Магазины британской сети Hamley’s в России испытывают большие трудности. Через суд с них пытаются взыскать порядка 80 млн рублей. Всего в базе арбитражных судов 24 иска от поставщиков и арендодателей. Они адресованы Ideas4retail, российской франшизе бренда, которой владеют Евгений Бутман и Александр Мамут. Компания накопила долгов на 78.57 млн рублей перед производителем детской одежды Gulliver, принадлежащий финской компании Stockmann «Невский центр». К текущему моменту ассортимент товара в магазинах франшизы уже значительно сократился, впереди – сокращение площадей. Однако и это вряд ли поможет сети вылезти из долгов и снова нагнать прибыль.
Несмотря на это, для Александра Мамута Hamley’s продолжает оставаться крайне выгодной инвестицией. Как минимум потому, что заработал он на ней больше, чем вложил благодаря махинациям все с санируемым банком «Открытие»…
Операция «Мамут»
Историю с инвестициями в Hamley’s в феврале 2018 года вскрыл бывший одноклассник Александра Мамута и некогда его боевой товарищ банкир Александр Лебедев. Так, по его словам, доля в 40% в франшизе стоила бизнесмену 3 млрд рублей, а кредит в «Открытии» он оформил на 5.5 млрд рублей. По факту, речь идет о завышении стоимости малоликвидных активов акционеров банка: для получения кредита на покупку Hamley’s Мамут, будучи акционером банка, по словам Лебедева, просто завысил ее стоимость, и 2.5 млрд рублей ушли «в никуда».
Мамут не хочет делиться «игрушками»?
Причем подобная «кредитная» сделка у Мамута была не единственной: Лебедев утверждает, что по такой же схеме была оформлена покупка книготорговой сети Waterstone. Через Кипр было оформлено 100 млн фунтов в то время, как реальная цена составляла всего 52 млн фунтов. Итого – порядка 48 млн фунтов, то есть порядка 5 млрд рублей на момент сделки. Кстати, еще 18.1 млрд рублей в конце 2016 года Мамут потратил на выкуп 50% Rambler&Co у Владимира Потанина. Внимание, вопрос знатокам: на какую сумму он взял для этого кредит в «Открытии»? Судя по историям с Hamley’s и Waterstone, не меньше 35 млрд рублей! И, согласно данным банковских аналитиков, это подтверждается: Rambler действительно была заложена в «Открытии» на сумму, в два раза превышающую реальную стоимость компании!
А в 2017 году господин Мамут устроил масштабную акцию по выкупу кинотеатров. Его A&NN Investments приобрело сети «Формула кино» и «Синема парк». Суммы тогда не разглашались, но их масштаб вполне можно представить. Не это ли «доконало» банк?
Небо в алмазах
Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что Мамут далеко не единственный, кто «кинул» «Открытие». Вспомнить хотя бы основного бенефициара Вадима Беляева, который умудрился приобрести абсолютно убыточный «Росгосстрах», из которого все более-менее прибыльные активы давно были выведены бывшим владельцем Данилом Хачатуровым. И отвалил за него столько, сколько страховая компания, пожалуй, вообще никогда не стоила.
Беляев с Мамутом растащили «Открытие»
Интереснее история с алмазным месторождением в Архангельской области: оно действительно является ценным активом, причем едва ли не единственным из всех оставшихся у «Открытия». Купил его тоже товарищ Беляев по цене на 30-40% выше реальной, уверяют представители рынка. По крайней мере, официально сумма сделки составила порядка 1.5 млрд долларов, а уж какой частью от нее он рассчитался за алмазы с Вагитом Алекперовым, а какую они просто поделили между собой – не наших умов дело. Вопрос в другом.
В середине февраля господин Мамут через кипрские компании увеличил свою долю в «Открытие – холдинг» до 19.56%. В это время, напомним, Беляев уже скрылся за границей, опасаясь преследования за «схематоз». А Мамут, похоже, решил прибрать к рукам те самые алмазы, которые в итоге оказались «плохо лежащими». Ну а что? Сделка уже проведена, деньги из «Открытия» на нее выведены, но оставлять алмазные россыпи Центробанку ну никак нельзя. Вот и произошло очередное вложение Мамута в абсолютно бессмысленный актив: лишившись банка, группа «Открытие» потеряла свой основной доход, и иной логики в действиях Александра Леонидовича попросту невозможно найти.
Впрочем, нельзя отрицать и другой вариант: Мамут мог увеличить свою долю в интересах самого Беляева. Ну, вроде как тот попросил «приберечь» для него алмазное месторождение, а тот и согласился. По слухам, акционеры «Открытия» были между собой в тесных финансовых взаимоотношениях, то есть попросту платили Беляеву «откаты» за «схематоз». Так что вариант их дальнейшего сотрудничества на этой почве тоже нельзя сбрасывать со счетов.
«Обнальщик» со стажем
Мамут не зря всю свою жизнь старался держаться поближе к банкам, видимо, понимая, как выгодно иметь такое подспорье в бизнесе. Он уже побывал и председателем набсовета МДМ-Банка, и поруководил КБ «Компания по проектному финансированию», а также был причастен к СКМ-Банку и Собинбанку. И все это время его подозревали в выводе средств через финансовые структуры. Но когда это происходило в 90-х – это одно, а когда все заново повторяется в 2018 – это уже наглость. Разница только в том, что в 1999 происходило занижение цен при экспорте и импорте, а с «Открытием» схема работала в обратную сторону и цены завышались. Выходит, история действительно не меняется, а движется по кругу?
По крайней мере, история с Hamley’s это подтверждает: свою прибыль от сделки по покупке Мамут уже получил, а теперь на судьбу сети ему совершенно плевать. Банкротить? Хорошо, там все равно Бутман по большей части хозяин, ему и отвечать. Да и с 70 млн рублей рассчитаться не проблема. А если продать получится, так вообще хорошо – прибыль может даже увеличится!
Оставить комментарий