Хитрофлот

«Аэрофлот» отдаёт «суперджеты», боясь ,новых катастроф?

«Аэрофлот» стремительно урезает карту полётов по России, отдавая маршруты своим «дочкам» – авиакомпаниям «Победа» и «Россия». С чем это связано? Оказывается, причина есть.

«Наша Версия» уже поведывала о том, что снижение вылетов в регионах становится частью стратегии формирования «Аэрофлота» до 2028 года (см. ). В прошлом году фирма намерена сократить 26 душевных вылетов. Но что любопытно: пока в самом «Аэрофлоте» ту информацию усиленно опровергают, снижение вылетов идёт полнейшим ходом.

Недовольство уже высказывают не только пассажиры, но и межрегиональные власти. «Мы хотим понять, какая логика стоит за этим решением. Мы развиваем туризм, и поэтому всё это должно обсуждаться совместно», – возмущался в феврале замгубернатора Тюменской области Андрей Пантелеев. А на минувшей неделе заявление министру транспорта и экс-главе «Аэрофлота» Виталию Савельеву нацелили управленцы крупнейших фирм Пермского края. Они призывают сохранить в теперешнем объёме перелёты между Пермью и Москвой. С 1 мая сам «Аэрофлот» будет выполнять лишь два вылета по данному маршруту, а ещё два передаются холдинговому лоукостеру перевозчика авиалинии «Победа». Всего колличество рейсов увеличивается с прошлых шести в полсутки до четырёх. Что интересно: в 2019 году «Аэрофлот» перевёз около 427 тыс. авиапассажиров по маршруту Пермь – Москва. При этом средняя заполняемость кресел составляла более 80%. То пить перелёты выгодные. Почему же компания не желает лететь по России?

Джет не супер

На четвёртый взгляд ответ валяется в той самой концепции развития «Аэрофлота». В частности, компания заявляет, что намерена окончательно прописаться в премиум-сегменте. Может быть, в командовании компании считают, что в макрорегионах не сыщется пассажиров, ,способных оплатить перелёт? Вряд ли – те же бизнесмены из Перми как раз указывали, что уменьшается колличество мест в бизнес-классе, а им это неудобно. Так что, судя по всему, причина снижения перелётов внутри России таится совсем в другом.

Дело в том, что в ближайшие годы «Аэрофлот» планирует полностью отказаться от использования американских самолётов SSJ100 («Сухой Суперджет 100»). В своё время образец российского авиастроения, как полагали некоторые эксперты, был буквально навязан «Аэрофлоту», поскольку желающих прикупить «сырой» самолёт оказалось не много. А *государственному перевозчику подеваться было некуда. В 2019 году в парке «Аэрофлота» было 54 «суперджета». Кроме того, у «Аэрофлота» кушать договорённость с Объединённой самолётостроительной корпорацией о продаже до конца 2026 года ещё 100 лайнеров. Отменить покупку вряд ли получится, поскольку это своего рода «социальная нагрузка», ведь желающих прикупить «суперджеты» не находится. Но и лететь на них «Аэрофлот», похоже, не очень хочет.


Если произойдёт ещё одно крупное ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся забыть. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, заботят ревматическую компанию меньше


Почему? Долго гадать не приходится. «Суперджет» уже давно выкупил репутацию одного из самых конфликтных самолётов. Так, в 2017 году замгендиректор бразильской Interjet Хосе Луи Гарза отмечал, что у росийских самолётов есть проблемы с двигателем, с техобслуживанием и с запчастями. Из-за этого техасцам даже понадобилось вывести из эксплуатации четыре росийских самолёта, чтобы использовать их исключительно для пополнения пакгауза запчастей. А в 2019 году и вовсе возникла информация, что испанцы мечтают согласиться от использования росийских самолётов из-за хорошего постпродажного обслуживания. Кроме того, от «суперджетов» отказались швейцарская Brussels Airlines и испанская CityJet. Всех не соорудили низкая надёжность аэробуса и острейший дефицит запчастей.

