Господин Михельсон, как известно, никогда не говорит «нет». И всегда ищет компромисс, в отличие от своего постоянного, вспыльчивого оппонента, главы «Роснефти» Игоря Сечина. Глава «Роснефти» и уголовное дело пришить может, если вспоминать незавидную судьбу министра Улюкаева. А Михельсон со своим показным спокойствием, стабильным бизнесом и собственными газовозами — очень сильный раздражитель для г-на Сечина.
А тут вот еще такие новости подоспели: российская компания «Совкомфлот» и фирма Mitsui OSK Line (MOL, Япония) могут получить контракт на танкеры-газовозы для проекта компании «Новатэк» «Арктик СПГ-2» на азиатских верфях.
И «Совкомфлот» уже подтвердил планы участвовать в конкурсе. Российская судоходная компания и японская MOL могут разделить заказ. При этом число судов в рамках контракта снизилось с 10 до шести в связи с переносом сроков ввода другого проекта компании «Новатэк» — Обского СПГ. Газовозы будут строить на одной из зарубежных верфей, как-то — или на верфи Hudong в КНР или же на DSME, Samsung и Hyundai (Корея).
Эта новость – наверное, прямо нож в самое сердце г-на Сечина, который спит и видит, что все газовозы будут непременно строиться только на судостроительном заводе «Роснефти» «Звезда» в Приморье.
Какие же могут быть предприняты шаги, чтобы Михельсон с его «Новатэком» не вышел бы на финишную прямую?
45 газовозов — не предел?
Надо заметить, что японская MOL совместно с китайской COSCO уже выступает совладельцем трех СПГ-танкеров Arc7 для проекта «Ямал СПГ «- это суда «Владимир Визе», «Владимир Русанов» и «Николай Урванцев» . У Совкомфлота есть новенький танкер «Кристоф де Маржери» для «Ямал СПГ».
«Новатэк», скорее всего, диверсифицирует структуру судовладельцев, то есть контракты могут быть заключены как с Совкомфлотом, так и с японской MOL.
Напомним, что для проекта «Арктик СПГ2» обещано построить 15 газовозов Arc7 на верфи «Звезда». Но компания просила Владимира Путина разрешить строительство еще 10 газовозов за рубежом, поскольку верфь «Звезда» явно не успеет построить все суда в срок.
Эти газовозы нужны г-ну Михельсону к 2023–2024 гг. для вывоза газа с Обского СПГ. «Новатэк» был готов дополнительно загрузить завод «Звезда» заказом еще на 20 газовозов до 2030 года.
Итого, получается, Михельсону в итоге нужны 45 таких «посудин»?
В случае владения флотом как российской, так и японской компаниями встает вопрос, под каким флагом танкер будет ходить? Транспортировка газа по Севморпути и каботаж судами под иностранным флагом формально уже запрещены. Но, напомним, что в случае с «Ямал СПГ» компания Михельсона получила исключительное право ходить под иноземным флагом тоже.
Не готовит ли г-н Сечин под сурдинку новую корзинку с аппетитными колбасками?
Битва титанов
Таким образом, продолжается невидимая борьба между компаниями -титанами — «Роснефть» и «Новатэк» бьются за место под арктическим солнцем. И, похоже, что Игорь Сечин пока проигрывает одно сражение за другим, особенно в части постройки газовозов на верфи в Приморье.
Но Леониду Михельсону совсем не нравятся условия, которые предлагает завод «Звезда». Не нравится цена — она значительно выше, чем у судостроителей Южной Кореи. Тем паче, что судоверфях в Южной Корее Михельсону уже построили 15 газовозов. Понятно, что строительство нужно продолжать, поскольку Михельсон запустил уже четвертую линию завода «Ямал СПГ». И, похоже, что скоро «Новатэк» заполонит весь Северный морской путь своими газовозами. Что останется г-ну Сечину? Хлопать глазами?
Тем временем, глава Роснефти вновь обещает взять ситуацию под контроль. И поэтому бывший помощник по Питеру то слезно жалуется своему шефу Владимиру Путину на «выскочку» Михельсона, то в «тихую» договаривается с министром промышленности Денисом Мантуровым. Об этом сообщал The Moscow Post.
