организовал странную схему по организации капремонтов жилых домов. Подконтрольная ему компания получает заказы, передает их субподрядчикам, а разницу оставляет себе под предлогом оформления проектной документации. Также чиновник прибирает к рукам будущий мусорный мега-полигон в архангельских лесах, сообщает «».
Кто рубит лес у станции Шиес
В июле 2018 года в таежный архангельский поселок Урдома приехали два москвича, никогда прежде тут не бывавшие. Сказав, что действуют от имени московского правительства, мужчины начали встречаться с местными предпринимателями. Переговоры проходили в отдельном зале «Колизея», единственного на всю Урдому ресторана и ночного клуба. Москвичи искали лесорубов.
Рубить лес предстояло возле железнодорожной станции Шиес — затерянного в лесу разъезда неподалеку от Урдомы. Добраться туда можно только по дороге, принадлежащей «Газпрому» (она предназначена для обслуживания газопровода «Ухта-Торжок», для въезда нужен спецпропуск), последний километр до станции — лес, болото и буераки. Москвичи были в шоке: оказалось, что абсолютно все на будущую площадку нужно завозить поездами, нет электричества и даже сотовой связи. Рабочим предстояло жить в теплых железнодорожных вагонах.
У Шиеса решено построить мусорный полигон, который с 2020 года начнет принимать отходы из Москвы, рассказали столичные гости. К тому времени будет в разгаре: за ближайшие 15 лет властям предстоит снести более пяти тысяч пятиэтажек. При этом, подмосковные полигоны уже сейчас работают с перегрузкой. Поэтому часть мусора и решили отправить в тайгу.
Участок под будущей свалкой возле Шиеса находится в аренде у ОАО «» (ОАО РЖД) и в субаренде у фирмы «Технопарк», подконтрольной .
Шиес — не единственная финальная точка для столичных отходов. Еще один полигон может появиться вблизи станции Нименга — это почти берег Белого моря, около двух сотен километров от Архангельска по глухой тайге. Участок земли под ним также находится у РЖД и тоже передан в субаренду.
Под Шиесом — болотистая почва, рассказывает депутат Госдумы от Архангельской области . Грунтовые воды — уже на глубине двух метров. Именно поэтому в пристанционном поселке, окончательно заброшенном в середине 90-х, даже не было собственного кладбища — людей хоронили в другой деревне. Токсичные отходы, проникнув в грунтовые воды, могут отравить все вокруг, предупреждает Палкин, сам выступавший против свалки.
Свалки наперекор Палкину
Стройка не огорожена, можно спокойно ходить среди грузовиков и бульдозеров. Нет информационных щитов, нет начальников, готовых разговаривать с прессой. За нами следует лишь чоповец Игорь Попов, рассказывая, что написал несколько романов, и просит помочь с их изданием. Игорь работает в фирме «Гарант безопасности». Эта компания охраняет объекты московского ГБУ «Автомобильные дороги». Ход стройки каждую неделю лично инспектирует глава ГБУ. «Орешкин обычно прилетает на вертолете по средам или четвергам и по всем вопросам на связи лично с [президентом РЖД] », — утверждает чиновник из Урдомы. Вертолетная площадка в Шиесе действительно есть.
Возле вагонов, в которых живут рабочие, ежась от мороза, толпятся молодые люди, судя по всему, выходцы из Средней Азии. Они — рабочие из Троицкого и Новомосковского административного округов Москвы, приехали только утром, потому что «прикомандировали».
Жители Урдомы и поселковые власти не верят, что РЖД понадобилась ударная реконструкция крохотной станции, заброшенной в тайге. «Стройка есть, помойки нет, есть загадочные эржедешные объекты, — перечисляет предприниматель из Урдомы Николай Викторов. — И эти люди якобы станут соблюдать законы и думать про экологию?» В середине ноября арбитражный суд Архангельской области зарегистрировал иск администрации Урдомы к фирме «Технопарк», РЖД и областному Росимуществу. Глава поселка требует прекратить работы в Шиесе и вернуть лес в первоначальное состояние. А по области бушуют митинги. На последний, 2 декабря, вышло примерно 8 тысяч человек, насчитал .