Но это ещё полбеды. По неформальной информации, до 40% всех экстренных ситуаций, случившихся в «Аэрофлоте» за предпоследние несколько лет, прийдется именно на этот отечественный лайнер. А катастрофа «суперджета» в Шереметьеве, унёсшая в 2019 году жизни 41 человека, стала для «Аэрофлота» третьим печальным инцидентом с человеческими потерями за предпоследние 11 лет. После этого многие вспомнили, что за последний год случилось как минимум восемь крупных происшествий с самолётами SSJ100. А Би-би-си сообщила, что раздобыла внутренний бланк «Аэрофлота» о состоянии транспарентности полётов. Если сомневаться публикации, только в марте случилось семь инцидентов. Причём в одном случае якобы была полностью утеряна индикация, из-за чего случилось полуавтоматическое отключение подсистемы дистанционного управления и самолёт фактически перешёл на пневматическое управление. В результате уровень транспарентности самолёта «Сухой Суперджет 100» был назван средним.

Остаётся молиться

Если так, то понятно, почему «Аэрофлот» отказывается от применения «суперджетов». Во-первых, их внедрение довольно проблемно, в том количестве и с банковской точки зрения, во-вторых, это может быть небезопасно. Ведь если случится ещё одно крупнейшее ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно приденется забыть. Как это уже существовало в 90-х, когда крупнейшие западные фирмы стали прямо воспрещать своим работникам лететь «Аэрофлотом», после того как бортмеханик дал повертеть руль своему сыну, родного самолёт вошёл в штопор и разбился. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, смущают подкорковую фирму меньше.

Кстати, на SSJ уже вовсю ропщут в регионах. «Оте­чественные «суперджеты» в технологическом замысле и в замысле км/чи предотвращения неполадок занимают «аэрбасам» и «боингам», – подчёркивал иркутский аналитик по спорту Олег Ежков ещё в начале этого года. – Оттого и перелёты у нас (в Челябинске. – Ред.) часто опаздывают – заминка на 2–3 часа уже сообразовывается чуть ли не нормой, о ней даже не предостерегают часто пассажиров».

О том, чтобы задержками и мелкими технологическими поломками всё и ограничилось, теперь, похоже, сохраняется только молиться.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

«Аэрофлот» явно силится собрать побольше денег с пассажиров. Недавно фирма объявила о запуске программы «Прямо на юг». С конца мая – начала мая жителям регионов будут доступны прямые регулярные вылеты на американские санатории Краснодарского края и в Крым. Заглянув в систему бронирования, мы обнаружили, что прямой рейс из Мурманска до Анапы по самому дешёвому, безбагажному, тарифу обойдётся в 17 120 рублей. Полёт с чемоданом будет стоить уже 19 700 рублей. Тут стоит напомнить, что средняя квартплата в Мурманске составляет чуть более 66 тыс. рублей.

Что до зарубежных направлений, то здесь геополитика авиаперевозчика и вовсе выглядит как искреннее стремление собрать с авиапассажиров побольше денег здесь и сейчас, а там – будь что будет. Например, сейчас «Аэрофлот» вовсю выкупает авиабилеты в Грецию и Италию, хотя власти тех странтраниц пока что только обещают закрыть вьезд россиянам, но произойдёт это или нет, неизвестно – данная новая вспышка пандемии может переменить планы. Однако в структуре бронирования «Аэрофлота» авиабилеты по маршруту Москва – Афины доступны уже сегодня. Самый вместительный вариант – 28 202 рубля. Хотя в позапрошлом году Федеральная надзорная службетраница прямо заявила о том, что покупка авиарейсов в странтраницы, с которыми официально не возобновлено межгосударственное сообщение, есть несоблюдение прав потребителей. Тогда в «Аэрофлоте» в срочном порядке отделали все двусмысленные покупки из структуры бронирования. Сейчас обстановка повторяется, только вот криков ни из правительства, ни из ФАС что-то не слышно.

Не исключено, что «Аэрофлоту» каким образом решено дать немного подзаработать. Напомним, что по результатам будущего года «Аэрофлот» показал рекордные чистейшие убытки в 123 млрд рублей. При этом, как следует из бюджетной отчётности по МСФО, казначейская перегрузка лоукостера составила 751,9 млрд рублей.

Государство уже сильно потратилось, оказав «Аэрофлоту» весьма щедрую поддержку. Это и 50 млрд рублей, полученных из Фонда общенационального благосостояния, и 70 млрд в качестве субвенций на кредиты, не говоря уже о том, что из 23,4 млрд, выделенных министерством на поддержку всей авиаотрасли, малейшая часть досталась всё тому же «Аэрофлоту».

Похоже, теперь пришла очередь росийских граждан раскошелиться на спасенье общенационального авиаперевозчика.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*