Бывший исполнительный директор по качеству и надежности госкорпорации «Роскосмос», экс-глава ГКНПЦ имени М. В. Хруничева Андрей Калиновский спустя почти полгода после увольнения нашел работу в группе компаний «ПИК», возглавив в сентябре 2018 года «ПИК-Индустрия». Калиновский стал широко известен в 2017 году после скандала с двигателями на Воронежском механическом заводе (в составе ГКНПЦ имени М. В. Хруничева с 2007 года), когда на предприятии при изготовлении изделий использовались «неликвидные продукты». После этого «Роскосмосу» пришлось перепроверять несколько десятков двигателей, а также переносить плановые пуски. Кроме того, Калиновский считается довольно значимой фигурой в авиационной отрасли: именно он наладил серийное производство фронтового бомбардировщика Су-34 в начале 2000-х. «Новая газета» вспомнила, какой путь прошел Калиновский в космической отрасли и узнала, чем он занимается теперь.
Изначально о том, что Андрей Калиновский перешел в строительную отрасль «Новой газете» рассказали несколько источников из окружения топ-менеджера, а затем такая информация нашлась и в СПАРК. По этим открытым данным, Андрей Калиновский еще 3 сентября 2018 стал генеральным директором «ПИК-Индустрия». Сам Калиновский на сообщение корреспондента «Новой» не ответил, а в группе компаний «ПИК» официальный запрос от издания проигнорировали.
Группа «ПИК» — один из крупнейших девелоперов жилой недвижимости в России. Контролирующий акционер компании (74,6%) — президент и председатель правления группы Сергей Гордеев. Дочерняя «ПИК-Индустрия» тоже занимается строительством жилых и нежилых зданий с ноября 2013 года. По неясной причине детальное описание этой компании на официальном сайте «ПИК» скрыто.
56-летний Андрей Калиновский родом из Ижевска. В 1986 году он окончил машиностроительный факультет МВТУ имени Баумана по специальности робототехнические системы, затем работал на Ижевском опытно-механическом заводе, где прошел путь от инженера до заместителя главного инженера. С 2002 по 2007 год он занимался организацией производства комбайна «Вектор» на «Ростсельмаше», параллельно в 2003-м окончил Международный институт менеджмента в Великобритании. Также с 2004 по 2006 год занимал пост замглавы компании Klever в Ростове, выпускающей сельхозтехнику.
В 2007-2013 годах Калиновский стал гендиректором Новосибирского авиационного производственного объединения имени Чкалова. Официально заявлялось, что при нем было налажено серийное производство фронтового бомбардировщика Су-34 и выпуск составных частей фюзеляжа самолета Suchoi Superjet 100. Собеседники «Новой» подтвердили, что это правда, и добавили, что в те годы Андрей Калиновский считался крайне уважаемым специалистом в авиационной отрасли. В мае 2011 года его назначили первым вице-президентом по производству — директором филиала «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) в Комсомольске-на-Амуре, где была налажена конвейерная сборка самолета Sukhoi Superjet 100, а с февраля 2013 года он стал президентом ГСС.
В августе 2014 года карьера в авиации плавно перешла в космическую: Калиновского назначили сначала исполняющим обязанности гендиректора, а затем гендиректором крайне проблемного уже в те годы предприятия, о котором позже будут писать все газеты — ГКНПЦ имени М. В. Хруничева в Москве.
Основной его задачей, как признавался тогда глава «Роскосмоса» Игорь Комаров, должно было стать исправление финансово-экономической ситуации на предприятии. Накопленные убытки от операционной деятельности центра с 2007 года на момент назначения достигли 11,9 млрд рублей, долги перед поставщиками — 14,7 млрд рублей, а у самого ГКНПЦ имени Хруничева не было средств на производство ракет. Позднее эти суммы будут казаться смешными на фоне тех, что вскроются уже через два года:
инициированный господином Калиновским «разбор полетов» привел к возбуждению следственными органами десятка уголовных дел.
Однако затем проблемы начались у него самого. Андрей Калиновский стал широко известен в январе 2017 года из-за скандала с двигателями на Воронежском механическом заводе: выяснилось, что подведомственный тогда ГКНПЦ имени Хруничева Воронежский механический завод при изготовлении двигателей второй и третьей ступени «Протонов» использовал неверный припой, вследствие чего пришлось отзывать для переборки 71 двигатель. Пусковая программа «Протона» была остановлена практически на год, а Минобороны недополучило из-за этого две ракеты. На ГКНПЦ был наложен штраф.
