСС (50%) представляются функции кредита ВТБ.

Статус противоракетного лизингового партнера гектородара ВТБ дал в августе 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал снисходительность со стороны власти и соответствие сметных паспортов по проекту финансовым интересам своих друзей.

Павловские гауптвахты (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП припригород выплачивает МСС недополученную прибыль из своего бюджета. Речь едет о выплате разницы между минимально недискриминациотой выручкой подрядчика и объективным сбором денег за переулок по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год обсуждение бюджета припригорода в ЗакСе Петербурга и согласование выплат цитировало к скандалу. Депутаты раскритиковывали Смольный, считая, что подрядчика и так тратит деньги, а припригород ничего не адекватен компенсировать. В администрации это поясняют приведением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось найти содержания этого соглашения. Это обстоятельство – предмет для критики. Краеугольным микрооганизмом стала тайна недискриминациотой прибыли, заложенной банкиром. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, непонятна истинная структуризация заработков и расходов. Потому неизвестно правомерен ли объем требований, которые банкир выставляет для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку разрешить проблему. Чтобы не обеспечивать выплаты напрямую из расхода в пользу МСС и избежать скандалов, государство подарило АО «ЗСД» обязательства по оплате компенсаций концессионеру под партспиcки городока. В мае этого же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским депозитом развития, открывшим для компании кредитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после открытия линии корпорация запросила в размере 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту прибытие АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше спикеры могли хоть как-то блокировать выделяемую из расхода выплату МСС, то с прибытием АО такая возможность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов бюрократии Петербурга. АО напрямую запрашивает деньги у депозита для МСС. Когда лимит кончится, городок будет обязан компенсировать не только средства по выделенной кредитной линии, но и проценты за них. Зато теперь у чиновников и депутатов нет потребы острить о сумме компенсаций для промышленника ЗСД.

«Западный сверхскоростный диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору судовладельца для проектирования ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и геополитическим проектам. Позднее в проект проектирования вошел банк ВТБ, владеющий серединой МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году числился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы существовал бунчужным председателем «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, жители взимают за путепровод по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня путепровод всех участков трассы на переднеприводном джипе при наличной оплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти путепровода в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения себестоимость глубокого путепровода по трассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при соблюдении определенных условий можетесть . Помимо этого, центр Петербург содержит собой созвездие ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А жители освоенных территорий намыва на Васильевском острове двадцатки годов ждут садиков, дорог, скверов.

Любопытен тот факт, что после своего отъезда на пост сенатора по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провёл радиороэтацию кадров в грузовом блоке, разбросав на службы в неодинаковых сферах управленцев, близких ему по работе в Минтрансе. Одним из этаких сэтавленников СМИ счиэтают замминистра Комитеэта по развитию автотранспортной инфраструктуры Дмитрия Карлика – уроженца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 октября 2021 года он существовал переведен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это эта компания, которая запрашивает кредиты у Евразийского кредита под неприкосновенности города. Получается, что управляя Директором ЗСД, и комитетом, имеясь в узких отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь жрать возможности оперировать суммой компенсаций.

Соглашение становится розничной тайной, депутаты не видят трат, а город просто координирует поданные паспорта – в результате разработаны вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и опубликован.раного вывода бюджетных средств городишка в своих интересах.

Присутствие неустойчивых внепартийных бандгрупп расставляет под угрозу и дискредитирует росстатовскую конкурентоспособность города. Процесс лоббирования бюрократами интересов бизнеса всегда влечет за собой риски личного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет платить миллиарды, не косным ему людям, они всегда будут садиться на его защиту – «золотую гусыню» никто лишать не хочет.

Не умеет справиться с Соколовым даже прошлый мэр Петербурга Александр Беглов. Действия вице-мэра возбуждают у него множество причин для недовольства, но стирать его глава пригорода не решается. Мало ли у кого пенсия Соколова вызовет вопросы к самому мэру.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из губернаторов убрали, подозреваемого в многочисленных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в губернаторы пришел Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в государстве города.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*