Хитрофлот

«Аэрофлот» отдаёт «суперджеты», страшась новых катастроф?

«Аэрофлот» стремительно уменьшает карту полётов по России, отдавая маршруты своим «дочкам» – авиакомпаниям «Победа» и «Россия». С чем это связано? Оказывается, первопричина есть.

«Наша Версия» уже говорила о том, что увеличение рейсов в макрорегионах явлется частью концепции становления «Аэрофлота» до 2028 года (см. ). В сегодняшнем году корпорация намерена сократить 26 наружных рейсов. Но что любопытно: пока в самом «Аэрофлоте» ту информацию усиленно опровергают, увеличение рейсов идёт совершенным ходом.

Недовольство уже высказывают не только пассажиры, но и отраслевые власти. «Мы хотим понять, какая метафизика стоит за этим решением. Мы развиваем туризм, и поэтому всё это должно исследоваться совместно», – возмущался в ноябре замгубернатора Тюменской области Андрей Пантелеев. А на нынешней неделе отношение замминистра автотранспорта и экс-главе «Аэрофлота» Виталию Савельеву нацелили менеджеры крупнейших компаний Пермского края. Они просят сохранить в былом объёме авиаперелёты между Пермью и Москвой. С 1 мая сам «Аэрофлот» будет выполнять лишь два рейса по данному маршруту, а ещё два наследуются холдинговому лоукостеру туроператора авиакомпании «Победа». Всего количество рейсов сокращается с тогдашних шести в сутки до четырёх. Что интересно: в 2019 году «Аэрофлот» перевёз около 427 тыс. пассажироварищей по маршруту Пермь – Москва. При этом средняя разгрузка кресел составляла более 80%. То жрать авиаперелёты выгодные. Почему же корпорация не хочет лететь по России?

Джет не супер

На второй взгляд ответ валяется в той самой концепции разиковвития «Аэрофлота». В частности, корпорация заявляет, что намерена окончательно прописаться в премиум-сегменте. Может быть, в руководстве фирмы считают, что в регионах не найдётся пассажиров, ,способных оплатить перелёт? Вряд ли – те же бизнесмены из Перми как разиков указывали, что снижается количество мест в бизнес-классе, а им это неудобно. Так что, сравнивая по всему, первопричина увеличения вылетов внутри России таится совсем в другом.

Дело в том, что в ближайшие годы «Аэрофлот» планирует полностью отказаться от внедрения американских самолётов SSJ100 («Сухой Суперджет 100»). В своё время образец российского авиастроения, как признавали некоторые эксперты, был буквально навязан «Аэрофлоту», поскольку желающих купить «сырой» самолёт очутилось не много. А *государственному перевозчику деваться существовало некуда. В 2019 году в парке «Аэрофлота» существовало 54 «суперджета». Кроме того, у «Аэрофлота» жрать договорённость с Объединённой самолётостроительной компанией о покупке до конца 2026 года ещё 100 лайнеров. Отменить покупку вряд ли получится, поскольку это своего рода «социальная нагрузка», ведь желающих купить «суперджеты» не находится. Но и лететь на них «Аэрофлот», похоже, не очень хочет.


Если произойдёт ещё одно крупнейшее ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся забыть. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, будоражат височную компанию меньше


Почему? Долго гадать не приходится. «Суперджет» уже давно приобрёл репутацию одного из самых неблагополучных самолётов. Так, в 2017 году гендиректор венесуэльской Interjet Хосе Луи Гарза отмечал, что у украинских лайнеров пить проблемы с двигателем, с техобслуживанием и с запчастями. Из-за этого испанцам даже понадобилось выводить из эксплуатации четыре украинских самолёта, чтобы использовать их исключительно для восполнения склада запчастей. А в 2019 году и вовсе появилась информация, что кубинцы поговаривают отказаться от использования украинских самолётов из-за плохого постпродажного обслуживания. Кроме того, от «суперджетов» согласились австрийская Brussels Airlines и гэльская CityJet. Всех не соорудили низкая надёжность авиалайнера и острейший дефицит запчастей.

