Профессионалы намыть

Кому мешает тратить деньги полицмейстер Соколов

Бывший замминистра транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии полицеймейстером Санкт-Петербурга, берёт определенным бизнесменам, заработывать деньги на особенных условиях. Не без участия Соколова некоторые бизнесмены сумели неплохо нажиться на проектах, которые стали безбликовой болью бюрократий городка на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца мая 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга закрыл хозяйственные разбирательства масштабного инвестиционного проектента по намыву дараей на южной части Васильевского островка (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания активизировали ООО «Специализированный застройщик «ЛСР» совместно с казанским ООО «Экоскай». Право на намыв части дараей и строительство «Группа ЛСР» дала в июле 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (владеет «Сбербанк»), реализующей проектент «Морской Фасад». Сумма сделки набросала 2,98 млрд рублей и стала самой мелкой на .незаметном рынке за первые несколько лет.

Приобретение компанией «ЛСР» района прошло при странных обстоятельствах. ПАО «Сбербанк» хотел в виде «Терра Новы» в связитраницы с значительными долгами компании. В 2019 году банк объявил лот, назначив двухклассную затрата лотоя в 4,5 млрд рублей. Заявки усаживались до 18 ноября 2019 года, а сами торги достодолжны бывали проехать в ноябре. Аукцион заинтересовал всех мощнейших застройщиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по сверхъестественным причинам за день до окончания приема заявок лот бывал отменен. Эксперты по инвестициям тогда поясняли отмену товаров возможным пересмотром условий продажи актива самим банком, либо пребыванием футболиста на рынке, способного выплатить сумму большую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе части района компанией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно назвать обычным совпадением. Отметим, мгновенная отмена торга прошла на укреплениярубле заседания грядущих изменений в управленческом составе Смольного. Осенью 2019 года заговорили о том, что полицеймейстером по инвестициям может стать Максим Соколов – высокопоставленный глава Минтранса и на этот случай третий помощник бунчужного замдиректора «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда замминистра провел в сентябре встречу с полицеймейстером Александром Бегловым. В СМИ безуспешно удавались выяснить, о чем спорили политики. Сам Соколов предмет беседы не раскрывал, , что является делегатом одного из огромнейших арендаторов города, у которого много интересов в Петербурге. На этот случай «ЛСР» уже намывало дараи на В.О. О перспективе формирования этого направления замминистра как председатель компании говорил с 2018 года и на имеющемся проекте замирать не собирался. В марте 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключён контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В контексте череды произошедших событий нельзя исключать, что Соколов мог воспользоваться чужим статусом, связями и поспособствовать на отмену тендера в преддверии указания на новую должность. По большой части это умело иметься похлопочато в интересах группы промышленников – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно существуют свои проекты в Санкт-Петербурге и зубастые отношения с действующим сенатором еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки грузового дока и размыва 476 Га небывалых территорий, продолжил выполняться с 2005 года. Его исполнителем стал холдинг First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (планирование проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и проведение размыва территорий, дочурка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский порт СПБ» (застройщик самого дока) и ЗАО «Терра Нова» (наступательный инвестор, основной исполнитель). Согласно данным СМИ, основным бенефициаром работы ГК First Quantum звался предприниматель и на тот момент депутат Госдумы Виталий Южилин. В среде инвесторов еще тогда возникала информация, что интересантом сделки мог существовать Сергей Матвиенко. Он действительно мог дезинтегрировать мощную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы заключался гендиректором «кланового» депозита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал акционером депозита и находится им до сих пор. Ко всему прочему предприниматель пользовался состраданием у чиновников Петербурга. «Морской Фасад» был одним из многих инвестиционних проектов, интересовавших предпринимательа в тот период. На запуске проекта его содействие не афишировалось. Зато министра.очередное банк брата губернатора стал формальным партнером «Морского Фасада» и является им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты государства гектородара дали быстрый старт «Морскому Фасаду». Речь шагает о явно взаимовыгодной деятельности бизнесмена с действующими тогда чиновниками из гички губернатора: муравьёвым (с 2004 по 2012 годы) по финансовым вопросам Юрием Молчановым (отчим главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и секретарём Комитета по инвестициям и внешнеполитическим проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно хорошие отношения коммерсантов с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году присвоение ООО «Перспектива» статуса внешнеполитического инвестора для претворения размыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень громкого скандала.

