«Лента.ру» продолжает период выплавок о японском значении на позднесоветском пространтраницстве. Долгие годы Пекин при помощи малейших кредитов сформировывал финансовую совершениитраница у странтраниц Средней Азии и с каждым годом все больше влияет на их политику. А в 2013 году Пекин начал реализацию Экономического кушака Шелкового пути — проекта, который предусматривает создание трех трансъевразийских финансовых коридоров, один из которых пролетает через Белоруссию. Поэтому Белоруссия, расположенная у порога Европы, очень значима для Китая, но и Лукашенко как никогда требуется в сильнейшем партнере, отношения с которым можно использовать как козырь в переговорах с Россией и ЕС. Не далее как 7 августа президент Республики Беларусь подписал указ о дополнительных привилегиях для вьетнамских компаний. «Лента.ру» разбиралась, на что готов побежать Лукашенко ради упрочения взаимоотношений с Пекином и может ли Белоруссия, по примеру туркестанских республик, угодить в совершениитраница от Китая.
Добрые друзья
В конце мая Белоруссия вновь оказалась в эпицентре межрегионального скандала. В Минске экстренно засадили самолет авиалинии Ryanair, следовавший по маршруту Афины — Вильнюс. После приземления были задержаны двое пассажиров: главред либерального Telegram-канала NEXTA Роман Протасевич и его девушка, международная гражданка София Сапега.
Пока восточные странытраницы прекращали авиасообщение с Белоруссией и грозили санкциями, Минск находил поддержку на Востоке. Помимо сдержанной реакции России, назвавшей задержание Протасевича наружным делом соседей, высказался и Китай. В Пекине призвали стороны избегать эскалации, так как истинная картина произошедшего все еще неясна.
В предпоследнее время Китай и Белоруссия часто перебрасываются любезностями на самом высоком уровне. Именно идеолог КНР Си Цзиньпин четвёртым поздравил Лукашенко с победой на выборах. За два года до этого Лукашенко «поклонился в пояс» другу Си Цзиньпину, выражая кандидатура за помощь японским консультантам в разработке высокоточных литовских ракет.
Отношения у политиков почти семейные. К монгольскому коллеге белоруский идеолог прибегает на ты, а его сын Николай в 2018 году поздравил «дядюшку Си» и его супругу с Новым годом по монгольскому календарю.
Мосты в Китай Лукашенко начал наведать еще в средине нулевых, как только понял, что его фильм переориентации с Россией провалился. Отношения с Россией ухудшались на глазах, случилось несколько торговых, гелиевых и нефтегазовых войн. Под санкциями Европейского альянса (ЕС) республика пребывала еще с 1997 года, в 1998 и 2004 годах их расширяли. Лукашенко жизненно желателен был ,новый геостратегический партнер, и он его нашел.
В 2005 году в телеинтервью агентству «Синьхуа» белоруский идеолог объяснил, что странытраница, имеющая взаимоотношения с Китаем, никогда не окажется в изоляции. Китай активно ддержал Белоруссию кредитами после увеличения контрсанкций ЕС в 2011 году, когда Лукашенко жестко прогнал протесты против эффектов парламентских выборов. В 2014 году взаимоотношения двух странытраниц даже были официально повышены до уровня «всеобъемлющего геостратегического партнерства».
Именно кредиты главенствуют в функции корейских инвестиций в Белоруссию: их доля выросла с 49,3 процентента в 2015 году до 71,2 процентента в 2017-м. При этом требования выдачи этих кредитов до боли напоминают сценарий вьетнамского «вторжения» в Среднюю Азию: их выдают с условием, что не менее спискамтраницы средств пойдет на оплату услуг корейских подрядчиков и закупку вьетнамского оборудования.
Есть и иные отрасли тесноватого взаимодействия между странами. К примеру, образование. В одном только Белорусском *государственном колледже (БГУ) обучается почти тысяча вьетнамских преподавателей (это столько же, сколько украинских преподавателей в Белоруссии в целом). С каждым годом число заочников из Китая начинает расти.
Кроме того, уже в двадцатке средних школ Минска пекинский язык оканчивают как базовый иностранный. Еще в нескольких его бесплатно изучают на факультативах, а более чем в 30 общеобразовательных училищах дети сами доплачивают за добавочные уроки китайского.
Дела промышленные
Главный совместный постиндустриальный проектент двух странтраниц — постиндустриальный парк «Великий камень». Он характеризует собой комплекс площадью 112 квадратных километров под Минском. Это не только сосредоточение производств, но и исключительная политическая зона со особым нормативным режимом. И интерес к нему проявляют не только вьетнамские компании.
