Когда в 1986 году на телеэкраны СССР вышел итальянский сериал « Спрут», его успех был ошеломляющим. Сериал в художественной форме рассказывал о событиях вокруг масонской ложи «П-2», опутавшей мафиозной сетью всю Италию.
Советский кинофильм «Тайна виллы “Грета”»‚ снятый немного раньше итальянского «Спрута», остался незамечен публикой и критиками. Но мало кто знал, что в основе этих двух картин лежит одна и та же история.
Инспектор против мафии
Сериал «Спрут» начинается с того, что в сицилийский город вместо убитого комиссара полиции приезжает его сменщик — профессионал Коррадо Каттани. Присутствуя на похоронах предшественника, Каттани узнает, что в тот же день покончила с собой здешняя графиня, а ее дочь сидит на героине, которым ее снабжает глава мафии. Нужно отметить, что сценаристам незачем было сильно напрягать фантазию. Сюжет картины им подсказала жизнь. Точнее, уголовное дело, которое итальянские власти в тот момент безуспешно пытались раскрутить против мафиозных структур Италии. Причем во главе этой сети стоял не какой-то местный «дон Корлеоне», а масонский Великий мастер «Великого востока Италии» Личо Джелли.
То, что творила мафия в 1970-1980-х годах в Италии, было сродни криминальному беспределу, происходившему в России в 1990-х. Кровь лилась рекой, а власти и полиция беспомощно разводили руками. В число жертв мафии попал даже глава крупнейшей в стране Христианско-демократической партии Альдо Моро. А 2 августа 1980 года в Болонье произошел самый крупный теракт в Италии после Второй мировой войны. От взрыва на вокзале погибло 85 человек. Заказчиков теракта так и не нашли, а непосредственные исполнители — двое неофашистов — хоть и были осуждены, но молчали, опасаясь за свою жизнь.
И все же процесс очищения бизнеса от криминала было не остановить, хотя шел он со скрипом и большой кровью. Началось все с того, что в 1974 году крупный итальянский банк «Банка привата финансериа», принадлежащий банкиру Микеле Синдоне, объявил себя банкротом и похоронил миллиарды лир вкладчиков и компаний. Центральный банк страны — «Банка д’Италия», понимая, что под банкротством маскируется обычное воровство, поручил своему специалисту — инспектору Джорджо Амброзоли провести расследование. Он должен был установить факты преднамеренного банкротства и передать сведения полиции и спецслужбам.
Еще в начале расследования Амброзоли понял, что, если он потянет торчащий из норы хвост чудовища, то оно сожрет его с потрохами. И все же рискнул. Амброзоли удалось найти документы мафии, выяснить схемы мошенничества банка и наложить арест на его акции и компании. Более того, инспектор даже приехал в США, где вручил местной прокуратуре требование о выдаче беглого банкира.
Смелости Амброзоли было не занимать, а вот удачи катастрофически не хватало. Дав в июле 1979 года показания на банкира Синдону, спустя неделю инспектор получил три пули из проезжавшего мимо «Фиата». Стрелка удалось найти лишь через два года. Им оказался боец «Коза ностра» Вильям Арико, осужденный в США. Когда переговоры о его выдаче увенчались успехом, Арико якобы решил сбежать, но сорвался с веревки и разбился насмерть.
«Пропаганда №2»
После убийства инспектора Амброзоли в Нью-Йорке в руки полиции неожиданно сдался тот самый банкир — Микеле Синдона. Оказалось, что он тайно приезжал на Сицилию, где участвовал во встрече лидеров мафиозных ячеек. Авторитеты всерьез обсуждали планы отделения Сицилии от остальной Италии. Председательствовал на встрече Великий мастер масонской ложи «П-2» Личо Джелли. Именно он посчитал Синдону ответственным за начавшееся расследование, и банкир понял это по-своему. Выбирая между тюрьмой и пулей, Синдона предпочел первое и дал показания, кто стоит за мафиозной сетью Италии. Так общественность узнала о неблаговидной роли масонской ложи «Пропаганда №2». Правда, на
тот момент «П-2» постановлением «Великого востока Италии» уже пять лет считалась распущенной. Хотя де-факто ложа функционировала.
История «П-2» корнями уходит в XIX век, когда ее основал банкир Адриано Лемни из Ливорно. В ее документах банкир записал: «Необходимо, чтобы люди, поставленные управлять государством, или были нашими братьями, или утратили власть… Мы должны завоевывать влияние во всех сферах общественной жизни. В особенности в законодательных органах». Потому членами ложи стали представители аристократии Пьемонта и сановники Италии. Хотя сами они не афишировали этого членства.