Но все это пока не дает результатов: Леониду Михельсону разрешили использовать на Северном морском пути те СПГ-танкеры, которые у него уже есть. Ему дают карт-бланш в дальнейшем продвижении проекта «Ямал СПГ». И сегодня итоги у Михельсона более ощутимые чем у «настоящего Игоря Ивановича», так Сечина прозвали еще во время его работы в Правительстве РФ (в отличие от «ненастоящего Игоря Ивановича» Шувалова).
Большая игра продолжается… И Михельсон, которому предлагают строить новые газовозы на судоверфи «Звезда», уже выступал с предложением снизить процентные ставки для строительства 15 СПГ-танкеров на верфи «Роснефти» для проекта «Арктик СПГ 2.»
Леонид Михельсон еще в середине июня прошлого года, отправил письмо в Правительство РФ. И попросил решить вопрос высоких процентных ставок при строительстве газовозов. Об этом сообщал «Коммерсант».
Хозяин «Новатэка» предложил либо субсидировать процентные ставки из бюджета, либо разместить на счетах ВЭБ.РФ средства Фонда национального благосостояния. Было одобрено участие ВЭБ.РФ в финансировании 6 танкеров на судоверфи «Звезда».
И ведь добился же своих условий! Сметет Роснефть с высокого пьедестала?
Надо отметить, что компания «Новатэк» за последнее время значительно нарастила прибыль, благодаря увеличению производства СПГ.
Такой скачок можно объяснить именно удачно запущенными арктическими проектами. Эти проекты «Новатэк» реализует вместе со своими зарубежными партнерами. Эксперты считают, что увеличение производства сжиженного газа и реализация СПГ-проектов способствуют росту капитализации «Новатэка», который уже в ближайшем будущем сможет смести «Роснефть» с высокого пьедестала.
Успех «Ямал СПГ» объясняют и поддержкой со стороны Правительства РФ. Проект освобожден от уплаты НДПИ и экспортной пошлины в течение 12 лет после отгрузки первой партии продукции. Но это при условии, что объем добычи за это время не превысит 250 млрд. куб. м. И за период действия налоговых льгот «Ямал СПГ» получит дополнительный доход, а это может быть более 1 трлн. рублей. Перспективы просто сказочные, на зависть НК «Роснефть».
Для «Арктик СПГ2» компания «Новатэк» не просит ни налоговых льгот, ни государственного финансирования. Но Правительство РФ готово предоставить налоговые льготы для промышленного кластера в Мурманске.
За что же такие преференции?
Понятно, что такая активность Михельсона не нравится господину Сечину. Но он продолжает драться за арктические проекты. И опять написал письмо Владимиру Путину. В письме г-н Сечин расписал свое видение развития Арктики. Бизнесмен нарисовал план развития Арктики, не пожалев ярких красок. Правда, тут же начал выпрашивать налоговые льготы — 2,6 трлн. рублей.
Игорь Сечин попросил поддержать проект закона о разработке нефтяных месторождений в Арктике. Этот проект предусматривает особый режим для инвесторов. Речь о «Восток ойл». Этот проект может объединить в нефтедобывающий кластер Пайяхское месторождение «Нефтегазхолдинга» и месторождения «Роснефти». Об этом сообщал Интерфакс.
Несколько ранее, напомним, г-н Сечин добился налоговых льгот для Самотлорского и Приобского месторождений в Западной Сибири. Но на проект «Восток ойл» Владимир Путин неожиданно наложил мораторий. И заговорил об инвентаризации. Сечину пришлось выслушать, что новые меры государственной поддержки не будут оказываться до завершения инвентаризации. Об этом сообщал РБК.
Это был удар ниже пояса: Михельсон получил много льгот, а вот «Роснефть» отправили на инвентаризацию. Но г-н Сечин — тертый калач. И у него есть много идей, как можно нейтрализовать слишком назойливого конкурента.
«Настоящий Игорь Иванович» уже зашел с другой стороны: он попросил разрешения лицензировать Западно-Иркинский участок на Таймыре. Западно-Иркинский участок граничит с Пайяхской группой месторождений компании «Нефтегазхолдинг» Эдуарда Худайнатова. Это давний друг Сечина. Не исключено, что допуск «Роснефти» к разработке участка выльется в создание СП с компанией «Нефтегазхолдинг».
