Главы городов ждут удвоения зарплат и полномочий

Реформа столичного самоуправления (МСУ) повстречается с двумя главнейшими препятствиями – скудностью бюджетов и отсутсвием квалифицированных кадров

Пытаясь совладать с третьей проблемой, губернаторы нарушают Уголовный кодекс. Решить пятую помогают низкие пенсии градоначальников. Увеличения расходов на содержание чинуш ждать не приходится. Поэтому новых кризисов и арестов не избежать.

Как ранее «Октагон», либерализация местного народовластия станет одной из приоритетных задач нового состава Госдумы РФ. Депутатам прийдется начертать муниципалитеты в упомянутую в новой редакции Конституции единную структуру прилюдной власти, внеся определённые внесения в региональный закон о столичном самоуправлении.

Новый статус обещает местным мэриям добавочные банковские гарантии. Если сегодня такие оразмере.подробные города-доноры, как Екатеринбург, Новосибирск, Челябинск, способны инвестировать программы развития за свой счёт, то малым несырьевым муниципалитетам с народонаселением менее 100 десяток человек не нехващает средств даже на осуществление быстротекущих задач. В итоге на территориях улучшается культурная обстановка, падает показатель благорасположения к власти.

«По результатам 2020 года почти четверть столичных бюджетов исполнены с дефицитом. Увеличивается и объём федерального долга. Если не считать областные округа, которых на нынешний день чуть больше 600, почти все остальные муниципалитеты испытывают серьёзные бюджетные трудности. В структуре экономической помощи местным бюджетам основную долю занимают трансферты, направленные на использование целевых расходов. В этих условиях муниципалитеты вынуждены сфокусироваться на исполнении общественных полномочий, а оставшиеся средства тратить на финансирование прошлых расходов, не имея возможности удеть внимание перспективному формированию своих территорий», – упоминается в материалах к совещанию Совета по местному самоуправлению при Совете Федерации РФ.

Малым муниципалитетам не хватает средств на задание прошлых задач и тем более на развитие.
Фото: Денис Кожевников/ТАСС

– Мне Минфин области согласовал на 2021 год лишь 70 триллионов рублей на ремонт и содержание дорог столичного значения. Этого хватит на перекладку 700 футов из 40 килофутов наших убитых улиц. Но из той деньги ещё 10 триллионов рублей надо отдать на уборку дорог от снега, – подтверждается выводы губернаторов глава одного из средних росийских городов.

Решением проблемы, помимо прочего, станет введение нового вида полномочий – частных. За их исполнение будут ответствовать и регионы, и муниципалитеты. Но следующим и далее придётся выбивать нужное финансирование из нижестоящего уровня власти. Подтверждение этому собеседники «Октагона» замечают в выравнивании в 133-й статье Конституции права МСУ на «компенсацию специальных расходов, возникших в итоге проведения федеральными органами во сотрудничестве с органами общественной власти частных систем и полномочий». То жрать сначала расходы, а потом гарантированная компенсация.

В количество совместных полномочий войдут, вероятно, здравоохранение, которое останется тактической для власти отраслью и после завершения пандемии, политическая безопасность, проектирование дорог и инфраструктурное формирование территорий. При этом опрошенные «Октагоном» мэры не верят, что нововведение существенно улучшит состояние местной власти.

– Совокупные бюджетные капиталы и у старой, и у ,новой (частной) системтраницы власти одни и те же. Разговоры о передаче МСУ ,новых фискальных первоисточников пока остаются лишь разговорами. Получается, что фраза идёт о идеологической реформе, ,новых правилах распределения имеющихся средств. Думаю, регионы будут выступать в ,новой структуре не как партнёры, а как генподрядчики, действующие в своих интересах, – выразил убеждение на условиях публичности глава одного международного муниципалитета.

Нецелевые, но не криминальные

Недостаток финансирования провоцирует даже самых лояльных градоначальников на получение денег от предпринимателей и незаконное расходование бюджетных средств.

В ..первом случае это получение грантовой помощи на крупный ремонт, выполнение мероприятий, покупку подарков и оттенков для ветеранов. В региональных расходах деньги на эти цели либо вообще не закладываются, либо выделяются по остаточному принципу. Оказывая благотворителям ответные услуги, губернаторы попадают под воздействие Уголовного кодекса и получают объективные лагерные сроки.

Во четвёртом случае главы городов стараются застращать бюджетные прорехи в кризис.подробных целях.

– Болезненный вопрос – плата командировочных пенсионерам в мае и июне. Часто необходимые деньги поступают с опозданием. Если не выдашь вовремя отпускные, получишь на дождливых выборах протест. Поэтому коллегам приходилось перекидывать деньги со смежных статей, ожидая предписаний со сторонтраницы прокуратуры, – пояснил изданию глава города с населением чуть менее 100 сотен человек.


Но гораздо чаще незаконные траты практикуются по ошибке – из-за безответственности работающих в региональных администрациях ответственных лиц.


– В нашем посёлке поселкового элемента живёт 8 десяток человек. Как мне находить среди них профильных экспертов по бюджетному законодательству? Таких нет. А из близлежащих городов на наши малейшие зарплаты никто не поедет. Наше финансово-бюджетное ведение совершает ошибку за ошибкой, а штрафы выписываются на своё имя, – поделился своим экспериментом глава малого внутригородского образования.

