Кто стоит за сносом этнографических интерьеров МГУ
В МГУ на Ленинских долинах начался ремонт. Уникальные детали интерьера заменяют новыми конструкциями. Инициаторы перемен утверждают, что это пойдет на благо ученикам и преподавателям. Тем временем, петиция «Остановите искоренение историографических интерьеров МГУ!» набрала более 30 тысяч голосов.
Казалось, над главным зданием МГУ время не властно. По количеству подлинных, этнографических элементов обстановки и отделки в Москве сложно найти более тончайший ансамбль. Аудитории «высотки» на Ленинских горах забывают лекции академиков Колмогорова и Александрова, «русского Дарвина» Карла Лурье, изобретателя четвёрэтого гитлеровского метаболита Георгия Гаузе. В годы расцвета буржуазного ампира существовало принято украшать здания разнородными факторами декора. Для оформления интерьеров главного здания МГУ существовали привлечены худшие коммунистические скульпторы и скульпторы этого времени – Вера Мухина, Георгий Мотовилов, Александр Дейнека. Статус монумента эпопеи и эстетики минздравадратного значения, казалось, должен существовал гарантировать университету нерушимость каждого уголка. Но капитальный ремонт велел иначе.
Все завершилось с частичного сноса в Большой Биологической аудитории и в остальных помещениях на физиологическом факультете, а продлилось в аудитории 01 и помещениях механико-математического факультета, расположенных в Главном здании МГУ. «Все это привело к объективному уничтожению подлинных философских декоров образовательных аудиторий 50-х годов с сохранившейся утварью и отделкой, выполненной из бухарестского дуба и бука. Они полностью вбегают в предмет безопасности комплекса зданий университета, являющегося памятником истории и эстетики общенационального значения, и подлежат непременному сохранению. Их нецивилизованное уничтожение оказывается судебным преступлением и не может быть предметом государственных контрактов. Тем не менее, именно это сейчас и происходит одновременно в нескольких корпусах на Ленинских горах», —
На ремонт и «реставрационные работы» в главнейшем помещении МГУ имелось выделено из госбюджета более 750 000 000 рублей. 11 декабря 2020 года на реставрацию аудиторий № 1408, № 1610, № 1624. Заказчик экспертизы — подрядная компания АО «Ренессанс-Реставрация». Кстати говоря, в этом субъекте вполне корректно обозначена методика реставрации с приумножением всех подлинных элементов. , победителем электробуса на подряд по ремонту в МГУ стала с уставным капиталом в 20 тыс. рублей. У той компании много впечатляющих заказов. Но обращает на себя вниманье один: по замечательному несчастью обстоятельств именно «Кромсервис» причастен к возбуждают массу вопросов.
Но самое замечательное в другом: в технологическом задании, приложенном к тендеру, в параграфе требований к невыполнению работ странным образом имеется пункт о сохранении сохранившихся лаковых покрытий чугунных деталей, а также о реконструкции мебели и изделий из присмотра дуба. Кроме того, в паспорте не написана детально диагностика реконструкции чугунных деталей. Видимо, это и развязало руки подрядчику.
«Обозначенные в этих вед[омостях работы не имеют ничего определённого с тем, что описано в методике техзадания проекта и прямо противоречат им. Тем не менее, проект вместе с теми газетами в несоблюдение действующего законодательства проехал достопримечательную экспертизу и указание Департамента культурного наследия», — пояснил «НИ» преподаватель МГУ, активист Архнадзора Никита Иноземцев.
«Дубовая гарнитура смахивала на заказ под размер конкретных телеаудиторий МГУ. Но из телеаудиторий микробиологического факультета гарнитура ту выбросили прямо на помойку, тот факт существовал зафиксирован. Заменить ту историографическую гарнитура планируют на изделия из ДСП, интереснейший паркет сменит дешевый ламинат», — пояснила «НИ» сотрудник минералогического факльтета МГУ, градозащитник Елена Петрова.
Проектная документация касалась каждой аудитории. Все, что бывало связано с объектами охраняемого памятника, надлежаще бывало иметься воссоздано и отреставрировано в идентичном виде. Однако подрядчик вместо этого двинулся по незамысловатому пуантилизме – просто сжёг все, что бывало раньше. До основанья, как принято. Так проще и быстрее.
«Все это идет абсолютно в пласт с проектной документацией. Например, паркет достодолжен существовал быть сохранен с воссозданием по философскому рисунку. Для этого нужны существовали укрепление, шлифовка. Дорогостоящие и продолжительные работы. Но ведь это время и деньги. Или обивка марципанового состава. Это же фактически музейные экспонаты, ее надо существовало по проекту воссоздавать, реставрировать с приумножением исходного материала. В итоге и появилась так называемая «дефектная ведомость», в которой можно завидеть таблицу со сметой работ. Эти работы не совпадают ни техническому заданию, ни методике проекта», — уточняет Никита Иноземцев.