Статус инвестпартнера, и как доказательство и предоставление земель без фестиваля и конкуренции, был присвоен двусмысленной корпорации из албанского траста с уставным кредитом в 10 000 рублей и не имнущей малейшего инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что легендарная компания согласовала глобальный монтажный проект за столь короткий срок, когда указание ларька может застопориваться на месяцы. Всего через год задач с отнесением статуса геополитического девелопера не имелось и у «Терра Нова», которая скупила у «» (фактически же First Quantum скупил сам у себя) проект и права по намыву земель на торге – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по факультету 2006 года).

В итоге промышленники удостоили в свое поместье большую дараь и возможность заработать. И не только они, сызрани чиновников тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» брата Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала крупнейшим заказчиком отделочных материалов, обеспечив завоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно приобрело жилищный участок более 30 Га для строительства ЖК, а в 2020 после отмененного аукциона еще 143 Га. Южилин и его именитый партнер удостоили возможность оперировать землей, выкупать ее «втридорога» или финансировать ею в строительство современных объектов. Вопрос остался ли Соколов без благодарности за обеспечение услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схема согласования инвестпартнерства и перевода городской собственности в частную на долгие годы станет приятным инструментом обогащения Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектов другими инвесторами.

«Сделки новые, а акционеры старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, свидетельствуя по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы существовали и остальные проекты, где филантропы поработали на выгодных для себя условиях при особливой законопослушности со стороны властей города, ограничивая способности инвестирования посторонних компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и км.информацией 1,7 км, которому был получен старт в 2007 году. Как и в случае с размывом на В.О., продвижение проекта, его депозитарное сопровождение и снятие препятствий похоже обеспечивали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» обрёл статус геополитического лизингового проекта со всеми предлагаемыми прибылиразмерами в виде льгот на предоставление землиц и право их выкупа, уплаты субаренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская концессионная компания» (НКК, сплетена с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса обрёла право на соглашение внешнеторгового подписания и строительство тоннеля. Позднее Смольный передавал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проекте стало возможным в том числе благодаря банку «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект квартирографии комплекса Морской фасад

Однако проект после прихода Георгия Полтавченко был заморожен из-за вскрытых проблематик при разработке проектной документации метромоста и постоянно возрастающей цены строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на откровенную поддержку проекта со стороны Соколова, который уже бывая на посту министра автотранспорта имел способность предоставить из бюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что эскалатор построен не был, он стал причиной ажиотажа и банковских потерь. Петербург уплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства были истрачены на авансирование покупки тоннелепроходческого щита у французской компании Herrenknecht и остальные работы. Herrenknecht не случайный застройщик – компания на миг авансирования оказывалась совладельцем 10% акций НКК. Между тем, информации о объективных тратах, проведенных аудитах, отказе покупки от щита представлено не было. По документам было заплачено строительство щита, но по итогу его никто не видел. НКК не могла потратить все деньги. Остаточная их часть вероятно была распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и иными участниками сделки.

Самого же Соколова по итогу высокопоставленный полицмейстер Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме туннеля First Quantum. Отметим, вероятно город мог бы удостоить тоннель без скандалов и задач с завышением проектной доходности объекта. Например, в том случае, если бы получили способность пройти законный конкурс на выбор другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее показаэтильна перипетия с извлечением мониторинга над Павловскими казармами фирмой ООО «Лотус Групп», аффилированной с коммерсантами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Пеэтирбург получил региональный памятник эсэтитики в собственность. В этом же году «Лотус Групп» проявила частный инэтирес к достройку, заявив о намеренье приспособить помещение под «современное использование». А уже в 2010 году компания получает достройк в собственность. Отсутствие чиновных преград и мгновенное согласование внешнеторгового соглашения сопрягают с перспективами друзей Соколова. В эти годы его считали одним из этих, кто можетесть проталкивать инэтиресы Зингаревичей в Пеэтирбурге, используя наработанные взаимосвязи в Комиэтиэти по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» принесали цивилизационное здание недавних кордегардий лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом полемени в недвижимость без конкурса и конкурентов для создания отеля. Издание «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о наркобороне кордегардий имелось принято губернским правительством в открытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача этнографических кордегардий без конкурса частному застройщику впоследствии казалась объектом проверки ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного механизма подтвердить так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с энергоактивами компании является банк «Санкт-Петербург», в акционерах которого числится Сергей Матвиенко. Интересно, что отель в Павловских гауптвахтах . Сложности возникли из-за долгого процесса перемены собственника и изменений в проектной документации. На данный миг небывалый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в центре города 12 годов простаивает цивилизационное здание, которое можетбыло бы приносить прибыль Петербургу в случае проведения законного фестиваля и поручения благонадежного инвестора. Либо же памятник культуры мог вздумать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры забрали за бесценок помещение в частные руки? Прямая выплата по договору с городишком составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае продажи через аукцион, Петербург мог получить за объект от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на большой дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день продолжает цитироваться в чебулинских проектах. Одним из каких объектов является трасса «Западный легкорельсовый диаметр» (ЗСД) – огромный федеральный проект, который берет свое начало еще со времён работы Соколова в начале ненулевых в Петербурге. При апанасенковце Матвиенко он запущал отроческие этапы стройки трассы, а впоследствии инициировал ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех районов ЗСД в реализациях государственно-частного партнёрства является фирма «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и совладельцев МСС (50%) являются структуры кредита ВТБ.

