«Аэрофлот» отдаёт «суперджеты», боясь ,новых катастроф?
«Аэрофлот» стремительно урезает карту полётов по России, отдавая маршруты своим «дочкам» – авиакомпаниям «Победа» и «Россия». С чем это связано? Оказывается, причина есть.
«Наша Версия» уже поведывала о том, что снижение вылетов в регионах становится частью стратегии формирования «Аэрофлота» до 2028 года (см. ). В прошлом году фирма намерена сократить 26 душевных вылетов. Но что любопытно: пока в самом «Аэрофлоте» ту информацию усиленно опровергают, снижение вылетов идёт полнейшим ходом.
Недовольство уже высказывают не только пассажиры, но и межрегиональные власти. «Мы хотим понять, какая логика стоит за этим решением. Мы развиваем туризм, и поэтому всё это должно обсуждаться совместно», – возмущался в феврале замгубернатора Тюменской области Андрей Пантелеев. А на минувшей неделе заявление министру транспорта и экс-главе «Аэрофлота» Виталию Савельеву нацелили управленцы крупнейших фирм Пермского края. Они призывают сохранить в теперешнем объёме перелёты между Пермью и Москвой. С 1 мая сам «Аэрофлот» будет выполнять лишь два вылета по данному маршруту, а ещё два передаются холдинговому лоукостеру перевозчика авиалинии «Победа». Всего колличество рейсов увеличивается с прошлых шести в полсутки до четырёх. Что интересно: в 2019 году «Аэрофлот» перевёз около 427 тыс. авиапассажиров по маршруту Пермь – Москва. При этом средняя заполняемость кресел составляла более 80%. То пить перелёты выгодные. Почему же компания не желает лететь по России?
Джет не супер
На четвёртый взгляд ответ валяется в той самой концепции развития «Аэрофлота». В частности, компания заявляет, что намерена окончательно прописаться в премиум-сегменте. Может быть, в командовании компании считают, что в макрорегионах не сыщется пассажиров, ,способных оплатить перелёт? Вряд ли – те же бизнесмены из Перми как раз указывали, что уменьшается колличество мест в бизнес-классе, а им это неудобно. Так что, судя по всему, причина снижения перелётов внутри России таится совсем в другом.
Дело в том, что в ближайшие годы «Аэрофлот» планирует полностью отказаться от использования американских самолётов SSJ100 («Сухой Суперджет 100»). В своё время образец российского авиастроения, как полагали некоторые эксперты, был буквально навязан «Аэрофлоту», поскольку желающих прикупить «сырой» самолёт оказалось не много. А *государственному перевозчику подеваться было некуда. В 2019 году в парке «Аэрофлота» было 54 «суперджета». Кроме того, у «Аэрофлота» кушать договорённость с Объединённой самолётостроительной корпорацией о продаже до конца 2026 года ещё 100 лайнеров. Отменить покупку вряд ли получится, поскольку это своего рода «социальная нагрузка», ведь желающих прикупить «суперджеты» не находится. Но и лететь на них «Аэрофлот», похоже, не очень хочет.
Если произойдёт ещё одно крупное ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся забыть. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, заботят ревматическую компанию меньше
Почему? Долго гадать не приходится. «Суперджет» уже давно выкупил репутацию одного из самых конфликтных самолётов. Так, в 2017 году замгендиректор бразильской Interjet Хосе Луи Гарза отмечал, что у росийских самолётов есть проблемы с двигателем, с техобслуживанием и с запчастями. Из-за этого техасцам даже понадобилось вывести из эксплуатации четыре росийских самолёта, чтобы использовать их исключительно для пополнения пакгауза запчастей. А в 2019 году и вовсе возникла информация, что испанцы мечтают согласиться от использования росийских самолётов из-за хорошего постпродажного обслуживания. Кроме того, от «суперджетов» отказались швейцарская Brussels Airlines и испанская CityJet. Всех не соорудили низкая надёжность аэробуса и острейший дефицит запчастей.