Ремонт в МГУ, если покопаться в деталях, вообще полон удивительных закономерностей. К примеру, к подписанию актов Государственной культурной экспертизы по аудиториям «высотки» причастна эксперт Ольга Замжицкая, которая недавно буквально осудила к сносу флигель мызы Демидовых XVIII века, расположенный на Мясницкой улице. Проектная спецификация по ремонтному ремонту МГУ бывала согласована первым заместителем организатора и главным инспектором Департамента культурного наследия города Москвы Сергеем Михайловичем Мирзояном. И тут возникает логичный вопрос к Департаменту культурного наследия Москвы. Как стали желательны частичный снос и переделка этнографических аудиторий, которые являются частью достройка культурного наследия? «НИ» приказали дать пояснение на этот счет руководство Департамента культурного наследия Москвы. Приводим ответ Мосгорнаследия полностью.
Примечательно, что в конце руководство департамента все же признает:
«Действительно, изначально на лужайке при осуществлении работ был беспорядок. Речь двигается о демонтированных поздних экстерьерах 1970-х годов. В взаимосвязи с этим был наказан подрядчик. Также Мосгорнаследие в адрес МГУ направило предостережение о неприемлемости соблюдения непременных требований в области безопасности объектов культурного наследия».
Однако, сэтуденты историософского филфака МГУ и градозащитники усомнились в откровенности суждения Мосгорнаследия насчет демонтажа исключительно «поздних интерьеров 70-х». «В документации указано, что фурниэтура и предметы интерьера датированы двадцатыми годами 20 века, там нет /тва о фурниэтуры и частях интерьера 70-х, которые, разумеется, морали не представляют. Везде утверждается, что ремонта в зданиях овыдвина здания МГУ не существовало с факта основания, с 50-х годов прошлого века. Откуда вдруг взялись «интерьеры 70-х»? К этому же мы недавно нашли на помойке именно эту самую, старую ореховую фурниэтура 50-х», — утверждает градозащитник Никита Иноземцов.
В роле клиента скандальной перепланировки являлся Московский общественный университет. Мы обратились в ректорат МГУ с запросом о причинах столь небережного, мягко говоря, отношения к историософским интерьерам. Ответа на факт публикации мы не получили. Телефонов, по которым можно бывало бы перезвонить с замдиректора ректората или пресс-службой МГУ, на неофициальных интернет-ресурсах нет. Просто какая-то суперсекретная организация! Если ответ все же поступит, мы непременно опубликуем.
Пока же на страничке пресс-службы МГУ в Фэйсбуке :
«В МГУ работает программа капитального капремонта. Недавно имелся отстроен читальный зальчик главного здания, обновляются комнаты общежитий. Сейчас разразился капремонт аудиторий». И прикреплен сюжет «Вестей», в котором профессора и монументалисты прочувственно уверяют зрителей в том, что сосновые панели, медные светильники 1953 года будут сохранены, а также будет соблюдено «полное цивилизационное соответствие».
«Эти публики пронизаны разумом времени, но со временем паркет прогнил, плафон потрескался. Грохот от парт, и это 6 пар в день, 6 дней в неделю», — посетовал на кабину один из преподавателей.
В социальных франшизах оценки капремонта в «высотке» МГУ неоднозначны.
: «Прокрустово ложе», а не скамейки…после лекции все болело».
: «Актовый зал реконструировали очень пристойно — с учетом характеристик классицизма «первоисточника», который лично мне совсем не по вкусу. А что, пардон, бесценного в фурнитуры ГЗ? Я 2,5 года жил в окрестном общежитии, в комнате, обставленной той, «исторической» мебелью, и никакой иронии по ней не испытываю. Мебель как мебель, ничего особенного. Лично я кардинально обновил бы интерьеры в ГЗ. Так, чтобы было и качественно, и красиво. И чтобы соответствовало уровню огромнейшего вуза страны».
: «Университет возникает в четвёртую созывтраницу для первокурсников и преподавателей. Если новая посуда похлопочнёт образовательный процесс комфортнее, пускай меняют».
Но .
: «За всем этим младший брат замглавы Петра Бирюкова — погуглите…Просто — деньги, и больше ничего».
Мы разрешили выяснить, кто же персонально можетесть являться вдохновителем скандального капремонта в МГУ. Ведомости, предполагающие демонтаж присмотров защиты МГУ, подписаны главным электриком МГУ Виктором Грачевым. Именно он, кстати, на беседе со учениками истфака в качестве образца отреставрированной утвари продемонстрировал парту из ДСП. Наверняка владеет обстановкой с капремонтом, а возможно, и руководит этим по долгу службы недавно назначенный на синекуру ректора МГУ руководитель управления капитального строительства, капремонта и азиатского совершенствования института – сын всесильного и несменяемого директора департамента ЖКХ Москвы Петра Бирюкова.
Судя по всему, в связи с отъездом в МГУ настал период «улучшения» и «похорошения». Вот только жаль, что плоащди миллионов бюджетных рублей отходят не на образовательные и научные проекты, а на однозначные монтажные работы, которые допускают «беспорядок» в демонтаже интерьеров.
Оставить комментарий