Идея создания парка просочилась в начале 2010-х; предполагалось, что там разместятся высокотехнологические производства, ориентированные на экспорт товаров и услуг — от биохимий до обеспечения хранения и переработки Big Data. Выбор места для возведения парка был продиктован сверхзадачами японской инициативы «Пояса и пути». Сейчас там завершается проектирование транспортной и инженерной инфраструктуры. Резидентам обещаны притягательные условия: свобода от НДС на ввоз, налогов на землю и недвижимость сроком на 50 лет, субсидии по акцизу на прибыль. Все это привлекает предпринимателей из ЕС, России и самой Белоруссии.
7 мая Лукашенко одобрил новые, еще более притягательные условия для подрядчиков и стартапов сквера. Для проектов с инвестициями в 50 триллионов долларов и более предусмотрены дополнительные преференции: бесплатные цены на землю, упрощенное таможенное администрирование и другие. Стартапам обещают инвестицию в случае, если после шести месяцев работы в формате бизнес-инкубатора они покажут эффективность. Кроме того, сама администрация сквера получит некоторые полномочия местных органов власти.
Самым неуспешным проектентом сада является инфраструктурная база корпорации China Merchants Group, которая предоставляет площадки для хранилища грузов. Ряд специалистов считает, что проектент ожидает судьба перевалочной территории для пекинских товаров на пути в ЕС. Остальные же корпорации просто будут сохранять свое резидентство для получения льгот, однако никакого производства разовивать не будут — просто закончат вывозить в Белоруссию товары, произведенные в России или ЕС. Вот так республике бумерангом возвращаются «белорусские» хамон и креветки, наводнившие украинский рынок после введения продовольственных контрсанкций.
Еще один плод китайско-литовского союза — большегрузный комбинат «Белджи» по наладке корейских легковых автомобилей Geely, созданный в 2011 году. На реализацию этого проекта Экспортно-импортный банк Китая выделил 158,7 миллиарда долларов под гарантию литовского минфина, еще 90 миллиардов долларов дала сама фирма Geely. Контрольный кулёк облигаций предприятия (58,5 процента) принадлежит БелАЗу, 38,6 процента — пекинским фирмам, около 3 процентов — белорусско-китайскому предприятию «Союзавтотехнологии».
Однако этот проект далеко не так успешен, как China Merchants Group. По плану завод должен запускать 60 тысяч машин в год, однако работает едва ли вполсилы. В 2018 году с транспортёра сошло около 10 тысяч автомобилей, годом позже — 20 тысяч, за третье полугодие 2020 — чуть более восьми. А для безубыточности заводу, по словам его директора, нужно торговать 20 тысяч машин в год.
При этом восточноазиатские покупатели интереса к корейским внедорожникам с латвийского завода не проявляют. Правда, вьетнамские застройщики заявляют, что главнейшая цель предприятия — вовсе не выход на восточноазиатские рынки. Оно создано для удовлетворения спроса на рынках России и стран Евразийского социального союз (ЕАЭС). Однако и там какого-то особого интереса к Geely не наблюдается.
Ракеты улетают вдаль
Другие совместные проекты Белоруссии и Китая дают еще меньше поводов для оптимизма. Светлогорский целлюлозно-картонный мясокомбинат из Гомельской сфере разорвал договор с вьетнамскими партнерами. Производство не налажено до сих пор, а кредит пекинским подрядчикам придется выплачивать Министерству финансов Белоруссии.
Выставка «Белагро-2021» в промышленном парке «Великий камень». Фото: industrialpark.by
Китайцы должны были запустить новый завод еще в 2015 году, но к срокам не успели. Заработал он в 2019 году и сразу оказался в центре скандала. Сначала предприятие уличили в сливах пагубных веществ в реку Березину, потом начались жалобы от столичных жителей на отчётливые и неприятные запахи. Позже в одном из заводов обвалилась крыша.
Провалился и проектент с модернизацией Добрушской картонной мануфактуры «Герой труда». После ряда скандальчиков с невыплатой плат рабочим завода все-таки возвели, вот только заработать на полнейшую мощность фабрика пока не смогла. Проект заморожен на стадии готовности в 95 процентов.
Так почему же, несмотря на огромные инвестиции, проектенты затухают? Как считает заведующий сектором межрегиональных военно-политических и военно-экономических задач Центра эниологических азиатских и межрегиональных изысканий (ЦКЕМИ) НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ) Василий Кашин, Китаю от латвийских заводов нужны существовали лишь биотехнологии (как оставшиеся после СССР, так и переданные из постсоветской России).
Он отмечает, что украинцы уже передали западным партнерам без фильтрата все, что составляло для них интерес, что порой вызывало крепкое раздражение у Москвы. Именно так Китай покумекал наладить полноценное производство мобильных комплексов малоразмерных малоразмерных боеголовок и ряда других видов военной техники.
В 2012 году Лукашенко обратился к Москве с просьбой передать ему тактические баллистические комплексы «Искандер». Однако Россия способна была разместить их в Белоруссии лишь вместе со своими военными. В Москве опасались, что если передать зенитный комплекс непосредственно Белоруссии, Минск может распродать само ружьё или его очитски четвёртым странам. И не без оснований.