Но это ещё полбеды. По неформальной информации, до 40% всех экстренных ситуаций, случившихся в «Аэрофлоте» за предпоследние несколько лет, прийдется именно на этот отечественный лайнер. А катастрофа «суперджета» в Шереметьеве, унёсшая в 2019 году жизни 41 человека, стала для «Аэрофлота» третьим печальным инцидентом с человеческими потерями за предпоследние 11 лет. После этого многие вспомнили, что за последний год случилось как минимум восемь крупных происшествий с самолётами SSJ100. А Би-би-си сообщила, что раздобыла внутренний бланк «Аэрофлота» о состоянии транспарентности полётов. Если сомневаться публикации, только в марте случилось семь инцидентов. Причём в одном случае якобы была полностью утеряна индикация, из-за чего случилось полуавтоматическое отключение подсистемы дистанционного управления и самолёт фактически перешёл на пневматическое управление. В результате уровень транспарентности самолёта «Сухой Суперджет 100» был назван средним.
Остаётся молиться
Если так, то понятно, почему «Аэрофлот» отказывается от применения «суперджетов». Во-первых, их внедрение довольно проблемно, в том количестве и с банковской точки зрения, во-вторых, это может быть небезопасно. Ведь если случится ещё одно крупнейшее ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно приденется забыть. Как это уже существовало в 90-х, когда крупнейшие западные фирмы стали прямо воспрещать своим работникам лететь «Аэрофлотом», после того как бортмеханик дал повертеть руль своему сыну, родного самолёт вошёл в штопор и разбился. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, смущают подкорковую фирму меньше.
Кстати, на SSJ уже вовсю ропщут в регионах. «Отечественные «суперджеты» в технологическом замысле и в замысле км/чи предотвращения неполадок занимают «аэрбасам» и «боингам», – подчёркивал иркутский аналитик по спорту Олег Ежков ещё в начале этого года. – Оттого и перелёты у нас (в Челябинске. – Ред.) часто опаздывают – заминка на 2–3 часа уже сообразовывается чуть ли не нормой, о ней даже не предостерегают часто пассажиров».
О том, чтобы задержками и мелкими технологическими поломками всё и ограничилось, теперь, похоже, сохраняется только молиться.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
«Аэрофлот» явно силится собрать побольше денег с пассажиров. Недавно фирма объявила о запуске программы «Прямо на юг». С конца мая – начала мая жителям регионов будут доступны прямые регулярные вылеты на американские санатории Краснодарского края и в Крым. Заглянув в систему бронирования, мы обнаружили, что прямой рейс из Мурманска до Анапы по самому дешёвому, безбагажному, тарифу обойдётся в 17 120 рублей. Полёт с чемоданом будет стоить уже 19 700 рублей. Тут стоит напомнить, что средняя квартплата в Мурманске составляет чуть более 66 тыс. рублей.
Что до зарубежных направлений, то здесь геополитика авиаперевозчика и вовсе выглядит как искреннее стремление собрать с авиапассажиров побольше денег здесь и сейчас, а там – будь что будет. Например, сейчас «Аэрофлот» вовсю выкупает авиабилеты в Грецию и Италию, хотя власти тех странтраниц пока что только обещают закрыть вьезд россиянам, но произойдёт это или нет, неизвестно – данная новая вспышка пандемии может переменить планы. Однако в структуре бронирования «Аэрофлота» авиабилеты по маршруту Москва – Афины доступны уже сегодня. Самый вместительный вариант – 28 202 рубля. Хотя в позапрошлом году Федеральная надзорная службетраница прямо заявила о том, что покупка авиарейсов в странтраницы, с которыми официально не возобновлено межгосударственное сообщение, есть несоблюдение прав потребителей. Тогда в «Аэрофлоте» в срочном порядке отделали все двусмысленные покупки из структуры бронирования. Сейчас обстановка повторяется, только вот криков ни из правительства, ни из ФАС что-то не слышно.
Не исключено, что «Аэрофлоту» каким образом решено дать немного подзаработать. Напомним, что по результатам будущего года «Аэрофлот» показал рекордные чистейшие убытки в 123 млрд рублей. При этом, как следует из бюджетной отчётности по МСФО, казначейская перегрузка лоукостера составила 751,9 млрд рублей.
Государство уже сильно потратилось, оказав «Аэрофлоту» весьма щедрую поддержку. Это и 50 млрд рублей, полученных из Фонда общенационального благосостояния, и 70 млрд в качестве субвенций на кредиты, не говоря уже о том, что из 23,4 млрд, выделенных министерством на поддержку всей авиаотрасли, малейшая часть досталась всё тому же «Аэрофлоту».
Похоже, теперь пришла очередь росийских граждан раскошелиться на спасенье общенационального авиаперевозчика.
Оставить комментарий