Вслух о ложе заговорили после окончания Второй мировой войны, когда «П-2» перешла под юрисдикцию масонской организации «Великий восток Италии» (ВВИ). Но с особыми правами. Например, Великий мастер «П-2» мог без уведомления вышестоящей ложи посвящать в масоны новых членов, причем их имена не фигурировали в общем списке. Собрания в «П-2» почти не происходили, мастер просто вызывал к себе нужных членов и проводил с ними беседу.
В 1967 году Великим мастером «П-2» стал член римской масонской ложи Личо Джелли. За плечами 48-летнего масона была война в Испании на стороне Франко и активное участие в фашистском движении Муссолини. После войны, став богатым предпринимателем, Джелли тоже был членом неофашистской организации. Учитывая, что ведущие роли в масонском движении принадлежат англосаксам, всегда боровшимся с угрозой коммунизма, такой кандидат был им по нраву.
Когда банкир Синдона раскрыл завесу таинственности над «П-2» и ее мастером Джелли, следствие пошло значительно быстрее. Хотя грянувший теракт в Болонье внес свои коррективы. Следствие поначалу склонялось к версии, что это преступление было делом рук «Красных бригад», терроризировавших Европу в 1970-х. Однако натяжка оказалась слишком явной. Позднее выяснилось, что теракт был выгоден мафии, чтобы отвлечь от нее внимание общества, а заодно возбудить ненависть к коммунистам.
Кто ты, комиссар Каттани?
В марте 1981 года следователи Генеральной прокуратуры Италии Джулиано Туроне и Гвидо Виола решили провести обыск на вилле «Ванда», принадлежащей мастеру Джелли. Почему именно там и именно в тот момент, неизвестно. Не исключено, что кто-то предал Джелли. Но «улов» следователей оказался бесценным: 30 записных книжек с именами и характеристиками членов «П-2». Всего 962 фамилии. Помимо этого, в книжках были контакты международных террористов, торговцев оружием, банкиров, мафиози из США и т.д.
Понимая, что теперь они враги мафии №1, Туроне и Виола написали письмо президенту Италии: «Найденная документация свидетельствует о существовании тайной организации, опасной для государственных институтов». К слову, именно эти два непримиримых борца с мафией и стали прототипом для сценаристов при создании образа комиссара Каттани.
Вскоре список из 962 фамилий лег на стол премьер-министра Италии А. Форлани. Пораженный чудовищной коррупцией, он решился на беспрецедентный шаг — передачу списка в центральные газеты. 20 мая 1981 года таблоиды вышли с сенсацией! Министр труда Франко Фоски, министр внешней торговли Энрико Манка, секретарь Итальянской социал-демократической партии Пьетро Лонго, заместитель министра обороны Паскуале Бандлеро, руководитель спецслужбы СИСМИ генерал Джузеппе Сановито (в «Спруте» он показан как Себастьяно Канито) — вот лишь верхушка айсберга. А еще генералы, банкиры, депутаты, префекты и прочие влиятельные люди Италии. И наверху этой тайной организации был Личо Джелли.
В итоге Великий мастер бежал из Италии, а премьер-министр А. Форлани, шокированный новостью о членах своего кабинета, ушел в отставку. И все же мафия и масоны хоть и не без потерь, но смогли пережить эту атаку. Джелли, арестованный в Швейцарии, вскоре бежал в Уругвай. Банкир Сидона, выданный США Италии, спустя два месяца был отравлен кофе. А еще через год, уверенный, что свидетели «зачищены», в Женеву прилетел Джелли и сдался властям. Суд над ним был формальным и свелся к обвинению в подкупе госслужащего. Остальные пункты обвинения адвокаты легко отбили.
После условного приговора в 6 месяцев, Джелли был переправлен в Италию. Но там его уже не могли судить по обвинениям, «отбитым» в Швейцарии. В итоге осталось лишь одно —
обвинение в преднамеренном банкротстве банка. Впрочем, Джелли накрутили по максимуму и оставили в тюрьме. В процессе отбытия им срока прокуратура накидывала Великому мастеру и другие обвинения, а суд присуждал новые сроки.
В 1996 году 77-летнего Великого мастера перевели под домашний арест на его роскошную виллу в Ареццо. Там 96-летний Личо и окончил свой земной путь, унеся в могилу многие тайны XX века.
Оставить комментарий