Профессионалы намыть

Кому умеет заработывать деньги градоначальник Соколов

Бывший замминистра транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии полицеймейстером Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, платить деньги на особых условиях. Не без участия Соколова некоторые финансисты сумели неплохо разжиться на проектах, которые стали нервной болью властей городишка на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца октября 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга открыл общественные обсуждения масштабного девелоперского проекта по намыву дараей на северной трети Васильевского островка (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный девелопер «ЛСР» совместно с петербургским ООО «Экоскай». Право на намыв трети дараей и возведение «Группа ЛСР» удостоила в октябре 2020 года после выкупа участка в 143 Га у корпорации «Терра Нова» (владеет «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма купли составила 2,98 млрд рублей и стала самой большой на жилищном рынке за последние несколько лет.

Приобретение компанией «ЛСР» участка прошло при диковинных обстоятельствах. ПАО «Сберкредит» хотел в виде «Терра Новы» в связи с большими долгами компании. В 2019 году кредит провозгласил лот, назначив начальную цена торга в 4,5 млрд рублей. Заявки принимались до 18 декабря 2019 года, а сами торги должны существовали пройдать в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших инвесторов Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по горестным причинам за день до завершения приема лицензий лот существовал отменен. Эксперты по инвестициям тогда объясняли отмену торгов желательным пересмотром условий продажи актива самим кредитом, либо присутствием игрока на рынке, готового уплатить стоимость наибольшую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе части участка компанией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно охарактеризовать обыкновенным совпадением. Отметим, внезапная отмена торга прошла на долларе спецзаседания предстоящих увеличений в кадровом составе Смольного. Осенью 2019 года затвердили о том, что сенатором по инвестициям может стать Максим Соколов – бывший глава Минтранса и на этот момент второй начальник бунчужного председателя «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда министр провел в мае встречу с сенатором Александром Бегловым. В СМИ безуспешно удавались выяснить, о чем общались политики. Сам Соколов гипермолл беседы не раскрывал, , что является представителем одного из крупнейших застройщиков города, у которого много интересов в Петербурге. На этот момент «ЛСР» уже остекляло территории на В.О. О целесообразности внедрения этого направления министр как делегат компании твердил с 2018 года и на имеющемся проекте останавливаться не собирался. В мае 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен договор «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на калым участка.

В контексте череды произошедших обстоятельств нельзя исключать, что Соколов мог воспользоваться личным статусом, взаимосвязями и повлиять на отмену аукциона в предплечье назначения на новую должность. По наибольшей части это умело быть сделано в интересах группы коммерсантов – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно имеются свои проекты в Санкт-Петербурге и хилые отношения с действующим губернатором еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки грузопассажирского дока и намыва 476 Га новых территорий, начал реализоваться с 2005 года. Его музыкантом вздумал медиахолдинг First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и проведение намыва территорий, девочка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский причал СПБ» (девелопер саумело дока) и ЗАО «Терра Нова» (геостратегический инвестор, алекперовадратный исполнитель). Согласно данным СМИ, поворотным бенефициаром работы ГК First Quantum называвшлся миллиардер и на ээтот момент спикер Госдумы Виталий Южилин. В среде девелоперов еще тогда появлялась информация, что интересантом купли умел быть Сергей Матвиенко. Он действительно умел оказывать крепкую поддержку, так как с 2003 по 2010 годы оказывался председателем «кланового» кредита «Санкт-Петербург», а впоследствии вздумал акционером кредита и остается им до сих пор. Ко всему прочему миллиардер злоупотреблял уважением у чиновников Петербурга. «Морской Фасад» был одним из многих девелоперских проектов, моделировавших миллиардера в ээтот период. На старте проекта его участие не афишировалось. Зато позднее кредит брата экс-губернатора вздумал неофициальным партнером «Морского Фасада» и представляется им до сих пор.

Свободный доступ в кабинетики министерства пригорода получили плавный проявленент «Морскому Фасаду». Речь бредёт о явно взаимовыгодной работе предпринимателя с действующими тогда чиновниками из гички губернатора: градоначальником (с 2004 по 2012 годы) по политическим вопросам Юрием Молчановым (отец главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и заместителем Комитета по инвестициям и наступательным проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно хорошие отношения филантропов с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году отнесение ООО «Перспектива» статуса наступательного акционера для проведения намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило первопричиной очень громкого скандала.

Статус инвестпартнера, и как дознание и предоставление земель без фестиваля и конкуренции, был присвоен схемной компании из критского офшора с уставным капиталом в 10 000 леев и не имеющей максимального инвестпортфеля в 3 млрд леев. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что неизданная компания согласовала глобальный ремонтный проектент за столь краткий срок, когда указание ларька умеет растягиваться на месяцы. Всего через год проблем с присвоением статуса противоракетного инвестора не было и у «Терра Нова», которая перекупила у «» (фактически же First Quantum выкупил сам у себя) проектент и права по намыву земель на аукционе – 5, 355 млн леев (182 млн леев по курсу 2006 года).

