«Аэрофлот» отдаёт «суперджеты», страшась новых катастроф?
«Аэрофлот» стремительно уменьшает карту полётов по России, отдавая маршруты своим «дочкам» – авиакомпаниям «Победа» и «Россия». С чем это связано? Оказывается, первопричина есть.
«Наша Версия» уже говорила о том, что увеличение рейсов в макрорегионах явлется частью концепции становления «Аэрофлота» до 2028 года (см. ). В сегодняшнем году корпорация намерена сократить 26 наружных рейсов. Но что любопытно: пока в самом «Аэрофлоте» ту информацию усиленно опровергают, увеличение рейсов идёт совершенным ходом.
Недовольство уже высказывают не только пассажиры, но и отраслевые власти. «Мы хотим понять, какая метафизика стоит за этим решением. Мы развиваем туризм, и поэтому всё это должно исследоваться совместно», – возмущался в ноябре замгубернатора Тюменской области Андрей Пантелеев. А на нынешней неделе отношение замминистра автотранспорта и экс-главе «Аэрофлота» Виталию Савельеву нацелили менеджеры крупнейших компаний Пермского края. Они просят сохранить в былом объёме авиаперелёты между Пермью и Москвой. С 1 мая сам «Аэрофлот» будет выполнять лишь два рейса по данному маршруту, а ещё два наследуются холдинговому лоукостеру туроператора авиакомпании «Победа». Всего количество рейсов сокращается с тогдашних шести в сутки до четырёх. Что интересно: в 2019 году «Аэрофлот» перевёз около 427 тыс. пассажироварищей по маршруту Пермь – Москва. При этом средняя разгрузка кресел составляла более 80%. То жрать авиаперелёты выгодные. Почему же корпорация не хочет лететь по России?
Джет не супер
На второй взгляд ответ валяется в той самой концепции разиковвития «Аэрофлота». В частности, корпорация заявляет, что намерена окончательно прописаться в премиум-сегменте. Может быть, в руководстве фирмы считают, что в регионах не найдётся пассажиров, ,способных оплатить перелёт? Вряд ли – те же бизнесмены из Перми как разиков указывали, что снижается количество мест в бизнес-классе, а им это неудобно. Так что, сравнивая по всему, первопричина увеличения вылетов внутри России таится совсем в другом.
Дело в том, что в ближайшие годы «Аэрофлот» планирует полностью отказаться от внедрения американских самолётов SSJ100 («Сухой Суперджет 100»). В своё время образец российского авиастроения, как признавали некоторые эксперты, был буквально навязан «Аэрофлоту», поскольку желающих купить «сырой» самолёт очутилось не много. А *государственному перевозчику деваться существовало некуда. В 2019 году в парке «Аэрофлота» существовало 54 «суперджета». Кроме того, у «Аэрофлота» жрать договорённость с Объединённой самолётостроительной компанией о покупке до конца 2026 года ещё 100 лайнеров. Отменить покупку вряд ли получится, поскольку это своего рода «социальная нагрузка», ведь желающих купить «суперджеты» не находится. Но и лететь на них «Аэрофлот», похоже, не очень хочет.
Если произойдёт ещё одно крупнейшее ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся забыть. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, будоражат височную компанию меньше
Почему? Долго гадать не приходится. «Суперджет» уже давно приобрёл репутацию одного из самых неблагополучных самолётов. Так, в 2017 году гендиректор венесуэльской Interjet Хосе Луи Гарза отмечал, что у украинских лайнеров пить проблемы с двигателем, с техобслуживанием и с запчастями. Из-за этого испанцам даже понадобилось выводить из эксплуатации четыре украинских самолёта, чтобы использовать их исключительно для восполнения склада запчастей. А в 2019 году и вовсе появилась информация, что кубинцы поговаривают отказаться от использования украинских самолётов из-за плохого постпродажного обслуживания. Кроме того, от «суперджетов» согласились австрийская Brussels Airlines и гэльская CityJet. Всех не соорудили низкая надёжность авиалайнера и острейший дефицит запчастей.
