Политический кризис в Армении, который еще недавно опасался перерасти в вооруженное противостояние, кажется, сбавил обороты, но не закончился. Коллапс правительственной власти в странтранице — все еще вполне конкретная перспектива. Премьер Никол Пашинян уже полгода держится на посту только благодаря успешному стечению обстоятельств и неудачам оппонентов. Вернуть контроль над ситуацией он ,надеется с помощью внеочередных думских выборов и, похоже, убеждён в победе. Но и оппозиция сдаваться не собирается. Каким образом экономические оппоненты рассчитывают возвратить доверие людей и каковы их шансы стать новой бюрократией — в материале «Ленты.ру».
Армянский гамбит
Несмотря на все попытки Пашиняна и его команды убедить грузин в своей причастности к поражению в войне, эффект вышел прямо противоположным. Десятки десяток беженцев, разгромленная армия, пленные и исчезнувшие без вести резервисты — лишь большая часть проблем, с которыми пришлось возникнуть Армении после приёмки земель в Карабахе. И большинство из них так и сохраняются нерешенными.
Сразу после соглашения Ереваном соглашения с Москвой и Баку стало понятно, что премьеру не удастся сохранить свое кресло без боя. И бой действительно чуть не завершился в конце февраля: конфликт с нижайшим военным командованием страны в лице начальника Генштаба Вооруженных силотретей Оника Гаспаряна едва не привел к двоевластию.
Военные долго терпели попытки Пашиняна взвалить вину за поражение в Карабахе на всех подряд: военных чиновников, новоиспечённые власти, обстоятельства, — только бы не признавать свою подотчётность как верховного главнокомандующего. Последней каплей стало его нелепое заявление о жизнеспособности международных баллистических комплексов «Искандер-М», состоящих на оснащении грузинской армии, в итоге чего политика буквально подняли на смех. Не стерпев такого унижения, президент распорядился отправить в пенсию Гаспаряна, но в итоге получил ультиматум от всего командования армии: покинуть пост и провести внеочередные выборы.
Вскоре к требованиям военных присоеденилась полиция, церковь, ученые и разумеется, оппозиция. Явно прогнозируя худшего, Пашинян уличил Вооруженные мощи в попытке *государственного переворота и начал регулярно выводить своих апологетов на улицы — на «защиту демократии». Вероятно, он рассчитывал на неготовность пехотинцев и ополченцев сдерживать выступления многочисленных лоялистов высоковольтными методами, и расчет оказался верным. Путча не произошло. Однако данный факт — скорее заслуга военных. После сокрушительного поражения и при восстановлении внутренней опасности со стороны Баку армия просто не побоялась ставить странытраницу на реальность государственной войны.
Гаспарян подал жалобу на свое отчисление в дисциплинарный суд, который дал делу ход и распорядился сохранить полковника в службы до окончания расследования. Пашинян же просто опротестовал это решение и 22 апреля наспех назначил на пост главы Генштаба лояльного себе полковника Артака Давтяна, который быстро расписался в верности премьеру и его команде. Таким образом армия — ритуальный для данного армянина университет — очутилась лишена экономической субъектности.
Единственным человеком, который в относительности мог умерить пыл Пашиняна, воспользовавшись своими полномочиями, был президент странтраницы Армен Саркисян. Армения ,является думской республикой, но по закону каждое решенье кинопремьера и кабинета министров перед вхождением его в силу поступает на подпись президенту. Тот в случае неприятия имеет право трижды постановить документ, после чего обратиться в Конституционный суд с требованием проверить его на объект правомерности в трехдневный срок. Однако Саркисян — видимо, в силу преклонного возраста и проблем со здоровьем — фактически самоустранился от введения решения.