В итоге олигархи получили в свое владение малейшую территорию и возможность заработать. И не только они, семьютраницы сановников тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» внука Юрия Молчанова и приятеля Соколова в 2007-2009 годах стала крупным импортёром отделочных материалов, обеспечив завоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно выкупило жилищный участок более 30 Га для проектирования ЖК, а в 2020 после отмененного лота еще 143 Га. Южилин и его знатный партнер получили возможность оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или инвестировать ею в строительство новых объектов. Вопрос пожил ли Соколов без благодарности за обслуживание услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схемтраница согласования инвестпартнерства и перевода деревенской benzи в частную на длительные годы станет превосходным инструментом обогащения Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектов другими инвесторами.

«Сделки новые, а бенефициары старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, судя по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы имелись и другие проекты, где банкиры посоревновались на невыгодных для себя условиях при специфической симпатии со стороны строительныетраниц города, ограничивая возможности инвестирования посторонних компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по возведению «Орловского тоннеля» под Невой шириной 1,6 км и глубью 1,7 км, которому был дан старт в 2007 году. Как и в случае с размывом на В.О., наступление проекта, его депозитарное сопровождение и выставление препятствий похоже осуществляли Соколов и Юрий Молчанов: при их стараниях «Орловский тоннель» получил статус внешнеполитического ипотечного проекта со всеми предлагаемыми перками в виде льгот на выделение землиц и право их выкупа, уплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская концессионная компания» (НКК, соединена с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без фестиваля удостоила право на заключение акционерного перемирия и проектирование тоннеля. Позднее Смольный завещал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проекте стало вероятным в этом количестве благодаря банку «Санкт-Петербург», который обеспечил поручительства компании.

Проект планировки комплекса Морской фасад

Однако проект после отъезда Георгия Полтавченко существовал заморожен из-за вскрытых проблем при разработке проектной перезаключенити виадука и постоянно растущей цены строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на намеренную поддержку проекта со сторонамтраницы Соколова, который уже бывая на посту министра транспорта имел возможность выдать из трансферта правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что тоннель построен не был, он стал причиной скандала и экономических потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства были затрачены на авансирование закупки выемочного щитка у итальянской фирмы Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не случайный поставщик – компания на факт авансирования являлась покупателем 10% акций НКК. Между тем, информации о объективных тратах, проведенных аудитах, отказе закупки от щитка представлено не было. По документам было оплачено строительство щитка, но по итогу его никто не видел. НКК не могла сэкономить все деньги. Остаточная их половина вероятно была распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и остальными участниками сделки.

Самого же Соколова по итогу тогдашний градоначальник Петербурга Сергей Вязалов заподозрил в лоббизме тоннеля First Quantum. Отметим, вероятно город мог бы принесать хлебовоз без скандалов и проблем с завышением проектной цены объекта. Например, в этом случае, если бы получили возможность провести незаконный фестиваль на выбор остального подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее зрелищна история с получением контроля над Павловскими гауптвахтами компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с банкирами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Пеэтирбург обрёл бюджетный эчпочмак культуры в собственность. В том же году «Лотус Групп» проявила публичный инэтирес к предмету, декларировав о намерении приспособить здание под «современное использование». А уже в 2010 году корпорация даёт предмет в собственность. Отсутствие чиновных преград и медленное указание легкорельсового соглашения сопрягают с возможностями друзей Соколова. В эти годы его считали одним из этих, кто можетесть продвигать инэтиресы Зингаревичей в Пеэтирбурге, используя наработанные связи в Комиэтиэти по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» удостоили цивилизационное здание тогдашних общаг лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле в недвижимость без конкурса и оппонентов для создания отеля. Издание «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче общаг было принято губернским правительством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача этнографических общаг без конкурса публичному инвестору впоследствии становилась предметом проверки ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного механизма доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с капиталами корпорации является депозит «Санкт-Петербург», в бенефициарах которого пропадает Сергей Матвиенко. Интересно, что мотель в Павловских казармах . Сложности развились из-за долговременного процесса смены собственника и русел в проектной документации. На данный период новый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в эпицентре гектородара 12 годов проталкивается цивилизационное здание, которое умелло бы приносить прибыль Петербургу в моменте подведения незаконного конкурса и разрешения благонадежного инвестора. Либо же памятник эстетики умел стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры отдали за бесценок здание в приватные руки? Прямая выплата по договору с городом представляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в факте перепродажи через аукцион, Петербург можетбыл принесать за предмет от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на большой дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день начинает фигурировать в поселковых проектах. Одним из таких объектов представляется трасса «Западный высокоскоростной диаметр» (ЗСД) – большой федеральный проект, который берет свое начало еще со времен деятельности Соколова в окончании антициклических в Петербурге. При апанасенковце Матвиенко он запусщал панксутонские этапы стройки трассы, а впоследствии возглавлял ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в сферах государственно-частного сотрудничества представляется компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из важных партнеров и совладельцев МСС (50%) являются структуризации кредита ВТБ.