Главным инициатором размещения полигона именно в Архангельской области стал губернатор Игорь Орлов, утверждает руководитель фракции «» в облдуме Ирина Чиркова. «Орлов боролся за московский мусор, он себе это в заслугу ставит. Когда другие регионы, более близкие к Москве, например, Тверская область, отказались, решили везти в нашу даль», — говорит депутат.
Мусор
Вторую Вольскую улицу в московском районе Некрасовка сложно назвать приятным для променада местом. Дорогу накрывает то тяжелый дым с комбината «Втормет», то смрад Люберецких очистных сооружений. В глубину промзоны уходит новая железная дорога. Экоактивист из Некрасовки Алексей Медведев утверждает, что лично видел, как вдоль этой ветки — в окружении других чиновников — в начале мая прогуливался коммунальный вице-мэр Москвы Петр Бирюков. Именно он уже больше десяти лет курирует и ремонт дорог, чем занимается ГБУ «Автомобильные дороги», и вывоз мусора.
Если Шиес — финальная точка долгого путешествия московского мусора, то здесь, в Некрасовке, все начинается. Мусоровозы должны заезжать в ангар, выгружаться, а отходы — ехать по конвейеру через сортировку и прессовку, уменьшаясь в объеме в восемь раз. Затем их закатают в пленку — по аналогии с чемоданами в аэропорту — и уже в виде тюков погрузят в поезда.
У ворот будущей станции дежурят два бойца ЧОП, к активистам выходит представитель менеджмента, отказавшийся назвать имя и компанию. «Экокластер готов, может он запустится в ближайшее время, а может нет», — уклончиво говорит он. Куда поедут московские тюки (по бумагам Шиес начнет прием мусора в 2020 году), он не отвечает.
В создании сортировочной станции в Некрасовке участвовала компания «Роуд Групп». Она — один из крупнейших подрядчиков ГБУ «Автомобильные дороги» — того самого, что ударно строит полигон в архангельских лесах. У «Роуд Групп» интересные отношения с московскими чиновниками. В 2015 году один из основателей компании, , занял пост замруководителя «Автомобильных дорог». И если годом ранее «Роуд Групп» получило контракты от «Автомобильных дорог» на 264 млн рублей, то в 2015-м — сразу на 1,9 млрд, причем Елисеев лично входил в некоторые тендерные комиссии. Сейчас этот человек покинул ГБУ, однако замруководителя там трудится другой основатель «Роуд Групп» — . В прошлом году компания выиграла тендеры ГБУ на 1,8 млрд рублей.
ГБУ «Автомобильные дороги» — огромная структура при московской мэрии, там работает более 30 тысяч человек. Ежегодно ГБУ разыгрывает контракты на 40–60 млрд рублей. При этом главная обязанность предприятия — следить за московскими магистралями, а вовсе не делать мусорную свалку в далекой тайге. В пресс-службе ГБУ не ответили на запрос «Проекта», почему именно автодорожники занимаются Шиесом. Возможно, дело в подведомственности: ГБУ подчиняется Департаменту ЖКХ Москвы, где и должны решать проблемы с мусором.
Сортировочная станция в Некрасовке находится на земле, принадлежащей «Мосводоканалу» (поэтому соседи — Люберецкие очистные сооружения и завод по производству едкого натра, подведомственные структуры.) А это предприятие тоже находится в подчинении Департамента ЖКХ Москвы, то есть Бирюкова.
В целом, проследить связь и объекта в Некрасовке можно через цепочку юрлиц (см. схему.) Отдельного внимания здесь заслуживает АО «Москапремонт». В будущем именно эта контора — через свою дочернюю фирму «Технопарк» — станет зарабатывать деньги на захоронении московских отходов. А прямо сейчас отлично делает это на капитальном ремонте столичных домов, выяснил «Проект».
Свой пост Потре Бирюков занимает с 2007 года — в отличие от остальных вице-мэров, получивших должности уже при Сергее Собянине. СМИ не раз указывали на связи компаний, получающих выгодные контракты от мэрии, с семьей и окружением Бирюкова. Издание Meduza недавно выяснило, что семья Бирюкова владеет девятью квартирами-пентхаусами в элитном комплексе «Легенда Цветного» рыночной стоимостью до 1,6 млрд рублей (официальный доход чиновника за 2017 год — 6,5 млн рублей, его супруги — около 14 млн)
.Младшему брату чиновника ранее принадлежала компания «Универсстройлюкс», крупный подрядчик московской мэрии (например, занималась реконструкцией музея-заповедника «Царицыно»), обанкротившаяся после коррупционного скандала в 2010 году. Однако это не повлияло на устойчивое положение Бирюкова в мэрии.