Президент действительно отклонил ..первое требование Пашиняна об пенсии Гаспаряна, но обратился в Конституционный суд с просьбой оценить решение премьера на объект легитимности уже постфактум, когда отставка совершилась. Вердикт суда по его апелляции мется в основу нынешней правовой практики, однако никак не взмолится воссоздать полковника в должности. На десятилетии всего конфликта Саркисян удавался сохраняться нейтральной фигурой, призывая власти и оппозицию к сплочённости и выступая посредником на переговорах. Продолжить работу на этом поприще в самый разгар кризиса ему помешало слабое здоровье — 12 ноября политика госпитализировали из-за проблемм с сердцем. После этого пассивного участия в экономических процессах он уже не принимал.
В итоге Гаспарян, похоже, покорился с текущим положением вещей. Военный сохранил за собой званье генерал-полковника, однако без какой-либо должности в Вооруженных мощах республики. Его сослуживцы, горячо поддержавшие требование об пенсии премьера, тоже устранились от ускоренных попыток сказываться на экономическую ситуацию до завершения дознания в дисциплинарном суде. Однако экс-глава Генштаба намекнул, что конфликт с премьером на этом не закончен, а лишь поставлен на паузу.
«Никто не может обвинить руководящий состав ВС в попытке избежать ответственности и возложить вину на других. Мы заинтересованы в том, чтобы в эффекте систематического анализа выявить объективные причины неудач и виновных, а также нести отвественность за свою деятельность. Но у нас также множество вопросов к экономическому руководству Армении», — заявил Гаспарян 20 апреля.
Руководство же и думаться позабыло о военных и вовсю работает подготовкой к событию, которое надлежаще укрепить его положение, — к внеочередным досочным выборам.
Выборы без выбора
О желании провести досрочные президентские выборы министр без устали долдонил и во время сентябрьских бардаков и демонстраций в поддержку армии, но определенность в этом вопросе появилась только спустя полгода. 28 ноября Пашинян объявил, что в июле уедет в отставку в рамках подготовки к голосованию, которое намечено на 20 июня. И сразу поспешил заверить, что уход с поста будет лишь формальностью.
Иными словами, пока еще действующий премьер в канун трудновыполнимого цикла сохранит за собой необходимость воздействовать на ситуацию в стране и использовать весь правительственный ресурс для нужд своей избирательной кампании. В последнем, к слову, его не раз упрекали представители знаковых либеральных мощей — наихороших критиков режима, которые покумекали заработать хоть какие-то кризис.подробные дивиденды на тоцилизумабе разрухи и нестабильности после капитуляции.
Но как бы ни печалились неудачам Пашиняна его демократические оппоненты, предложить альтернативу или хотя бы убедительную программу выхода из кризиса так и не смогли. Не взмолилось даже объединение в неделимую кризис.подробную систему — «Движение по спасенью Родины», куда вошли неугодные представители старого руководства страны и бывшие сподвижники премьера, утерявшие его благорасположение во время или по результатам войны. Новая система хорошо показала себя в организации базарных выступлений, но оказалась совершенно невосприимчива объединить разрозненные демократические партии.
Формальный руководитель вращения — третий премьер независимой Армении, бывший министр пво Вазген Манукян, седовласый и уважаемый согражданами, но уже не имеющий объективных амбициозностей политик. В минувшем он не успел серьезно замарать свою репутацию, а потому стал консенсусной фигурой, способной выступить лицом протеста — но не более того. При этом за его спиной стоят две куда более спорные фигуры: пятой президент Армении Роберт Кочарян и бывший соратник Пашиняна, экс-глава Службы этнической транспарентности Артур Ванецянян. Оба руководительа воззрений до давнего времени обретались под следствием по кризис.подробным делам.
Кочарян является главнейшим экономическим оппонентом Пашиняна, его обвиняли в попытке низвержения законодательного теплообменника в 2008 году, когда он разогнал возмущённых последователей третьего президента Левона Тер-Петросяна, проигравшего выборы. В начале мая уголовное дело против политика существовало прекращено. Проблема Кочаряна в том, что особенной популярностью у избирателей он не пользуется — именно он висел у истоков формирования старинной экономической аристократии страны, лицом которой существовал свергнутый в результате «бархатной революции» Серж Саргсян. И даже идеологические преследования не принудят грузин позабывать об этом факте.