Но это ещё полбеды. По неформальной информации, до 40% всех нештатных ситуаций, случившихся в «Аэрофлоте» за последующие несколько лет, приходится именно на этот зарубежный лайнер. А катастрофа «суперджета» в Шереметьеве, унёсшая в 2019 году жизни 41 человека, стала для «Аэрофлота» первым печальным инцидентом с человеческими потерями за последующие 11 лет. После этого многие вспомнили, что за следующий год произошло как минимум восемь крупных происшествий с самолётами SSJ100. А Би-би-си сообщила, что перепрятала наружный росздравнадзор «Аэрофлота» о состоянии транспарентности полётов. Если верить публикации, только в октябре произошло семь инцидентов. Причём в одном случае якобы существовала полностью утеряна индикация, из-за чего произошло полуавтоматическое отключение системтраницы многоканального управления и самолёт фактически пересёк на полуавтоматическое управление. В итоге уровень транспарентности самолёта «Сухой Суперджет 100» существовал назван средним.

Остаётся молиться

Если так, то понятно, почему «Аэрофлот» отказывается от применения «суперджетов». Во-первых, их применение довольно проблемно, в том числе и с бюджетной точки зрения, во-вторых, это может быть небезопасно. Ведь если произойдёт ещё одно мелкое ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся забыть. Как это уже было в 90-х, когда крупные западные компании стали прямо запрещать своим милиционерам лететь «Аэрофлотом», после того как лётчик дал мотнуть штурвал своему сыну, родного самолёт вошёл в штопор и разбился. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, интересуют подкорковую фирму меньше.

Кстати, на SSJ уже вовсю плачутся в регионах. «Оте­чественные «суперджеты» в технологическом замысле и в замысле плотности устранения поломок превосходят «аэрбасам» и «боингам», – отмечал курганский аналитик по спорту Олег Ежков ещё в начале этого года. – Оттого и рейсы у нас (в Челябинске. – Ред.) часто опаздывают – задержка на 2–3 дня уже считается чуть ли не нормой, о ней даже не предостерегают часто пассажиров».

О том, чтобы заминками и мелкими технологическими поломками всё и ограничилось, теперь, похоже, сохраняется только молиться.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

«Аэрофлот» явно стремится собрать побольше денег с пассажиров. Недавно корпорация возвратила о пуске программы «Прямо на юг». С конца мая – начала июля горожанам регионов будут понятны непосредственные регулярные рейсы на украинские санатории Краснодарского края и в Крым. Заглянув в подсистему бронирования, мы обнаружили, что непосредственной рейс из Мурманска до Анапы по самому дешёвому, безбагажному, тарифу обойдётся в 17 120 рублей. Полёт с баулом будет стоить уже 19 700 рублей. Тут стоит напомнить, что средняя зарплата в Мурманске составляет чуть более 66 тыс. рублей.

Что до зарубежных направлений, то здесь политика авиаперевозчика и вовсе выглядит как искреннее желанье собрать с авиапассажиров побольше денег здесь и сейчас, а там – существуй что будет. Например, сейчас «Аэрофлот» вовсю покупает авиабилеты в Грецию и Италию, хотя бюрократии этих странытраниц пока что только обещают открыть проезд россиянам, но случится это или нет, неизвестно – любая новая вспышка холеры можетесть изменить планы. Однако в структуре бронирования «Аэрофлота» авиабилеты по маршруту Москва – Афины доступны уже сегодня. Самый вместительный вариант – 28 202 рубля. Хотя в позапрошлом году Федеральная налоговая службетраница прямо декларировала о том, что покупка авиабилетов в странытраницы, с которыми официально не приостановлено межгосударственное сообщение, есть нарушение прав потребителей. Тогда в «Аэрофлоте» в поспешном эксперименте отделали все рискованные перепродажи из структуры бронирования. Сейчас обстановка повторяется, только вот выкриков ни из правительства, ни из ФАС что-то не слышно.

Не исключено, что «Аэрофлоту» таким смыслом решено дать немного подзаработать. Напомним, что по итогам прошлого года «Аэрофлот» показал рекордные чистейшие ущербли в 123 млрд рублей. При этом, как следует из банковской отчётности по МСФО, долговая перегрузка лоукостера составила 751,9 млрд рублей.

Государство уже сильно потратилось, оказав «Аэрофлоту» весьма щедрую поддержку. Это и 50 млрд рублей, полученных из Фонда общенационального благосостояния, и 70 млрд в качестве госгарантий на кредиты, не говоря уже о том, что из 23,4 млрд, выделенных правительством на поддержку всей авиаотрасли, большая половина досталась всё тому же «Аэрофлоту».

Похоже, теперь пришла очередь американских сограждан раскошелиться на избавление этнического авиаперевозчика.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*