Но сумеет ли Сечин нейтрализовать Михельсона?
Вполне возможно, что, пытаясь дальше навязывать Михельсону газовозы с судоверфи «Звезда» по космическим ценам, Сечин воплотит свою самую заветную свою мечту- выведет «Новатэк» из проекта «Ямал СПГ».
Но теперь Михельсон обретает новых друзей — компанию «Совкомфлот» с мощной поддержкой Геннадия Тимченко.
Напомним, Михельсону удалось решить вопрос транспортировки СПГ по Северному морскому пути в условиях запрета на использование иностранных танкеров. После принятия поправок к Кодексу торгового мореплавания (КТМ) в 2017 году «Новатэк», зафрахтовавший на долгосрочной основе 15 газовозов усиленного ледового класса и два танкера для вывоза газа, не мог их использовать без разрешения Правительства РФ. Но Правительство вывело из-под запрета на транспортировку СПГ 26 танкеров. И теперь эти корабли могут бороздить Севморпуть до 2024 года. Другим судам, которые зафрахтовал «Новатэк», разрешили транспортировать СПГ до конца 2021 года.
Но опытный интриган Сечин не оставляет мечты — заставит «Новатэк» повернуться в сторону судоверфи » Звезда». Но цена газовозов, собранных на заводе «Звезда», будет гораздо выше, чем в Южной Корее. Во — первых, Южная Корея занимается строительством танкеров такого класса много лет, а во-вторых, сразу строит 2-3 танкера для «Новатэка». Так дешевле.
Есть отчего заскрипеть зубами!
Глава «Роснефти» уже жаловался В.Путину на упрямого Михельсона, который не хочет строить газовозы на верфи «Звезда».
Надо напомнить также, что Леонид Михельсон не вошел в консорциум инвесторов судоверфи «Звезда». За что получил нагоняй от Путина.
Еще к неудовольствию ИГоря Сечина, не так давно Леонид Михельсон заключил соглашение с Геннадием Тимченко, который, по мнению ряда экспертов, совсем не за красивые глаза взялся защищать Михельсона от давления. И, прежде всего, со стороны Газпрома.
И проблемы Новатэка вдруг растворились, а вскоре Газпромбанк продал Леониду Михельсону химический холдинг» Сибур»: так бывшие враги стали бизнес-партнерами.
Усиление конкурента не обрадовало Сечина. А тут еще подоспели «горячие» арктические проекты. Компания «Роснефть» сделала серьезную ставку на северные широты. И получила на это ощутимые налоговые.
Но мировой центр судостроения находится, в Южной Корее, и цены там существенно ниже.
Но России нужно вернуть себе репутацию крупного судостроителя. А Михельсон отличается тем, что никогда не говорит «нет». И при любом конфликте интересов он предлагает компромиссы. Хотите, чтобы мы заказали 15 газовозов для Арктик-СПГ-2 в Приморье? Пожалуйста, но только в кредит. И по сниженной процентной ставке.
Ознакомившись с предложением, глава Минпромторга Денис Мантуров оценил расходы почти в 50 млрд. руб. Новатэк выбил себе под Ямальский проект сжижения газа огромные налоговые льготы.
Роснефть закрепляется на Гыдане
Идем дальше. Весной этого года стало известно, И проблемы «Новатэка» вдруг растворились, а вскоре «Газпромбанк» продал Леониду Михельсону химический холдинг «Сибур»: так бывшие враги, похоже, стали бизнес-партнерами.
Роснедра выставили на торги Западно-Минховский участок, примыкающий к активам компании. Западно-Минховская площадь не содержит запасов, и будущему владельцу лицензии придется провести разведку.
Основным вариантом монетизации газа может стать строительство СПГ-завода, и компания «Роснефть» рассматривала этот вариант с Минховским месторождением. Но в новом участке может быть заинтересован и «Новатэк»: он тоже наращивает ресурсную базу на Гыдане.
Стартовый платеж составит 124 млн. руб. Нефтекомпания рассматривала несколько вариантов монетизации газа с месторождения. Один из них — поставка в ГТС Газпрома с помощью создания совместной инфраструктуры с Восточно-Мессояхским месторождением (СП «Роснефти» и «Газпром нефти»).