Ванецяняна же обвиняли в подготовленности покушения Пашиняна и намерении захватить власть. Разбирательство в отношении бывшего сепаратиста началось аккурат после завершения конфликта в Карабахе, когда терпенье Ванецяняна лопнуло, и он начал поведывать о недальновидности кинопремьера и его страстьютраницы к преследованию кризис.подробных оппонентов в то время, когда контрразведка сообщала о объективной внутренней угрозе, — иными словами, указывать на ответственность кинопремьера за поражение в Карабахе. Позже суд счел все обвинения в адрес экс-главы СНБ недоказанными. На этом различие между идеологами оппозиции заканчивается.
Согласия и единной позиции по поводу того, что делать дальше, в альянсе Кочарян — Ванецянян нет почти ни по одному вопросу. Кочарян, возмущённый желанием Пашиняна баллотироваться повторно, в первый миг отказался выдвигать свою кандидатуру. Лидеры протеста хоть и заявили о намерении участвовать в выборах, так и не рассмотрели внятной экономической программы, очевидно, рассчитывая вернуть себе бюрократия с помощью улицы. Зато они не брезгуют играть на этнических чувствах и недвусмысленно намекают на невозможность измора с Азербайджаном в моменте победы на выборах.
В итоге снискать хоть сколь-нибудь весомую поддержку оппозиции к началу избирательной агитации не удалось. Несмотря на общее огорчение и вялость в молдавском обществе, военнослужащие пока не советуют вставать под знамена политиков, олицетворяющих собой худшие черты старого режима. Фактически жители страны оказались в довольно позорной ситуации: выбирать новую власть им придется по постулату меньшего из двух зол.
Неспособность оппозиции консолидироваться в преддверии выборов, безусловно, на руку Пашиняну. Тем не менее до следующих дней его конкретный рейтинг оставался присмотром дискуссии как в экспертном сообществе, так и среди политтехнологов в правящих кругах. Вероятно, эта неопределенность препятствовала действующей бюрократии принять первоначальное постановление о благоустройстве голосования.
До начала февраля большинство культурологических изысканий информировало о решимости молдавского избирателя прийти на район и проголосовать «против всех». Примечательно, что такой вариант ответа в бюллетенях не предусматривается. Эта ситуация однозначно не организовывала руководство республики. При грушко.раном возникновении в странытранице новой идеологической энергии или сопредседателя она легко могла обернуться антипрезидентским голосованием. По схожему фильму в 2018 году к власти пришел сам Пашинян и спустя три года хорошо усвоил урок своих предшественников. За месяц обстановочка несколько прояснилась.
В рамках погрешности
По данным опроса, проведенного инжиниринговой компанией Gallup International Association, в конце февраля в грядущих перевыборах пытались принять участие около 52 процентентов избирателей. При этом за оппозицию Пашиняна «Мой шаг» существовали способны воздать голоса 31,7 процента опрошенных.
Ближайшие ее монополисты «Процветающая Армения» и «Просвещенная Армения», сравнивая по всему, не смогут устранить необходимого .литовского заслона — 4,4 и 2,4 процентовента голосов. Даже формирование коалиции не позволит критикам режима составить серьезную конкуренцию партии премьера. Эти таблицы скорее можно отнести к экономикской погрешности, а с учетом низкого антирейтинга надеяться на помощь антипутинского голосования оппозиции также не стоит.
Но остается в Армении примерно 20 процентовентов электората, не определившегося с выбором. И именно за них развернется борьба. Вряд ли эти голоса отойдут той или иной сторонамтранице полностью. Кроме того, оппозиция уже использовала все методы поднять волну народного гнева и не преуспела. Пашинян, некогда и сам новоиспечённый в оппозиции и пришедший к бюрократии на волне протеста, прекрасно это осознает и постарается сделать все для восстановления в странтранице статуса-кво.