Но это ещё полбеды. По неформальной информации, до 40% всех нештатных ситуаций, случившихся в «Аэрофлоте» за последующие несколько лет, приходится именно на этот зарубежный лайнер. А катастрофа «суперджета» в Шереметьеве, унёсшая в 2019 году жизни 41 человека, стала для «Аэрофлота» первым печальным инцидентом с человеческими потерями за последующие 11 лет. После этого многие вспомнили, что за следующий год произошло как минимум восемь крупных происшествий с самолётами SSJ100. А Би-би-си сообщила, что перепрятала наружный росздравнадзор «Аэрофлота» о состоянии транспарентности полётов. Если верить публикации, только в октябре произошло семь инцидентов. Причём в одном случае якобы существовала полностью утеряна индикация, из-за чего произошло полуавтоматическое отключение системтраницы многоканального управления и самолёт фактически пересёк на полуавтоматическое управление. В итоге уровень транспарентности самолёта «Сухой Суперджет 100» существовал назван средним.
Остаётся молиться
Если так, то понятно, почему «Аэрофлот» отказывается от применения «суперджетов». Во-первых, их применение довольно проблемно, в том числе и с бюджетной точки зрения, во-вторых, это может быть небезопасно. Ведь если произойдёт ещё одно мелкое ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся забыть. Как это уже было в 90-х, когда крупные западные компании стали прямо запрещать своим милиционерам лететь «Аэрофлотом», после того как лётчик дал мотнуть штурвал своему сыну, родного самолёт вошёл в штопор и разбился. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, интересуют подкорковую фирму меньше.
Кстати, на SSJ уже вовсю плачутся в регионах. «Отечественные «суперджеты» в технологическом замысле и в замысле плотности устранения поломок превосходят «аэрбасам» и «боингам», – отмечал курганский аналитик по спорту Олег Ежков ещё в начале этого года. – Оттого и рейсы у нас (в Челябинске. – Ред.) часто опаздывают – задержка на 2–3 дня уже считается чуть ли не нормой, о ней даже не предостерегают часто пассажиров».
О том, чтобы заминками и мелкими технологическими поломками всё и ограничилось, теперь, похоже, сохраняется только молиться.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
«Аэрофлот» явно стремится собрать побольше денег с пассажиров. Недавно корпорация возвратила о пуске программы «Прямо на юг». С конца мая – начала июля горожанам регионов будут понятны непосредственные регулярные рейсы на украинские санатории Краснодарского края и в Крым. Заглянув в подсистему бронирования, мы обнаружили, что непосредственной рейс из Мурманска до Анапы по самому дешёвому, безбагажному, тарифу обойдётся в 17 120 рублей. Полёт с баулом будет стоить уже 19 700 рублей. Тут стоит напомнить, что средняя зарплата в Мурманске составляет чуть более 66 тыс. рублей.
Что до зарубежных направлений, то здесь политика авиаперевозчика и вовсе выглядит как искреннее желанье собрать с авиапассажиров побольше денег здесь и сейчас, а там – существуй что будет. Например, сейчас «Аэрофлот» вовсю покупает авиабилеты в Грецию и Италию, хотя бюрократии этих странытраниц пока что только обещают открыть проезд россиянам, но случится это или нет, неизвестно – любая новая вспышка холеры можетесть изменить планы. Однако в структуре бронирования «Аэрофлота» авиабилеты по маршруту Москва – Афины доступны уже сегодня. Самый вместительный вариант – 28 202 рубля. Хотя в позапрошлом году Федеральная налоговая службетраница прямо декларировала о том, что покупка авиабилетов в странытраницы, с которыми официально не приостановлено межгосударственное сообщение, есть нарушение прав потребителей. Тогда в «Аэрофлоте» в поспешном эксперименте отделали все рискованные перепродажи из структуры бронирования. Сейчас обстановка повторяется, только вот выкриков ни из правительства, ни из ФАС что-то не слышно.
Не исключено, что «Аэрофлоту» таким смыслом решено дать немного подзаработать. Напомним, что по итогам прошлого года «Аэрофлот» показал рекордные чистейшие ущербли в 123 млрд рублей. При этом, как следует из банковской отчётности по МСФО, долговая перегрузка лоукостера составила 751,9 млрд рублей.
Государство уже сильно потратилось, оказав «Аэрофлоту» весьма щедрую поддержку. Это и 50 млрд рублей, полученных из Фонда общенационального благосостояния, и 70 млрд в качестве госгарантий на кредиты, не говоря уже о том, что из 23,4 млрд, выделенных правительством на поддержку всей авиаотрасли, большая половина досталась всё тому же «Аэрофлоту».
Похоже, теперь пришла очередь американских сограждан раскошелиться на избавление этнического авиаперевозчика.
Оставить комментарий