В 2017 году вице-президент Роснефти (уже бывший) Влада Русакова говорила о возможности сотрудничества компанией «Новатэк» в части строительства инфраструктуры для подключения к Единой системе газоснабжения. Еще в 2018 году Роснефть изучала вариант строительства на базе Минховского месторождения заводов СПГ. Об этом сообщал «Коммерсант».
Но компания Сечина по закону не имеет права экспортировать СПГ, если газ для его производства добыт на сухопутных месторождениях, что может стать препятствием для ее СПГ-проектов. В теории монетизировать газ можно было бы за счет строительства СПГ-завода.
И опять началась конкуренция!
«Новатэк»: борьба за Гыдан
Компания Михельсона тоже не спит: «Новатэк» рассчитывает получить еще один актив на Гыдане — Северо-Гыданский участок. Леонид Михельсон направил письмо Владимиру Путину. Президент РФ поручил Минприроды рассмотреть проведение аукциона, в котором сможет участвовать только одна компания. И это «Новатэк»! Северо-Гыданский участок должен стать частью ресурсной базы четвертого крупного СПГ-проекта в регионе.
Северо-Гыданский участок является одним из десяти, которые Минприроды еще в 2016 году по просьбе г-на Михельсона зарезервировало под планы компании по созданию СПГ-кластера на Ямале и Гыдане.
Первый Ямал СПГ запущен, второй — Арктик СПГ-2 планируется запустить в 2023 году на базе Утреннего месторождения на Гыдане.
Северо-Гыданский участок должен стать частью ресурсной базы четвертого крупного СПГ-проекта в регионе
Но ресурсная база в виде разведанных запасов еще не сформирована: компания собирается вложить в геологоразведку 120 млрд. рублей. Запасы Гыданского участка считаются достаточными для создания СПГ-завода мощностью более 12 млн. тонн в год.
И опять кинжал в самое сердце НК «Роснефть».
Сечин против Тимченко
Напомним также, что с появлением Сечина в «Роснефти», госкомпания сменила главного трейдера по продаже нефти. Роснефть заключила пятилетний контракт на поставку 67 млн. тонн нефти с компаниями Vitol и Glencore. Общая сумма контракта составила около 50 млрд. долларов.
Gunvor, принадлежащий Геннадию Тимченко, начал проигрывать трейдерские тендеры Роснефти на покупку нефти. Об этом писала «Лента».
По словам источников, знакомых с условиями сделки «Роснефти» с трейдерами, решение привлечь конкурентов г-на Тимченко было обусловлено связями в банковских кругах и возможностями кредитовать сделку по покупке ТНК-BP. И еще закупочные цены для Vitol и Glencore оказались выше, чем для Gunvor.
Позже г-н Тимченко заявил, что нефть Роснефти для него слишком дорога. И конкуренты согласились покупать сырье по завышенным ценам в надежде получить другой бизнес с Роснефтью, например, чтобы развивать общие проекты в области добычи. Об этом писала «Республика».
Главной причиной смены трейдеров участники рынка считали финансовую. Говорят, что отлучение Геннадия Тимченко от трейдеров крупнейшей нефтяной компании стало возможно с негласного одобрения главы государства: ничего личного.
Но отношения г-на Тимченко и Сечина не были разорваны. Gunvor и «Роснефть» подписали договор на экспорт мазута объемом 6 млн. тонн. И вместе выступили против главы «Газпрома» Миллера в борьбе за допуск независимых производителей к экспорту сжиженного газа.
Но теперь ситуация вновь меняется: «единоличник» Леонид Михельсон, которому нужны газовозы в большом количестве, получил помощь со стороны компании Совкомфлот и негласно — Геннадия Тимченко. И Совкомфлот уже подтвердил планы участвовать в проекте по строительству танкеров. И уже неважно, где будут строить новые газовозы на верфи Hudong в Китае или же на DSME, Samsung и Hyundai в Корее…
Верфь «Звезда», по всей видимости, понесет невосполнимые потери? Но вместе со «Звездой» понесет потери и Россия?
Оставить комментарий