Больше двух лет крупнейшие предприятия российского автопрома находятся под западными санкциями, которые вроде как призваны изгнать оттуда Олега Дерипаску. Однако ещё до санкций он вёл переговоры о продаже своей доли в группе ГАЗ концерну «Фольксваген». Теперь он, по-видимому, хочет, чтобы государство помогло ему со сделкой. Просить об этом миллиардеру приходится через СМИ, а Минфин США как будто играет на его стороне.
В конце июля Олег Дерипаска дал два интервью, которые выглядят попыткой примерить на себя роль публичного политика. «Поднять транспортное машиностроение», «сделать Россию страной среднего достатка для каждого», – лозунги, упакованные в ответы на вопросы журналистов. Интервьюеры BFM и РБК как будто и не пытались вытянуть из него что-нибудь стоящее, а лишь помогали олигарху озвучить заранее заготовленные реплики. Можно поспорить, что аудиторию российских деловых изданий намного больше интересуют отношения Дерипаски с госбанками, ситуация вокруг его иностранных активов и то ли состоявшаяся, то ли не совсем, перерегистрация его компаний в «русском офшоре» в Калининградской области. Но об этом Дерипаску не спросили. Вместо этого миллиардер выступил с привычной ему критикой в адрес Банка России, который, по его мнению, сознательно отказывается участвовать в программах развития страны.
Выглядело всё так, будто алюминиевый король вот-вот объявит о создании собственной партии, чтобы пойти во власть и разрушить существующие, по его мнению, препятствия для роста российской экономики. Не только для себя – для всех. Но человека с подобной биографией трудно заподозрить в заботе об общественном благе. В политику Олег Дерипаска точно не собирается. И потому стоит понять реальные причины его медийной активности, тем более что накануне она лишь усилилась.
Стук в закрытую дверь
«Американцы внаглую отжали бизнес у продвинутой китайской компании. Также пытаются отжать ГАЗ у российских акционеров, с молчаливого согласия ЦБ РФ», – написал Дерипаска в своём Телеграмм-канале в прошлый понедельник, комментируя скандал вокруг социальной сети TikTok. Он считает, что Банк России де-факто поддерживает соблюдение режимах введённых США санкций (группа ГАЗ находится под ними с апреля 2018 года). Что именно следовало бы изменить в политике ЦБ, миллиардер не пояснил. По-видимому, мы должны понять это из его предыдущих выступлений. Хотя, скорее всего, Дерипаска имеет ввиду нечто иное, чем собственные теоретические рассуждения об экономике. Что именно – знает адресат его публичных выступлений, и это вовсе не читатели деловых изданий.
Очевидно, что судьба группы ГАЗ будет решаться на высшем государственном уровне. В апреле прошлого года Олег Дерипаска заявил, что готов отказаться от контроля над активами группы «как это было сделано с En+» (см. справку) либо передать предприятия государству. Однако в июле 2020 года он дал понять, что может продать свою долю иностранному игроку. «В переговорах с «Фольксваген» точка не поставлена», – сказал он в интервью РБК.
При изменении структуры собственности En+ американцы сделали всё, чтобы Дерипаска не смог получить живые деньги за свои акции. Вряд ли бы он продолжал переговоры с Volkswagen, если бы Вашингтон занял аналогичную позицию в отношении группы ГАЗ. Если так, то единственным препятствием для сделки может быть несогласие с ней российских властей. Обычно переговоры по таким вопросам проводят без журналистов. Но Дерипаске как будто приходиться обращаться наверх через СМИ, да и ещё и с использованием эзопова языка: «мы должны поднять транспортное машиностроение» вместо «помогите мне решить проблему с ГАЗом». В чём может быть причина?
СПРАВКА
До января 2019 года приблизительная доля Олега Дерипаски в En+ Group оценивалась в 70%. В рамках работы по снятию с компании американских санкций он снизил свою долю до 44,95%. Это произошло благодаря эмиссии дополнительных ценных бумаг En+, а также передачи части акций ВТБ (ранее они находились в залоге у банка) и дарения акций Дерипаски его благотворительному фонду.