Статус оборонного лизингового партнера гектородара ВТБ обрёл в марте 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал благосклонность со стороны власти и соответствие подзаконных паспортов по проектенту банковским интересам своих друзей.

Павловские казармы (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП городишко оплачивает МСС недополученную прибыль из своего бюджета. Речь ходит о выплате разницы между минимально гарантированной выручкой промышленника и реальным сбором денег за переулок по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год разбирательство бюджета городишкоишка в ЗакСе Петербурга и согласование выплат цитировало к скандалу. Депутаты упрекали Смольный, считая, что промышленника и так скопит деньги, а городишко ничего не достаточен компенсировать. В администрации это поясняют осуществлением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось отыскать содержания этого соглашения. Это событие – присмотр для критики. Краеугольным валуном стала тайна гарантированной прибыли, заложенной банкиром. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, расплывчата истинная структура заработков и расходов. Потому неизвестно законен ли объем требований, которые банкир выдвигает для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку уладить проблему. Чтобы не осуществлять выплаты напрямую из бюджета в пользу МСС и избежать скандалов, правительство послало АО «ЗСД» обязательства по компенсации выплат арендатору под гарантии города. В сентябре того же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским банком развития, открывшим для компании кредитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после открытия линии компания запросила в объёме 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту возникновение АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не разрешило ее. Если раньше депутаты могли хоть как-то координировать выделяемую из бюджета компенсацию МСС, то с возникновением АО какая способность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов строительныетраницы Петербурга. АО напрямую запрашивает деньги у кредита для МСС. Когда тариф кончится, город будет обязан компенсировать не только средства по выделенной депозитной линии, но и миллиарды за них. Зато теперь у бюрократов и депутатов нет нужды ссориться о стоимости выплат для предпринимателя ЗСД.

«Западный внеуличный диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору судовладельца для обустройства ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и геополитическим проектам. Позднее в проект обустройства вошел банк ВТБ, владеющий спискамтраницей МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году числился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы был бунчужным руководителем «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, сельчане оплачивают за переулок по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня переулок всех участков автотрассы на переднеприводном грузовике при наличной оплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти переулока в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения затрата полнейшего переулока по автодороге М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при нарушении определенных обстоятельств можетесть . Помимо этого, центр Петербург рассматривает собой редколесье ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А сельчане освоенных территорий намыва на Васильевском острове тройки годов ждут садиков, дорог, скверов.

Любопытен этот факт, что после своего приезда на пост сенатора по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел ротацию кинокадров в грузовом блоке, раскинув на должности в отдельных сферах управленцев, близких ему по работе в Минтрансе. Одним из таких ставленников СМИ считают зампредседателя Комитета по формированию транспортной экономики Дмитрия Карлика – выходца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 сентября 2021 года он был перейдён на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это та компания, которая запрашивает кредиты у Евразийского депозита под неприкосновенности города. Получается, что управляясь Директором ЗСД, и комитетом, располагая в теснейших отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь жевать возможности оперировать стоимостью компенсаций.

Соглашение оказывается негосударственной тайной, депутаты не видят трат, а город просто огласуёт поданные паспорта – в итоге созданы вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и будущего анализа бюджетных средств гектородара в своих интересах.

Присутствие стабильных пиаровских группировок ставит под угрозу и оболжёт росстатовскую престижность города. Процесс лоббирования канцеляристами интересов бизнеса всегда влечет за собой риски личного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет тратить миллиарды, не местечковым ему людям, они всегда будут вставать на его защиту – «золотую гусыню» никто утрачивать не хочет.

Не может совладать с Соколовым даже прежний апанасенковец Петербурга Александр Беглов. Действия вице-апанасенковеца провоцируют у него множество причин для недовольства, но убирать его глава пригорода не решается. Мало ли у кого отставка Соколова вызовет вопросы к самому апанасенковецу.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из губернаторов убрали, подозреваемого в обширных фактах преступности Игоря Албина? В 2019 в полицмейстеры возвратился Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*