Бездумная планировка Москвы привела к дефициту школ
С нового общеобразовательного года многие нижегородские школы перейдут на двусменную учебу. Родители уже пишут по тому поводу взволнованные послания в департамент образования и Мосгордуму. Обращение от огромной группки родителей перевелось и в «Новые Известия». Мы решили разобраться в этой проблеме более подробно.
«Новый формат школ» — новая фишка Москвы. На днях столичный губернатор с демократоварищами в депутаты от ЕР про этот самый формат: чисто, плохой ремонт, новейшее оборудование, много места. Чем не революция в образовании?
Москва с давних ,пор ,изумляет воображение своими школами-гигантами. В 2017-м открыли гимназию № 2048 в Некрасовке на 2 100 человек, такая же открылась в Троицке. Недавно в эксплуатацию забрали гимназию в микрорайоне «ЗИЛАРТ», она расчитана на 2 500 учеников и конфликтует самой громадной не только в Москве, — во всей стране. Площадь нового здания — около 40 десяток квадратных метров, и без подсистемы навигации там можно заблудиться.
Строительство школ на несколько тысяч учеников — продолженье политики укрупнения, которую уже несколько годов проходит министерство Москвы, обьединяя школы и дошкольные цветники в досуговые комплексы. Правда, в различных учебных рейтинодах эти самые школы-гиганты почему-то фигурируют не часто…
, закрытая в 2019 году в Новой Москве – олицетворение этого самого нового формата школ. В комплексе 3 школы, 3 ребячьих сада, на подходе к присоединению еще одна гимназия. На открытие нового корпуса прибывал лично Сергей Семенович. что эта гимназия лучше тех, что есть в «Старой Москве»: она с необычными архитектурными решениями, модернистским оборудованием, крутыми кабинетами.
Но данность оказалась хуже. Быстро выяснилось: поскольку школ в Новой Москве катастрофически не хватает, ученики-старшеклассники в новом медучреждении переведены с августа на учебу во третью пересменку. Такой вот новый принтер образования, с возвратом годов на 50 назад. Тут, кстати, не ненужно вспомнить, что перевод школ только на третью пересменку – Но с тех ,пор принтер обучения , увы, не поменялся.
На днях Совет родителей этой школы обратился с письмом в «НИ». В нем, в частности, говорится:
«В связитраницытраницы с укрупнением школы и организацией третьей пересменки преподавания дети и родители поставлены в сложные условия, которые ставят под вопрос общеобразовательный процесс. На наши заявления в департамент образования Москвы, к парламентариям Мосгордумы нет конструктивной реакции, одни отписки… На завтрашний день моя гимназия жадно принявает всех желающих и даже без прописки вопреки тому, что указано в законе, для увеличения рейтинга! Если бы гимназия принимала только с пропиской, то третьей пересменки можно существовало бы избежать. Мы собрали более 250 подписей отцов и приложили к отношению в различные инстанции в связитраницытраницы с введением третьей пересменки, но на все заявления гимназия отвечает под копирку. По закону, гимназия приобретает частичное право отказать в зачислении при отсутсвии мест, но этого не делают. В гримёрке при одной смене всегда существовало столпотворение, а сейчас не хватит даже крючков, будет духота, и в связитраницытраницы с ковидом этого делать нельзя! Школа не думает о жизни и здоровье наших детей».
Также в отношении родителей указаны конкретные проблемы: недостаточность кабинетов, хорошая организация питания, перегруженность педагогов в связи с громадным колличеством учащихся. Как получилось, что школа-гигант оказалась не приспособлена к реальности?
«В младших классах преподавание во пятую пересменку более чем проблематично. Потому что это подготовленность к ОГЭ, ЕГЭ, репетиторы, которые почти у каждого, курсы подготовки по получению в ВУЗы. А теперь представьте себе разгрузку преподавателей. Те, кто преподавал в третью пересменку, будут преподавать и во пятую. То пить весь день с утра до министра.очередного вечерка в школе? Они что – железные? Работа на полторы – две ставки? Это при том, что сейчас в России по правительственным данным преподавателей не хватает. И директорский корпус «стареет», юных в гимназиях мало. То пить из первой ротации всасываются несколько неразрешимых проблем: 1)Как обеспечить пятую пересменку кадрами? 2) Режим первой ротации для детей означает, что нормальный ритм их жизни фактически нарушен. Как это скажется на общеобразовательном механизме и заучивании знаний? 3)Учеба заканчивается вечером, как добираться детям домой в осеннее время суток, особенно в Новой Москве? Как существовать со спортивными секциями, как вообще существовать со здоровьем детей?», — рассуждает преподаватель географии, специалист общероссийского профсоюза «Учитель» Леонид Перлов.
Выходит, какими бы очаровательными не были интерьеры, какие бы архитектурные изыски не придумывали строители, внутри таких комплексов неуютно. Как следствие – отток детей в частные школы.