«Никакие транзакции, осуществляемые в соответствии с соглашением, не позволят Дерипаске получить средства в обмен на его акции или же [средства] от будущих дивидендов, выпущенных Русалом, En+ или ЕвроСибЭнерго», — заявило Управление по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC).
Давно собирался
Информация о том, что Volkswagen ведёт переговоры о покупке доли в группе ГАЗ, появилась в открытых источниках в 2017 году, хотя сами партнёры официально этого не подтверждали. Интерес немцев к этой истории понятен. В том же году Volkswagen Group и группа ГАЗ подписали соглашение о продлении контрактного производства легковых автомобилей (Skoda Octavia и Kodiaq) на заводе в Нижнем Новгороде, а также поставке немецких двигателей для легких коммерческих автомобилей марки ГАЗ. Американские санкции, которые были введены в отношении Олега Дерипаски и его компаний весной 2018 года, кажутся главной причиной, помешавшей сделке. Но в свете последних событий ситуация вокруг ГАЗа выглядит совершенно иначе.
В июльском интервью РБК Олег Дерипаска заявил, что «ГАЗ никогда не платил дивиденды, назвать это источником дохода достаточно тяжело». Но, по его словам, в предприятия группы «вложено много сил». Трудно поверить, что именно этими аргументами он мог убедить ястребов из OFAC позволить ему продать акции ГАЗа за живые деньги. К слову, 23 июля американский Минфин потребовал отстранить Дерипаску от принятия решений в группе ГАЗ, при этом Вашингтон всё же продлил российским предприятиям «лицензию», позволяющую им работать с поставщиками и контрагентами (документ избавляет последних от вторичных санкций). По сути, введение реальных жестких санкций в очередной раз отложено.
«Наша Версия» направила официальный запрос в ООО «Управляющая компания «Группа ГАЗ» по поводу возобновления переговоров с Volkswagen и возможного изменения позиции OFAC в отношении активов Олега Дерипаски.
Кому принадлежит ГАЗ?
Группа ГАЗ не публикует данные об аффилированных лицах с 31 декабря 2018 года. В последней такой публикации было указано, что 65,6% акций группы принадлежит холдингу «Русские машины» Олега Дерипаски. Владельцы оставшихся 34,4% не раскрывались. Как отмечает РБК, акционерная структура «Русских машин» и ГАЗа закольцована. Согласно данным СПАРК, «Русские машины» сейчас принадлежат кипрской компании Consultrend Enterprises. Один из акционеров Consultrend Enterprise — «дочка» «Русских машин» — нижегородская «Аритера», следует из данных кипрского реестра.
Дерипаска и ФБР
Вообще, санкции в отношении Олега Дерипаски выглядят странными на фоне его давних контактов с представителями разных уровней американской администрации. Летом прошлого года в интервью изданию The Hill он признался, что в сентябре 2016-го он общался с сотрудниками ФБР, которые якобы пытались его завербовать для слежки за высшими правящими кругами России. Также, по словам олигарха, агентов интересовала информация о Поле Манафорте, возглавлявшим на тот момент предвыборный штаб Дональда Трампа. Олег Дерипаска признаёт, что имел общие дела с Манафортом, но, по его словам, речь шла исключительно о бизнесе.
Это был далеко не единственный эпизод общения русского алюминиевого короля с Федеральным бюро расследований. По его собственному признанию, в 2009-2011 годах он помогал американским силовикам с освобождением из иранского плена бывшего агента ФБР Роберта Левинсона. Последний был задержан в Иране в 2007 году во время разведывательной миссии. Дерипаска признался, что заплатил за освобождение Левинсона более 20 млн долларов, но сделка с иранцами сорвалась из-за якобы противодействия тогдашнего госсекретаря США Хиллари Клинтон. «Я слышал, что эксперт по России в Госдепартаменте сказал: Мы просто не хотим быть в долгу перед этим парнем», — сказал Дерипаска в интервью The Hill. Он добавил, что никогда не ожидал от США благодарности за свои усилия по спасению Левинсона.