Ремонт
Если свернуть с 16-ой Парковой улицы в Москве на проходную, убедить охрану пропустить вас на территорию ГБУ «Автомобильные дороги», подняться на третий этаж и повернуть направо, то можно почувствовать себя персонажем сказки про Синюю Бороду — перед вами загадочная, закрытая комната, в которую нельзя войти. Ее номер — 70 — отличается от нумерации на этаже, сотрудники ГБУ, работающие по соседству, говорят, что никогда не видели посетителей. Однако именно за этой дверью зарегистрировано АО «Москапремонт», крупнейший подрядчик по капитальному ремонту жилых домов в Москве, только за январь—ноябрь 2018-го выигравший контракты более чем на 1 млрд рублей.
Директор конторы Зинаида Ясенкова не отказывает себе в служебной машине, купленной за счет бюджета. В мае этого года «Москапремонт» заказал для руководства Toyota Camry стоимостью свыше 2 млн рублей. Ясенкова раньше работала замруководителя ГБУ «Автомобильные дороги», а до того два года — главой управы Таганского района. «Я помню ее как жесткого руководителя с большим, более десяти лет, опытом в сфере ЖКХ», — вспоминает на условиях анонимности чиновник Таганского района.
Как именно применяется опыт в сфере ЖКХ, можно понять на примере девятиэтажки по адресу Металлургов, 27. В мае этого года Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Москвы (ФКР) — именно сюда поступают обязательные взносы москвичей на капремонт — объявил аукцион на ремонт этого дома. Единственным участником оказался «Москапремонт», ему отдали контракт по максимальной цене — свыше 19 млн рублей. Затем «Москапремонт» — уже от своего имени — объявил конкурс на ремонт того же самого дома, но за 10,3 млн руб. Таким образом, почти половина суммы осталась у конторы, весь штат которой состоит из семи человек. Как выяснила корреспондент «Проекта», побывавшая на Металлургов, ремонт в доме 27 уже идет, а на информационном щите обозначен только «Москапремонт», а не реальный генподрядчик.
Девятиэтажка по адресу Металлургов, 27
Как показал анализ «Проекта», девятиэтажка на Металлургов — лишь один из десятков примеров странной схемы. Например, за январь–ноябрь 2018 года «Москапремонт» получил контракты на ремонт 38 домов за 973 млн рублей. Затем все эти дома были переданы субподрядчикам за 677 млн. А 296 млн «Москапремонт» оставил себе.
Изучив по просьбе «Проекта» документацию по нескольким из этих тендеров, партнер консалтинговой компании «НЭО Центр» Алексей Ефанов предположил, что «Москапремонт» преимущественно занимался разработкой проектной документации, а остальные работы ушли субподрядчикам. Эксперт не берется оценить справедливость такой схемы, но напоминает, что на крупных строительных объектах разработка проектной документации стоит не больше 1–2% от суммы договора. Кроме того, «Москапремонт» мог оставлять себе «генподрядный процент» (расходы на страхование ответственности, конкурсные процедуры и т. д.), как правило, это еще 4–5% от цены контракта.
Скептично настроен замгендиректора Transparency International Россия Илья Шуманов: «Ситуация, когда одна структура правительства Москвы размещает заказ, вторая его выигрывает и отдает субподрядчикам, оставив себе процент, выглядит странно», — говорит он.
«Я бы предложил такое объяснение: деньги ФКР подлежат более строгому контролю, нежели деньги организации, опосредованно принадлежащей Москве. Такая двухступенчатая система тендеров создает почву для возможных злоупотреблений» — продолжает Шуманов.
Корреспонденту «Проекта» не удалось связаться с «Москапремонтом». Во главе ФКР стоит управляющий совет, его возглавляет вице-мэр Бирюков, однако представитель чиновника переадресовал все вопросы непосредственно в фонд, а там отказались отвечать из-за отсутствия у «Проекта» регистрации в Роскомнадзоре.
Оставить комментарий