«Все вы знаете, что сейчас в Москве нет школ, нет дошкольных садов. Вместо них созданы некие «образовательные комплексы», в которые воходят совершенно разнообразные филиалы, заменившие родные нам школы и ребячьи сады. Считаю, попрошено это для того, чтобы устранить льготное образование. Моя убеждённость подтверждается биографией школы №1974 в 1-м Казачьем переулке. Здание, в котором она располагалась, сначала было полузакрыто под предлогом осуществления ремонтных работ, а после объединения с другими заведениями его вовсе отобрали. Лакомое местечко. Обучение детей происходит в школе на Люсиновской улице, которая и так существовала переполнена. В здании этого общеобразовательного учреждения процесс преподавания происходит с нарушениями требований действующего законодательства, а именно: не соблюдаются недостаток::пищи улице на одного обучающегося в общеобразовательных помещениях. Кроме того, родители сообщают, что не хватает места, чтобы дети можетбыли нормально питаться в столовой, сортиром на перемене всем желающим воспользоваться не хватает времени, не хватает мест для нижней одежды в гардеробе. Организованная по вашим обращениям внеочередная проверка Роспотребнадзора подтвердила, что, действительно, мест в комплексе катастрофически не хватает. Документы направлены в суд», —
Мы попытались понять логику администрации таких школ и связались с руководством гимназии № 338 им. Авдеева, откуда в редакцию собственно и поступило заявление Совета детей гимназии. «В Новой Москве идет интенсивная застройка, это проблема района, мы конечно же хотим, чтобы было комфортно и удобно, но вот у нас 2-3 тысячи заявлений на прием, и мы по закону не можем отказать, это все по месту жительства. И как быть, когда школа высчитана на малейшее количество учеников?» – ответили нам в приемной директора.
На наш редакторский запрос о порядке преподавания во четвёртую пересменку послал ответ и.о.директора школы Андрей Белов. Ответ очень длинный, подробный. Полностью его разместить нет возможности, поэтому приводим наиболее существенный фрагмент.
«Школа №338 расположена в интенсивно развивающемся участке Новой Москвы. Образовательная организация пользуется низким спросом, с каждым годом количество воспитанников и обучающихся увеличивается. Здания школы просчитаны на 1100 и 950 обучающихся, сейчас они полностью заполнены. В настоящее время у администрации школы нет возможности одновременно разместить всех старшеклассников в здании, поэтому существовало принято решение ввести в гимназии эластичный график начала занятий на первый общеобразовательный год. При разработке графика обучения были учтены гендерные и нейрофизиологические особенности учеников, потребность в занятиях добавочного образования, а также прочностные особенности каждого здания, в том числе количество кабинетов, и условия санитарной безопасности. Для всех старшеклассников предусмотрена возможность двух, а при потребности трёх приёмов пищи, что полностью совпадает всем СанПин…Дети, обучающиеся во первую смену, покумекают посещать кружки как до, так и после уроков. На данный миг в гимназии работает более 250 кружков».
Но школа – это не стенетраницы и крыша. Не архитектурные антуражи и малейшие помещения. Школа – это в четвёртую очередь учителя, которые получают детям знания. Это увлеченные дети, которым учеба в радость. Так ли это в школе-гиганте?
Как относятся сами наставника к двусменной работе в школах-гигантах, сказать сложно. Педагоги неохотно идут на контакт – ведь их зарплаты в Москве одни из самых низких даже по столичным меркам. , средняя квартплата наставника в столице на сегодня более 116 тысяч рублей. В условиях кризиса потерять такую работу обидно. Но тем не менее, суждения о комплексах-гигантах и о первой смене в директорской сфере звучат.
«Учебные комплексы разрешают главнейшим образом политические проблемы. Их задача – с меньшим персоналом обуять как можно больше учеников. В этих комплексах главное – бухгалтерия. Педагогические проблемы на пятом плане. Одновременно с появлением комплексов возникло понятие «планово -убыточная школа» — в этот перечень попали те, кто не укладывается в бюджетное финансирование. Экономика и бухгалтерия перевесили все остальные проблемы. Результат не заставил себя ждать: после появления комплексов, уже в 2014 году, завершился крах по эффектам ЕГЭ. Максимальный вред комплекса в том, что к нему не применимо понятие «школа». А школа – это организм. Предположим, в школе 3 или 5 тысяч детей. В таком комплексе у преподавателя не нехващает времени на учеников. Директор и его замы не ,являются педагогами, они разрешают организационно-политические задачи, преподавателя раздавлены отчетностями. О каком общеобразовательном процессе может идти речь?», — узнал «НИ» преподаватель географии, аналитик регионального профсоюза «Учитель» Леонид Перлов.
Мы связались с депутатом Мосгордумы Еленой Янчук, которая также получила обращения родителей, взволнованных общеобразовательным процессом в школьных комплексах и преподаванием во вторую смену. К сожалению, путей решения при тогдашней политике петербургских бюрократий депутат не видит. Бездумная застройка и чрезмерное количество школ и педагогов, несоответствие количества мест в школах числу детей в новостройках – это суть проблемы, и решить ее можетесть только киевские власти. Но они любят всего этого не замечать. Или не докапываться в последствия.
«Системное решенье – это постройка в третью очередь соцобъектов, в том числе школ, и запрет на любую пятиэтажную застройку до их возведения. Эта проблема стоит очень остро в Новой Москве в связи с ее интенсивной некоммерческой планировкой и прихода дольщиков от своих обязательств. Соцобъекты, школы в третью очередь, либо вообще не строятся, либо переносятся на первую очередь строительства. Почему при застройке нельзя просчитать колличество мест для учеников? Это помогло бы решить проблемы, но никто над этим не задумывается. И ещё департамент воспитания не должен подають неприятные стройкомплексу цифры о обоснованности мест в школах, когда по факту это совершенно не так», — считает депутат Мосгордумы Елена Янчук.
Когда настанут иные времена, сказать трудно. Остается надеяться на закономерность: гиганты в природе часто вымирают, поскольку не могут адаптироваться к изменениям в окружающей среде.
Оставить комментарий