Однако трудно поверить, что бизнесмен, сколотивший состояние на приватизации бывших советских предприятий, может сделать что-либо бескорыстно. Тем более, потратить 20 млн долларов в интересах правительства чужой страны. Единственное, что могло бы объяснить такую щедрость – забота об иностранных активах Олега Дерипаски, которые он приобрёл на заработанные в России деньги.
Кто-то может предположить связь между расходами Олега Дерипаски на спасение американского агента и неожиданной лояльностью, которую могла проявить OFAC в вопросе с продажей его доли в группе ГАЗ. Но в реальности всё может быть куда проще. На момент проведения операции по освобождению Роберта Левинсона руководителем ФБР был Роберт Мюллер, который затем в качестве спецпрокурора вёл расследование о «российском вмешательстве» в выборы президента США в 2016 году. Собственно, доклад Мюллера в Конгрессе и стал причиной введения новых санкций против российских чиновников и бизнесменов, включая Олега Дерипаску.
Ситуация вокруг группы ГАЗ слишком похожа на фиктивный развод для сокрытия активов. Якобы из-за угрозы санкций многие депутаты и чиновники официально разошлись со своими жёнами, предварительно оформив на них собственность, наличие которой в декларации государственного служащего может вызвать неприятные вопросы не столько за границей, сколько в России. В случае с Олегом Дерипаской и ГАЗом угроза санкций может быть лишь поводом, чтобы спокойно «выйти в кэш» и сосредоточиться на своих интересах за пределами РФ. Да, сейчас он находится под персональными ограничениями, которые вряд ли позволят ему спокойно вести бизнес за границей. Но что, если после отказа от контроля над группой ГАЗ эти ограничения будут сняты? Невозможно поверить в искренность человека, который на словах пытается представить себя записным патриотом, но управляет крупнейшими предприятиями российского автопрома через офшорные юрисдикции.
Публичные выступления Олега Дерипаски могут указывать на то, что он рассчитывает избавиться от доли в ГАЗе до конца 2020 года. Если сделка с Volkswagen не состоится, ему, по-видимому, не останется ничего, кроме как вернуть государству контроль над предприятием.
КСТАТИ
На удивление без последствий завершился для Олега Дерипаски скандал с эскортницей Настей Рыбкой и человеком, похожим на (теперь уже бывшего) вице-премьера Сергея Приходько в 2018 году. В России отдых высокопоставленного чиновника на яхте олигарха могли воспринять, как взятку. На Западе могли заинтересоваться предполагаемыми записями их разговоров о влиянии на американскую политику. Но в итоге ни здесь, ни там эта история не привела к серьёзным неприятностям для Дерипаски. Скандал с Настей Рыкой едва успел забыться, а бизнесмен уже засветился в новой истории с девушками лёгкого поведения. Сербское издание Republika сообщило, что якобы именно он был замечен на вечеринке на яхте в Черногории. Об этом стало известно после того, как полиция Сербии задержала нескольких проституток, работавших на курорте Порте-Монтенего в соседней стране. По информации сербской газеты, вечеринку с эскортницами мог организовать партнёр Олега Дерипаски в En+ Group Натаниэль Ротшильд. В числе прочих на яхте могли присутствовать президент Черногории Мило Джуканович, а также влиятельный британский политик лорд Питер Мандельсон и звезда сериала «Секс в большом городе» Синтия Никсон. Информации об этом случае пока немного. По мнению блогера Сергея Беседина, единственное, что можно пока сказать по опубликованным фото задержанных проституток – у Дерипаски очень плохой вкус на девушек. Вполне возможно, что именно на таких вечеринках он пишет посты про ЦБ в своём Телеграмм-канале.
Оставить комментарий