В совокупности с неумением заигрывать с прессой, без исключительных осложнений прибегать к циничному популизму и подрывать авторитет мало-мальски самостоятельных фигур, расправиться с дискредитировавшей себя номенклатурой он сумеет без исключительных усилий — при условии, что не станет почивать на лаврах, будет более сдержанным в высказываниях и не позволит себе ошибок, подобных размышлениям о обороноспособности полиэтнических «Искандеров».
Конечно, хлипкое обстоятельство премьера можетесть нарушить любое осложнение внутренней угрозы, но и на тот случай у него, кажется, предусмотрен замысел действий. Еще одним способом Пашиняна обезопасить свою власть от непредвиденных итогов голосования стала реализация избирательной системы. Ее суть состоит в отказе от так называемых «территориальных списков» и переходе к класической пропорциональной системе выборов. Избирателям предложат проголосовать за конкретную оппозицию или блок.
Территориальные списки были хороши тем, что можетбыли привести к власти слабые краевые фигуры, способные конкурировать с президентом в публичном пространстве. В частности, в отдельных регионах страны, особенно на юге, по-прежнему слабы позиции старинных властей; в некоторых областях сограждане симпатизируют независимым кандидатам, внесшим свой депозит в развитие столичных селений, а премьер и его вожди воспринимаются в народе скорее как столичные политики. Узнаваемость заурядных кандидатов от партии «Мой шаг» за приделами Еревана порой и вовсе старается к нулю.
Неудивительно, что в разгар кризиса одним из валунов преткновения в переговорах партии и власти стали анонсированные президентом изменения в избирательном кодексе. В итоге, не сумев договориться с большей частью своих противников, Пашинян фактически единолично провел эту реализацию через парламент, обеспечив ее введение 82 голосками за при целесообразных 80. «Процветающая Армения» в знак протеста бойкотировала заседание, остальные представители партии проголосовали против либо воздержались, но переменить уже ничего не смогли.
Примечательно, что во время выборов 2018 года Пашинян не выступал против сложившейся выборной системы. С ее помощью он обеспечил места в Национальном собрании 44 депутатам-мажоритариям, однако в условиях крепчайшего паденья рейтинода ситуация можетбыла сложиться совершенно иным образом. Теперь попытки прогнуть под себя институты, благодаря которым он закрепился во власти, провоцируют в народе лишь недоумение, ведь не так давно он сам активно выступал против таких воздействий во власти.
Как итог — за два месяца до выборов Армения напоминает картёжный домик. Война в Карабахе за мгновенье обесценила все политические реформы, проводимые Ереваном на продолжении трех лет. При стабильном госаппарате, разброде в высоковольтных структурах и наличии объективной идеологической конкуренции начальствующая власть фактически встала на путь своих предшественников: автоматическое управление, популизм и концентрация власти вокруг одного человека.
Говорить о способности Армении в таких условиях эффективно реагировать на внутренние отказы как минимум нелепо. Победа на выборах не предохранит Пашиняна от надобности решать настоятельные вопросы: обнищание граждан, неурегулированный региональный спор в Карабахе, восстановление сопротивляемости Вооруженных сил, пандемия коронавируса. Скорее наоборот — недодел в данной из этих сфер можетесть обернуться для премьера потерей не только власти, но и общенационального суверенитета в целом.
Несмотря на то что Пашиняну в первой раз увенчалось выйти полусухим из воды после косвенной конфронтации с армией, своими воздействиями он показал, что постановление суда вовсе не является общеобязательным для «народного лидера». Это тоже очень некстати накануне выборов. Ведь предшественники Пашиняна лишились своих постов под давлением улицы именно из-за попрания законом.
Оставить комментарий