Как говорит источник «Новой газеты» в руководстве госкорпорации, резкое недовольство Калиновский стал вызывать именно во время скандала с «неправильным припоем», то есть еще при Комарове. «В 2012 году мы с ним познакомились, тогда было такое впечатление, что он отличный и перспективный», — говорит собеседник «Новой». «Ну а с припоем там произошла действительно странная и плохая история, это очень пошатнуло доверие, кроме того, ему не удалось сильно исправить ситуацию по финансам в ГКНПЦ. Комарову еще тогда говорили, что его нужно снимать», — резюмирует собеседник.
В конце июня 2017 года Андрея Калиновского сняли с руководства ГКНПЦ имени Хруничева (на его место пришел Алексей Варочко) и неожиданно для многих в отрасли назначили исполнительным директором по качеству и надежности госкорпорации «Роскосмос».
К тому моменту состояние ГКНПЦ имени Хруничева только ухудшилось. В ноябре 2018 года стало известно, что финансовая дыра в Центре имени Хруничева оценивается в 111 миллиардов рублей.
В эту сумму входили пени и штрафы за просроченные контракты, суммы кредитов, которые надо выплатить Сбербанку, Россельхозбанку, Внешэкономбанку и Фондсервисбанку. В марте 2019 года в интервью газете «Коммерсант» гендиректор предприятия Алексей Варочко утверждал, что общая задолженность предприятия составляет уже меньше — 84 миллиарда рублей, а полностью выйти из долгов планируется в 2021–2022 годах, при этом подчеркивая, что только на одной господдержке решить проблемы не удастся. По банковским обязательствам и штрафам ГКНПЦ удалось договориться с банками о моратории на десять лет с последующей рассрочкой по платежам. В 2019 году Центр хочет также полностью закрыть все долги перед «Роскосмосом», копившиеся с 2011 по 2016 годы. По данным «Новой газеты», сейчас предприятию удалось сократить убыток на 8 млрд и на 30 млрд снизить долговую нагрузку.
Одним из главных последствий скандала с Воронежским механическим заводом стало то, что на базе ВМЗ, Конструкторского бюро химавтоматики и еще нескольких более мелких структур было решено создать новый двигателестроительный холдинг. Управление холдингом было отдано НПО «Энергомаш».
Один из действующих топ-менеджеров «Роскосмоса» не стал оценивать работу Калиновского, сославшись на отсутствие «фактов для однозначной и объективной трактовки происходящего». «Поскольку про Калиновского таких «расследований» не было в моем периметре, ничего объективно сказать не могу про него, остальное сплетни. Знаю только, в каком состоянии ГКНПЦ. А вот чья конкретно это вина — вопрос», — добавил он.
В новой должности исполнительного директора по качеству и надежности «Роскосмоса» господину Калиновскому предстояло помимо прочего следить за семью крупными отраслевыми компаниями. В космической отрасли принято было считать должность «несчастливой». Так, с 2015 года систему работы там выстраивал предшественник Калиновского — Владимир Евдокимов. В конце 2016 года Евдокимова арестовали по обвинению в мошенничестве, совершенном им, по версии следствия, еще десять лет назад: якобы он был причастен к махинациям с имуществом РСК «МиГ». Он был помещен под арест в СИЗО №5.
В марте 2017 года он был найден мертвым в камере со следами ножевых ранений: одно — в области шеи, два — в области сердца.
Генпрокуратура спустя год признала, что он покончил с собой после ссоры с женой по телефону. Примечательно, что в скором времени Евдокимов мог выйти на свободу.
Сначала топ-менеджер «Роскосмоса» оказался единственным арестованным по громкому уголовному делу, а затем был убит в СИЗО. Предыстория
Знакомый Калиновского рассказывает, что ему больше приходилось общаться с Калиновским, когда тот работал в авиации. «Он хороший организатор, системный человек, в том смысле, что все вопросы доводит до логического конца. В Новосибирске он действительно наладил производство Су-34, это чистая правда», — говорит он. «Видимо, они не сработались с Рогозиным. Приглашал-то его на эту позицию Игорь Комаров (бывший руководитель госкорпорации «Роскосмос». — Ред.). Новое руководство в принципе приходило с таким посылом, что ему надо разбираться с качеством и надежностью, что, в общем, правильно, ведь реально все падало. Ну и, конечно, возникали вопросы к качеству, как раз, когда Калиновский был на этой позиции. Так что, не срослось», — резюмирует он.
В самом «Роскосмосе» оставили без комментариев запрос «Новой» о причинах увольнения Андрея Калиновского.
Оставить комментарий