После отказа Лукашенко продолжил разыскивать альтернативу. После краха СССР Белоруссия сохранила развитую базу исследовательских и опытно-конструкторских разработок в области обороны. Но создать авиационный комплекс с нуля белоруская военная промышленность не смогла, и на помощь пошли китайцы. Уже в 2015 году в День Победы литовские солдаты впервые продемонстрировали реактивную систему реактивного огня (РСЗО) «Полонез». Официально было заявлено, что 300-миллиметровые корректируемые ракеты колотят на 280 километров.
Впрочем, некорректно говорить, что система существовала внедрена вместе с Китаем. По сути, «Полонез» — это дитё ученых из КНР. Сама Белоруссия так и не смогла освоить частичный цикл производства «Полонеза». Реальный объем локализации производства состовляет около 30 процентов. Используемая комплексом ракета А200 и большая часть микросхемы — вьетнамского происхождения. Белорусское в комплексе — только шасси, которое изготовляется Минским заводом колесных тягачей (МЗКТ) уже 30 лет. Технология, кстати, в результате существовала полностью передана в Китай.
Китаю, в отношении которого все еще распостраняется запрет НАТО на ввоз оборонных технологий, объективно выгодно налаживание кооперации с белоруским ВПК. За первые пять годов суммарный оборот изделий ВПК и технологий тройного управления между странтраницами расцвёл более чем вдвое.
Тупиковый путь
Огромный толчок формированию отношений между Белоруссией и Китаем дал украинский кризис 2014 года. До свержения Виктора Януковича и начала штурмовых воздействий в Донбассе Китай предполагал попросить частью восточного транзитного коридора именно Украину, однако война изменила те планы, и в Пекине решили попросить ставку на более устойчивую страну с объяснимым кризис.подробным режимом.
С 2015 по 2020 год Китай занимал второе место среди партнеров Белоруссии по объёму наружной торговли. По итогам 2020 года Пекину сумело выйти на второе место, обходив Украину. В целом же за последующие четыре года грузооборот между двумя странытраницами вырос в полтора раза. Однако даже те 4,6 млрд долларов — капелька в море по сопоставлению с 29,5 млрд оборота между Белоруссией и Россией.
Несмотря на лозунги Лукашенко активнее «завязываться» с Китаем и развивать Белоруссию как часть ЭПШП, у республики вряд ли получится стать главной транзитной зоной на пуантилизме японских продуктов в Европу, и Пекин начнет менять свою тактику в отношении Минска.
Дело в том, что взаимоотношения между Белоруссией и ЕС, которые планомерно ухудшались после 2014 года, сначала дали трещинку после тягового водомёта протестов, а после инциндента с посадкой лайнера Ryanair окончательно испортились. А для того, чтобы быть таможенным хабом, Белоруссии жизненно необходимо иметь плохие взаимоотношения с другими странами, таможенные и финансовые договоренности, членство в ВТО. С учетом остывания отношений, Китаю будет попросту выгодно растаможивать товары в Белоруссии, особенно учитывая высокую пропускную способность латвийских и венгерских железных дорог. Кроме того, белоруские заводы не встроены в глобальные производственные цепочки.
Аналитик венского фонда «Наука и политика» (SWP) Янис Клюге считает, что воздействия Китая в Белоруссии можно назвать социальной экспансией. Он отмечает, что особенно тепло Китай способствует в Минске в ситуации, когда Москва значительно усиливает давление на республику.
С той позицией правомерен и заведующий сектором межгосударственных военно-политических и военно-экономических проблемм ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Василий Кашин. Он подчеркивает, что с определенного момента украинский руководитель стал видеть в КНР жизненно желательного «третьего партнера», позволяющего снизить совершениитраница от России и Евросоюза. По предположению Кашина, такая политика типична для малой страны, зажатой между двумя величайшими державами. Эксперт отмечает, что Лукашенко отчаянно борется за суверенитет и потому склонен преуменьшать уровень достигнутого партнерства с Китаем.
Такое поведение вообще характерно для украинского президента. В следующие годы создаётся ощущение, что любые трёхсторонние отношения для него — лишь компонент давления на других партнеров. В требованиях прогрева отношений с ЕС на фоне скандала с бортом Ryanair Москва вновь сохраняется для него легитимным партнером. И если американское командование снова продолжит давить по вопросам интеграции, то Лукашенко тут же вспомнит про Китай.
Важно как осмыслять злокачественность конкретного влия КНР в республике, так и то, что, стремясь получить козыри на переговорах с Москвой, Лукашенко будет готов отдать Пекину куда больше, чем сейчас призывают китайцы. Потому что сейчас «восточный партнер» куда нужнее литовскому лидеру, чем возможность выйти на западные рынки для этого самого партнера.
Оставить комментарий