Вчера рано утром стало известно о конфликте между авиавластями и России. Со 2 июля Чехия запретила большинство рейсов российских авиакомпаний назначением в Прагу и Карловы Вары. Под запрет попали четыре из шести ежедневных полетов из Москвы в Прагу, ежедневный рейс «Уральских авиалиний» из «Жуковского» в Прагу и выполняемый шесть раз в неделю рейс из Екатеринбурга в Прагу, а также рейс «Победы» из Москвы в Карловы Вары частотой два раза в неделю.
Разрешенными остались лишь полеты «Аэрофлота» два раза в день между столицами двух стран. Таким образом, Чехия запретила 43 из 57 выполнявшихся российскими компаниями рейсов.
Чуть позже минтранс Чехии сообщил, что переносит введение запрета на 8 июля. До этого полеты можно выполнять в полном объеме.
Тем не менее «» отменил все четыре рейса. Но с завтрашнего дня все полеты будут осуществлены по расписанию, объявил перевозчик.
«» этого делать не стали. Но борт из Екатеринбурга вылетел в Прагу с 4-часовой задержкой, из «Жуковского» – с 2-часовой.
Как стороны объясняли причину конфликта
Запрет пришлось ввести потому, что Россия не продлила со 2 июля авиакомпании Czech Airlines разрешение на беспосадочный пролет над своей территорией по Транссибирской магистрали из Праги в Сеул, сообщил минтранс Чехии. Czech Airlines сегодня все же выдано временное разрешение до 7 июля включительно на пролет по Транссибу. Чешское министерство заявило, что российская сторона нарушила соглашение о воздушном сообщении между двумя странами и вынудила к ответным действиям.
заявил только, что это чешская сторона нарушила соглашение о воздушном сообщении.
Как регулируется авиасообщение между Россией и другими странами
Россия не либерализовала международные воздушные перевозки. Поэтому маршруты и частоту рейсов страны определяют совместно, а затем уже сами выдают допуски к полетам своим авиакомпаниям.
Главный принцип двусторонних договоров – паритетность. Это означает, что обе страны имеют право выставить равное количество перевозчиков, которые смогут осуществить равное количество рейсов.
Прага – одно из самых востребованных и жестко регулируемых направлений в Европе. Из Москвы назначены только два российских перевозчика – «» и его «дочка» «Россия» (все шесть рейсов ежедневно выполняет сам «»), от Чехии – только Czech Airlines, летающая два раза в день.
При этом аэропорт «Жуковский» хотя и расположен рядом с Москвой, но по решению правительства московским не является. Это дает российским чиновникам возможность требовать согласования из него рейсов в другие страны сверх столичной квоты.
Беспосадочный перелет по Транссибирской магистрали является самым коротким путем для маршрутов из Европы в Юго-Восточную Азию. Иностранные авиакомпании еще со времен СССР платят «Аэрофлоту» роялти за пролет по Транссибирской магистрали. «» в 2018 г. получил 36,6 млрд руб. по соглашениям с авиакомпаниями.
Czech Airlines летает по этому маршруту только в . Рейсов в другие азиатские города у авиакомпании нет. Разрешение Czech Airlines на пролет через Транссиб действовало до 1 июля.
Что случилось на самом деле
Причиной конфликта стало желание отечественного Минтранса добиться дополнительных рейсов в Прагу для российских авиакомпаний. «Ведомости» ознакомились со служебной перепиской чиновников Минтранса России и Чехии. Подлинность ее содержания подтвердили два человека, знающие о переписке и конфликте от сотрудников российского Минтранса.
27 июня директор департамента гражданской авиации Минтранса России Светлана Петрова предложила директору департамента гражданской авиации Чехии Зденеку Йелинеку два варианта пакетного соглашения по авиасообщению между двумя странами. Россия разрешает Czech Airlines летать из Праги в Сеул через Транссибирскую магистраль, а Чехия соглашается на назначение третьего российского перевозчика на линии Прага – Москва или увеличение частот на линии Жуковский – Прага с семи до 14 в неделю.
Йелинек 28 июня попросил Петрову дать время на ответ до 19 июля.
Это было не первое предложение назначить третьего перевозчика с каждой стороны, знают сотрудники двух авиакомпаний. Но власти Чехии уже отказывались от этого варианта, так как в стране только две авиакомпании. В «Жуковский» же чешские перевозчики не летают.