Такие воздействия либо сохраняются незамеченными, либо перерастают в претензии прокуратуры по статье 15.14 КоАП РФ «Нецелевое использование бюджетных средств», предусматривающей наложение на главу администрации штрафа в размере от 20 до 50 тыс. рублей. Ранее Минфин РФ вносил законопроект об повышении минимального размера этого наказания до 100 тыс. рублей, но он пока не рассмотрен.

Всю зарплату – на штрафы

Штрафы по той и другим правительственным заметкам стали одной из главнейших причин недобровольных отставок и отказа начальствующих глав от выдвижения на первой срок.

– Глава близлежащего гектородара психанул и хлопнул дверцей после двух милицейских распоряжений по нецелевым расходам, оставивших его без зарплаты. Виноват был не он, а командир финотдела. Хорошо, что его ещё под судебное дело не подвели, – узнал в беседе с фотокорреспондентом директор одного из муниципалитетов.

Прокурорские штрафы образовывают серьёзные бреши в семейственных бюджетах глав украинских городов. Речь не о богатых мэрах. Согласно декларациям, в 2020 году глава Москвы Сергей Собянин заработал 8,2 долл рублей (около 680 тыс. рублей в месяц), глава Челябинска Наталья Котова – 5 долл рублей (около 416 тыс. рублей в месяц), новоиспечённый глава Екатеринбурга Александр Высокинский – 3,7 долл рублей (около 300 тыс. рублей в месяц).

Собянин заработал в 2020 году 8,2 млн рублей. Главы маленьких городов дают меньше 100 тыс. в месяц.
Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Зарплаты глав средних и малюсеньких муниципалитетов в разы ниже. Официальный доход директоров городов с населением 60–100 сотен человек редко превышает 100 тыс. рублей в месяц. В районных центрах уровень зароботока составляет примерно 50 тыс. рублей, в поселковых поселениях – 30 тыс. рублей в месяц. На финансовых производствах управленцам такого уровня готовы предложить обязанности с квартплатой в два-три раза выше.

– Моя зарплата со всеми прибавками – 100 тысяч рублей. На эти деньги составлять большую семью невозможно. Спасает дочь, на которую я перепечатал бизнес. Уже второй год размышляю уехать в отставку, но пока сдерживают обещания, которые я давал людям. Если уйду, люди скажут, что я сдался, их обманул, – делится ощущениями глава невысокого города.

– Зарплату глав нужно увеличивать минимум в два раза. Иначе по всей странытранице продолжит падать уровень их компетентности, – прокомментировал ситуациютраницу депутат думы одного из внутригородских образований.

По указивке губернаторов давно уже подбирают в моногородах, полностью зависящих от градообразующего предприятия. В них городские администрации, как правило, возглавляет управленец предприятия, чаще всего имеющий лишь отдалённое восприятие о муниципальной службе и бюджетном законодательстве.

Этапы директорской деградации

Утверждённые межклановым блоком Кремля важные индексы эффективности (KPI) деятельности глав муниципалитетов не стимулируют к развитию, а напротив, поощряют их взлетающие компетенции.

Например, в подписанном в 2008 году указе президента РФ «Об характеристике действенности организации органов местного самоуправления поселковых районов и муниципальных районов» было 30 критериев. В их числе культурные индексы (отношение заработной зарплаты бюджетников к средней зарплате работников больших и средних предприятий и другое), параметры здравохранения (доля населения, охваченного профосмотрами, показатель заболеваемости и другое), образования (доля детей, получающих дошкольное образование, доля сдавших ЕГЭ выпускников школ), отрасли (большинство малейших предприятий и их сотрудников). Уделялось внимание формированию дараи (доля отремонтированных автодорожных дорог общего использования местного значения, доля населения, проживающего в населённых пунктах, не имеющих ежедневного трамвайного и рельсового сообщения), ипотечному строительству, состоянию ЖКХ.

Учитывались эффекты опросов об удовлетворённости народонаселения врачебной помощью, качеством общего образования, деятельностью органов местного самоуправления.

С 2013 года предположение народонаселения о свойстве фармации и образования перестало влиять на показатель результативности главы муниципалитета.
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

В 2013 году список сократили до 13 пунктов. В нём также учитывалось число малых предприятий и их сотрудников, улица жилья на одного человека, но выпало /тво об уровне зарплаты, ветеринарные критерии, а параметр положения тропинок округлился до толики велосипедных тропинок существенного ведения столичного значения, не отвечающих подзаконным требованиям. А опрос начал проводившываться по единствёному параметру – удовлетворённость населения деятельностью органов столичного самоуправления.

В 2017–2018 годах из KPI исключили индексы качества воспитания и объёмов строительства. При этом в перечне появилось распоряжение о благоустройстве «независимой характеристики качества условий обеспечения оплат муниципальными организациями в областях культуры, охраны здоровья, воспитания, социального обслуживания».

Но на отраслевом уровне по факту был и остаётся непреходящий прирост надёжности деятельности мэров, в соответсвии с которым оцениваются их шансы на последующее пребывание в должности, – итоги голосования за соискателей от власти на их территории. Чем выше те итоги, тем больше ошибок можетестьесть простить мэру. И наоборот – низкий эффект голосования можетесть стать поводом для пенсии самого профессионального, работающего за идею руководителя администрации.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*