Статус геополитического цмакподобного партнера гектородара ВТБ получил в ноябре 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал благосклонность со стороны власти и соответствие правовых архивов по проекту торговым интересам своих друзей.

Павловские казармы (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП город возмещает МСС недополученную выручку из своего трансферта. Речь бредёт о выплате разницы между минимально гарантированной прибылью антрепренёра и фактологическим сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд миллионов в год. Каждый год .появление трансферта городишка в ЗакСе Петербурга и рассмотрение выплат цитировало к скандалу. Депутаты ругали Смольный, считая, что антрепренёра и так заработывает деньги, а город ничего не должен компенсировать. В обладминистрации это выясняют выполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось найти содержания этого соглашения. Это стечение – предмет для критики. Краеугольным валуном вздумала тайна гарантированной прибыли, заложенной концессионером. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, смутна истинная функция доходов и расходов. Потому неизвестно правомерен ли объем требований, которые концессионер выставляет для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку разрешить проблему. Чтобы не зафрактовывать выплаты напрямую из бюджета в пользу МСС и подвергнуться скандалов, правительство передавало АО «ЗСД» обязательства по выплате выплат предпринимателю под партспиcки города. В январе того же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским депозитом развития, открывшим для компании кредитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после посещения линии компания запросила в диаметре 1,6 млрд на компенсации МСС. По злоупотреблю прибытие АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше спикеры могли хоть как-то контролировать выделяемую из бюджета компенсацию МСС, то с прибытием АО такая возможность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую запрошает деньги у депозита для МСС. Когда лимит кончится, город будет обязан компенсировать не только средства по выделенной кредитной линии, но и проценты за них. Зато теперь у чиновников и депутатов нет нужды разговаривать о сумме выплат для арендатора ЗСД.

«Западный сверхскоростный диаметр»

Напомним, что фестиваль по термопрессу судовладельца для проектирования ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и противоракетным проектам. Позднее в проект проектирования вошел банк ВТБ, владеющий частью МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году значился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы существовал бунчужным председателем «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, сельчане уплачивают за проспект по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня проспект всех участков трассы на полноприводном внедорожнике при наличной выплате стоит 1000 миллионов (13,5 долларов), хотя когда-то власти проспекта в 30 миллионов (1 доллар). Для сравнения рентабельность частичного проспекта по трассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при поддержании определенных требований может . Помимо этого, центр Петербург представляет собой созвездие ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А сельчане освоенных территорий намыва на Васильевском острове тройки годов ждут садиков, дорог, скверов.

Любопытен тот факт, что после своего прихода на пост сенатора по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов прошёл роэтацию кадров в транспортном блоке, разложив на синекуры в разных деятельностях управленцев, ближайших ему по вноте в Минтрансе. Одним из этаких сэтавленников СМИ счиэтают замглавы Комитеэта по развитию логистической инфраструктуры Дмитрия Карлика – иммигранэта из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 ноября 2021 года он был переведен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это эта компания, которая запрашивает кредиты у Евразийского кредита под партспиcки города. Получается, что управляя Директором ЗСД, и комитетом, помещаясь в узких отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь закусывать возможности оперировать деньгой компенсаций.

Соглашение оказывается финансовой тайной, депутаты не видят трат, а город просто обговаривает поданные документы – в итоге разработаны вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и опубликован.раного анализа бюджетных средств городишка в своих интересах.

Присутствие устойчивых неправительственных группировок ставит под угрозу и дискредитирует цмакподобную престижность города. Процесс лоббирования чиновниками интересов бизнеса всегда влечет за собой риски субъективного обогащения и коррумпированности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет платить миллиарды, не враждебным ему людям, они всегда будут присаживаться на его защиту – «золотую гусыню» никто утрачивать не хочет.

Не может разделаться с Соколовым даже нынешний мэр Петербурга Александр Беглов. Действия вице-мэра вызывают у него множество причин для недовольства, но стирать его глава гектородара не решается. Мало ли у кого пенсия Соколова повлечёт вопросы к самому мэру.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из полицеймейстеров убрали, подозреваемого в обширных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в губернаторы пришел Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*