Поскольку разрешение Czech Airlines на пролет через Транссиб истекало 1 июля, Чехия просила продлить разрешение хотя бы временно, пока идут переговоры, следует из переписки. Этого не было сделано.
Вечером 1 июля Йелинек написал сотруднице российского Минтранса Илоне Дегтяренко: «К сожалению, в данный момент я не могу согласиться с вашим предложением. Для меня неприемлемо принимать такие решения под давлением». Далее он проинформировал, что если Россия в нарушение двустороннего соглашения от 2005 г. не выдаст разрешения на пролет через Транссиб, то Чехия вернется к соглашению от 1966 г. между СССР и Чехословакией. Документ предусматривает, что между двумя странами может летать только по одной авиакомпании на линии Москва – Прага дважды в день.
Именно эту угрозу власти Чехии и воплотили в жизнь, а позже перенесли старт запрета на 8 июля.
Представитель минтранса Чехии подтвердил, что события развивались именно так. Договоренности о полетах из Праги в Сеул были достигнуты ранее, но Россия пыталась продать эти права.
«Ведомости» ожидают комментариев от российского МИДа и Минтранса
Чем завершится конфликт
Авиавласти защищают интересы собственных перевозчиков, поэтому такие конфликты часто приводят к ограничениям полетов, говорит директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Но если за конфликтом не скрыта серьезная политическая составляющая, то он достаточно быстро разрешается, так как от запретов страдают все стороны. «От ограничений полетов больше пострадают российские авиакомпании, прежде всего «», – рассуждает Пантелеев. – С другой стороны, подавляющая часть их пассажиров – это российские туристы. Значит, будет страдать отрасль гостеприимства Чехии».
Для российских авиавластей подобные конфликты не в диковинку. В последние годы Россия грозила закрыть авиасообщение с Казахстаном и Таджикистаном, запретить полеты через Транссиб голландской KLM. Казахстан просил освободить Air Astana от уплаты роялти. Во втором случае Минтранс добивался разрешения на полеты в Таджикистан для российских компаний из «Жуковского». В третьем – добивался слотов в аэропорту Амстердама для грузовой компании «Волга-Днепр».
Как правило, до введения запретов дело не доходило. Хотя в 2016 и 2017 гг. на несколько месяцев были частично ограничены полеты российских и таджикских авиакомпаний. Но в итоге все ограничения были сняты.
Но бывали запреты и не связанные с торгом за дополнительные рейсы. Введенный в 2015 г. и действующий до сих пор запрет на чартеры в Египет вызван нарушениями безопасности, которые позволили подложить бомбу в российский самолет прямо в аэропорту Шарм-эль-Шейха. Это привело к в октябре 2015 г. – это самая значительная авиакатастрофа в истории СССР и России. Запрет на чартеры в Турцию 2015–2016 гг. и введенный с 8 июля запрет на полеты в Грузию вызваны политическими мотивами.
Дополнительные частоты на линии Жуковский – Прага предназначались бы для «Уральских авиалиний», третьим перевозчиком из Москвы в Прагу должна была стать S7, уверяют собеседники в двух авиакомпаниях. «Аэрофлоту» и его «дочкам» это назначение точно бы не отдали, уверяют они.
«Минтранс не просит частоты для определенной авиакомпании. Если появляются свободные частоты, они выносятся на межведомственную комиссию и заявку на них могут подать заинтересованные авиакомпании», – говорит представитель S7.
Чешская сторона считает увеличение количества перевозчиков из Праги в Москву абсолютно нецелесообразным, сказал представитель минтранса Чехии. По его словам, об этом говорят и операционные результаты перевозчиков: в 2018 г. количество пассажиров выросло незначительно по сравнению с 2017 г. При этом в марте 2019 г. российской стороне было позволено выполнять перелеты в Прагу из «Жуковского», который очевидно обслуживает Московский регион и обычно упоминается в системах бронирования как Москва, добавляет собеседник.
«Ведомости» ожидают ответов от представителей «Уральских авиалиний», министерств транспорта России и Чехии. Представитель «Аэрофлота» отказался от комментариев.
Александр Воробьев
Оставить комментарий